ГлавнаяКлубы9 "Б" класс "КАЛЕЙДОСКОП" (2020-2021 уч.год)Блог клуба - 9 "Б" класс "КАЛЕЙДОСКОП" (2020-2021 уч.год)Проектная работа «Влияние лидерских качеств на успешность подростков в учебной деятельности» Выполнила: Слесарева Элина Игоревна 7"Г" класс Руководитель Менгерт Ольга Сергеевна

Проектная работа «Влияние лидерских качеств на успешность подростков в учебной деятельности» Выполнила: Слесарева Элина Игоревна 7"Г" класс Руководитель Менгерт Ольга Сергеевна

Автор
Опубликовано: 1842 дня назад (23 апреля 2019)
Редактировалось: 3 раза — последний 6 мая 2019
+6
Голосов: 6
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Курагинская средняя общеобразовательная школы №1 имени героя Советского Союза А.А. Петряева






Проектная работа
Тема: «Влияние лидерских качеств на успешность
подростков в учебной деятельности»






Выполнила:
Слесарева Элина Игоревна
7 «Г» класс
Руководитель:
педагог-психолог
Менгерт Ольга Сергеевна





пгт. Курагино, 2018
ОГЛАВЛЕНИЕ
1. Введение...........................................................................................................3
2. Основная часть.................................................................................................5
3. Заключение.....................................................................................................10
4. Список используемых ресурсов .................................................................11
5. Приложения....................................................................................................12












ВВЕДЕНИЕ
В современном мире до сих пор идут споры: одни считают, что лидерами рождаются, а другие, что необходимо развивать лидерские качества. Актуальным остается «нужность» лидеров в любой сфере деятельности: учебной, профессиональной, творческой и др. Я являюсь представителем возрастной группы среднего школьного возраста. В этом возрасте у подростков появляется сильная потребность быть лидером в общении со сверстниками, желание занять среди сверстников значимое положение – определённую «позицию» и статус в классе. Среди моих одноклассников есть ребята, которые активно участвуют в делах класса и школы, они общительные, инициативные, успешные в учебе, энергичные, стремятся быть лидерами, а есть одноклассники, которые остаются в стороне, не проявляют интереса к происходящему, не имеют достижений ни в одной из сфер деятельности. Поэтому меня заинтересовало, влияют ли лидерские качества на успешность подростков, а именно на успехи в учебе.
Проблема в том, что есть потребность общества в лидерах, но недостаточно разработаны практические рекомендации развития лидерских качеств в подростковом возрасте, который считается основой для их формирования.
Целью моего проекта является исследование влияния лидерских качеств на успешность подростков в учебной деятельности.
Задачи:
1. Проанализировать литературу по теме проекта;
2. Рассмотреть определения понятий, связанных с темой;
3. Провести опрос среди подростков;
4. Обработать и проанализировать результаты опроