ГлавнаяКлубы11 класс СемицветикБлог клуба - 11 класс СемицветикПроектная работа по биологии Леоновой Анны

Проектная работа по биологии Леоновой Анны

Автор
Опубликовано: 1967 дней назад (13 декабря 2018)
Редактировалось: 2 раза — последний 14 декабря 2018
0
Голосов: 0
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Курагинская средняя общеобразовательная школы № 1 имени героя Советского Союза А.А.Петряева






Проектная работа

Тема: « Сенсорная депривация »




Выполнила: Леонова А. М.
Класс 8 «В»
Руководитель: Мухолёва В.Н.





пгт. Курагино, 2018

ОГЛАВЛЕНИЕ
1. Введение…………………………………………………………3
2. Основная часть
А) Теоретическая………………………………………………..5
Б) Практическая ……………………………………………….12
3. Заключение …………………………………………………….13
4. Список используемых ресурсов………………………………14


































ВВЕДЕНИЕ


Обоснование темы:
Я заинтересовалась сенсорной депривацией после того, как однажды случайно наткнулась в интернете на довольно интересный, но далеко не гуманный и довольно жуткий эксперимент, который проходил в 1983 году. Мне стало интересно, практикуют ли подобное в наше время? Как оказалось, да, но проходит всё куда более безобидно.
Актуальность на сегодняшний день:
Сенсорная депривация стала сегодня неотъемлемой частью нашей жизни. Мы можем использовать её, даже не задумываясь. Прослушивание музыки в наушниках – это тоже сенсорная депривация. Врождённая слепота, глухота тоже ей является. Так же в наше время существуют специальные камеры для проведения процедуры сенсорной депривации.
Проблема:
Продолжительная депривация приводит к появлению различных психических расстройств, выражающихся в виде бессонницы, проблем с восприятием окружающего мира, эмоциональной неустойчивости и лабильности. Следует отметить, что часто люди специально ограничивают собственный контакт с действительностью, для того, чтобы открыть в себе новые границы восприятия. Однако длительное пребывание в условиях изоляции может принести в жизнь человека множество различных проблем.
Цель:
Цель работы — выяснить, как чувствует себя человек, на котором практикуют сенсорную депривацию.
Задачи:
1. Выяснить значение терминов «Сенсор», «Депривация» и «Сенсорная депривация».
2. Найти примеры сенсорной депривации в истории и повседневной жизни.
3. Провести эксперимент.
4. Проанализировать полученные результаты.
5. Сделать выводы о последствиях сенсорной депривации.
Методы и методики:
1. Изучение литературы и статей из журналов и интернета.
2. Самонаблюдение.
Новизна или практическая значимость (новизна и практическая значимость лично для ребенка):
В том, что на сегодняшний день существуют изобретения, посвященные сенсорной депривации вообще. Однако я решила изучить эту тему на примере самой себя, и в этом заключается новизна моего исследования.















ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
А) Теоретическая часть


Ключевое понятие для моего исследования – это, естественно, сама Сенсорная депривация.
На самом популярном официальном сайте, выполняющем функции некой энциклопедии, [3] я нашла следующее определение термина сенсорная депривация в одноимённой статье «Сенсорная депривация (от лат. sensus — чувство и лат. deprivatio — потеря, лишение) называется частичное или полное прекращение внешнего воздействия на один или более орган чувств, которое приводит к снижению потока нервных импульсов центральную нервную систему.»
В психологии же понятие немного похоже с ранее представленным, но всё же они разные.
В психологии сенсорная депривация - это термин, при помощи которого обозначается эмоциональная и сенсорная «голодовка». Намеренное снижение поступающей информации от различных каналов восприятия позволяет активировать развитие воображения.
Мы выяснили значение полного термина, но как насчёт того, чтобы разобрать его по частям?
Что же значит само слово «Сенсор»? Это я выяснила на в книге [5] Итак, сенсор – это отдельный рецептор (например, палочка сетчатки, свободное нервное окончание, воспринимающее боль, и т.д.) или же рецепторный орган (ухо, глаз и др.)
Что же насчёт депривации? Это я выяснила уже в другой книге, [4] Дерпивация (от англ. deprivation - лишение, утрата) – это продолжительное лишение или ограничение человека возможностей удовлетворения каких-л. основных психических потребностей. Выделяют сенсорную, социальную и др. виды
Хорошо, с определениями всё понятно. Теперь познакомимся с сенсорной депривацией поподробнее. Вначале обратимся к истории вопроса сенсорной депривации. Всё началось с жуткого эксперимента, который был проведён учёными над человеком в 1983 году.
Ученые выдвинули теорию, что человек, полностью лишенный чувств и стимулов из внешней среды, сможет ощутить присутствие Бога. Они полагали, что пять чувств блокируют наше осознание вечности, и без них человек сможет действительно установить мысленный контакт с Богом. Пожилой мужчина, который заявил, что ему «нечего терять», был единственным подопытным-добровольцем.
Чтобы экранировать его сознание от всех чувств и ощущений, ученые провели сложную операцию, в ходе которой части мозга, отвечающие за сознание, были отделены от всех нервных окончаний. В итоге, хотя подопытный полностью сохранил способность передвигаться, он не мог видеть, слышать, чувствовать, ощущать запах или боль. Лишенный возможности общаться и даже ощущать внешний мир, он остался наедине со своими мыслями.
Ученые отслеживали его состояние, а он описывал свое душевное состояние нечленораздельными предложениями, которые сам не мог слышать. Спустя четыре дня он сообщил, что слышит шипящие неразборчивые голоса в своей голове. Еще два дня спустя мужчина прокричал, что с ним говорит его усопшая супруга — и, более того, он может отвечать ей. Ученые были заинтригованы, но окончательно они поверили ему только тогда, когда он начал перечислять имена их умерших родственников, о которых ранее не знал. Он имел сведения, которые мог получить только от мертвых супругов или родителей учёных. На этом этапе большинство ученых отказалось от продолжения экперимента.

После недели мысленных разговоров с мертвыми подопытный заявил, что голоса стали невыносимыми. Всякий раз, когда он бодрствовал, в его сознание проникали сотни голосов, которые отказывались оставлять его в покое. Он часто бросался на стену, тщетно пытаясь вызвать боль. Он умолял ученых дать ему снотворное, чтобы он мог спастись во сне от голосов в голове. Это сработало лишь на три дня, после чего у него начались жестокие ночные кошмары. Подопытный раз за разом повторял, что во сне видит и слышит мертвых людей.
Позже подопытный начал царапать свои невидящие глаза, надеясь установить хоть какой-то контакт с внешним миром. Он бился в истерике и говорил, что голоса мертвых его оглушают и становятся враждебными, рассказывая ему о преисподней и конце света. В какой-то момент он выкрикивал: «Нет рая, нет прощения!» — на протяжении пяти часов подряд. Он постоянно просил об эвтаназии, но ученые были уверены, что очень скоро он войдет в контакт с Богом, как и предполагалось.
Еще день спустя подопытный утратил способность к связной речи. По-видимому, потеряв рассудок, он начал откусывать плоть со своей руки. Ученые привязали его к столу, чтобы он не убил себя.
Пару часов спустя подопытный перестал вырываться и кричать. Он слепо уставился в потолок, а из глаз его беззвучно потекли слезы. Две недели ученым приходилось вводить ему жидкость внутривенно из-за того, что он постоянно рыдал и из-за этого обезвоживал организм. Наконец, он повернул голову набок и прошептал: «Я говорил с Богом, и он покинул нас». В тот же момент все его жизненные процессы остановились. Причина смерти не была установлена.
Согласитесь, ситуация довольно неприятная и после этого не очень хочется доверять терапии, основанной на сенсорной депривации, ведь сейчас часто принято считать, что сенсорная депривация имеет в основном негативные последствия, как это наглядно показано выше.
Но так же общеизвестным считается, что сенсорная депривация так же имеет и положительные влияния на человека, о чём сказано на сайте [2]. «В 50-х годах 20 века канадский нейрофизиолог Джон Лилли создал специальную камеру для максимальной изоляции от внешних факторов и раздражителей. Стенки сооружения не позволяли проникать внутрь ни звукам, ни свету, ни запахам, а снижение тактильных ощущений достигалось погружением человека в водно-солевой раствор, плотность которого приближалась к комфортной морской воде и позволяла телу оставаться на плаву.
Человек, пребывая в экспериментальной изоляционной камере, испытывал ощущение невесомости. Находясь в таких условиях, объектом сознания испытуемого становится самосознание и содержимое его подсознания. В условиях изоляционной камеры феномены воздействия сенсорной депривации развивались значительно быстрее и интенсивнее и у ряда испытуемых уже через 2-3 часа отмечались сноподобные и галлюцинаторные переживания.
В результате исследования было установлено, что привычный повседневный способ восприятия и реагирования на внешние стимулы вырабатывает упрощенный алгоритм взаимодействия с внешним миром, но он же и отвлекает человека от глубинной сути своего сознания и понимания своей роли в мире, что может быть причиной неудовлетворенности своим положением и жизнью. Таким образом, в помощь человеку изоляционную камеру Джона Лилли можно использовать с целью углубленного самоанализа и трансформации психики для психологического здоровья.
На основе результатов экспериментов доктора Джона Лилли была разработана флоатинг-терапия, в которой используются короткие сеансы сенсорной депривации с психотерапевтической целью.
Из этого можно сделать вывод, что последствия могут быть разного характера: как положительные, так и отрицательные. Примеры последствий представлены на сайте [2] всё в той же статье.
Положительные результаты:
1. Увеличение творческого потенциала,
2. Познание себя,
3. Психологическая релаксация,
4. Разрядка или трансформация вытесненных напряжений в подсознании,
5. Уменьшения ранее присутствовавших невротических явлений,
6. Понимание своего жизненного пути,
7. Уменьшение психосоматических проблем,
8. Улучшения здоровья.
Данные явления происходили у творческих людей, ученых, мыслителей с высоким уровнем интеллекта, которые до опыта сенсорной депривации задумывались о смысле жизни, пытались познавать себя или же имели опыт обучения медитативным техникам.
Отрицательные результаты:
1. Рассеянность внимания
2. Дезориентация
3. Тревога
4. Изменения восприятия времени и пространства
5. Иллюзии и галлюцинации
6. Психологическая астенизация, невротизм
Данные явления возникали преимущественно у людей, которые не пытались до опытов работать со своим сознанием, не искали путей познания себя и реализации творческого потенциала.
Интересно, что при разных личностях и восприятии человеком процедуры сенсорной депривации, менялись и результаты. Из этого можно сделать вывод, что в такой простой, казалось бы, процедуре существенную роль такая сложная вещь, как подсознание человека.
При всех наших исследованиях необходимо подчеркнуть, что в наше время сенсорная депривация применяется совсем для других целей, нежели в эксперименте 1983 года. На сегодняшние дни люди проходят такую терапию ради того, чтобы освободить свой разум, открыть новые возможности и познать себя. Очень часто в двадцать первом веке встречаются личности, которые действительно сильно устают при общении с другими людьми или даже не могут его выносить.
Такие люди добровольно ограждают себя от общества, при этом так же проводя неосознанно процедуру сенсорной депривации, но уже куда более длительную. Таких людей принято называть «Хиккамори» или сокращённо просто «Хикка»
Как видно из всего сказанного выше, сенсорная депривация является неотъемлемой частью жизни любого человека и значительно влияет на сознание и общее самочувствие, так что к этой теме нужно подходить с особой серьёзность.





Б) Практическая часть

Для того, чтобы выяснить на практике, какие всё же последствия могут быть после терапии сенсорной депривации, я решила провести эксперимент на самой себе. Так я смогу куда лучше понять ощущения и эмоции, возникающие при изоляции от внешнего мира, и описать их должным образом, чего нельзя было бы сделать, если бы эксперимент проводился над кем-то другим.
Эксперимент проводится посредством лёгкой сенсорной депривации, то есть завязываются глаза и надеваются перчатки, чтобы немного ограничить тактильный контакт. Всё время эксперимента, который будет продолжаться часа, я буду выполнять определённые задания, чтобы полностью ощутить палитру эмоций, которую испытывает человек, отрезанный от реального мира.
В эксперименте принимала участие, как уже было сказано выше, я сама. Источником для этого эксперимента стал сайт joinus.pro, на котором хорошо описаны проводящиеся относительно недавно эксперименты, которые вполне можно повторить в домашних условиях.
Результаты эксперимента вы можете увидеть ниже:
Я разделила время эксперимента на шесть частей, каждая из которых составляет десять минут от времени, в течении которого эксперимент проводился.
Первые десять минут я чувствовала себя крайне непривычно и беспомощно, будто слепой котёнок. Очень сложно передвигаться и ориентироваться даже в пространстве собственной комнаты. Так же я попробовала на вкус два продукта: вода и шоколадная конфета. Вкус обоих предметов значительно изменился. Вода стала казаться сладкой и вкуснее в общем. Шоколадная конфета, наоборот, стала горьковатой и неприятной по консистенции.

Вторые десять минут я начала постепенно адаптироваться и передвигаться стало немного проще. Хотелось просто упасть на пол и ползти, так как казалось, что, передвигаясь на двух ногах, я подвергаю себя какой-то опасности, но прошло это ощущение довольно быстро. Эти десять минут я в основном просто лежала, и ощущение снова отличалось от обычного. Время тянулось медленно, пространство казалось больше, чем оно есть на самом деле. Так же начинала кружиться голова.
Третьи десять минут началась ощутимая дезориентация. Я стала проходить мимо нужных объектов, забывать, где они находятся. Приходилось почти не поднимать ноги от пола, чтобы понять, по ковру я иду или по полу. Так же приходилось махать перед собой руками, чтобы ощутить, что примерно находится передо мной и не врезаться во что-то или в кого-то. Началась лёгкая паника, так как мне казалось, что в квартире кроме меня больше никого нет и я вообще хожу не по квартире.
В четвёртой части я снова приступила к выполнению небольших заданий: почистить зубы и помыть посуду. Чистка зубов заняла у меня очень много времени, так как долго я не могла найти свою зубную щётку и пасту. Наконец, когда почистить зубы у меня получилось, я ощутила, что паста стала более жгучая, и языку было не очень приятно ощущать на себе это жжение. С посудой всё обстояло не лучше, так как приходилось искать посуду по всей раковине, а из-за перчаток воды я не чувствовала, от чего казалось, что вода не течёт и вовсе.
В пятой части мой мозг стал соображать медленнее, а местами почти отключаться. Я стала вести себя очень пассивно и много лежать. Не могла даже нормально сидеть. Постепенно начали появляться слуховые галлюцинации, такие как шёпот и чужое дыхание рядом. Паника, дезориентация и страх стали увеличиваться и я часто ходила по всему дому, чтобы убедиться, что кроме членов моей семьи в квартире никого больше нет.

Во время последних десяти минут всё вокруг перестало восприниматься мной, как что-то реальное. Скорее, как какое-то другое измерение, в котором вокруг есть только темнота. Голова сильно кружилась, на тело накатила слабость и так же начало тошнить. В это время я не могла выполнять какие-либо задания и счёт времени потерялся. Я даже не смогла понять, что час уже прошёл. Сенсорная депривация перестала ощущаться, как эксперимент. Всё стало казаться пожизненным.
После окончания эксперимента я испытывала огромное облегчение от того, что я снова могу видеть и хорошо ощущать предметы вокруг себя. Но усталость никуда не прошла и даже накатила с куда большей силой. Началась головная боль, но при этом была радость от того, что всё закончилось.
В этом случае обращает на себя внимание тот факт, что каждые десять минут, которые кажутся совсем небольшим промежутком времени, состояние меняется просто кардинально. Из этого следует, что для того, чтобы переборщить со временем в данной терапии – достаточно и нескольких минут.
В заключении необходимо отметить, что подобные эксперименты лучше проводить не больше сорока минут и только под присмотром кого-либо из посторонних, чтобы они в любой момент могли прервать эксперимент.









ЗАКЛЮЧЕНИЕ

На мой взгляд, было бы интересно изучить сенсорную депривацию в других её формах: как терапию, как часть медицины, как способ открыть в себе новые возможности и как неосознанное её применение простым человеком.
То есть, работа рассматривает лишь один из аспектов проблемы, но, тем не менее, были выяснены последствия, которые возникают при резком ограждении человека от внешнего мира. Например, это может быть потеря слуха в аварии или потеря зрения ветеранами во время войны.
Исследование может быть полезно и интересно учащимся школ, которые увлекаются психологией, а также всем, кто интересуется профессий психиатра или психолога, так как сенсорная депривация оказывает влияние в первую очередь на психику человека.
В процессе написания работы я узнала много нового по теме, о которой раньше почти не имела понятия. Это и сферы применения, и способы, и последствия. Так же мной был получен довольно ценный жизненный опыт, приобретённый во время эксперимента.
Результаты исследования заставили меня задуматься над судьбой людей, которые по тем или иным причинам оказались изолированы от мира. Со стороны всё кажется не таким сложным, ведь глухие вполне могут общаться жестами, а слепые уверенно передвигаться не то, что в собственной комнате, а в многолюдном городе. Или же те же «Хикка», добровольно изолирующие себя от общества. Исследование в корне изменило моё представление о жизни людей с подобными проблемами





СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ РЕСУРСОВ


1. Сайт www.psyhologos.ru . Статья «Сенсорная депривация»
2. Сайт www.joinus.pro . Статья «Сенсорная депривация»
3. Сайт www.wikipedia.org . Статья «Сенсорная депривация»
4. Книга «Психоматерика: словарь-справочник» автора Дудьева В.П.
5. Книга «Большая энциклопедия по психиатрии» автора Жмурова В.А.
0 просмотров
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!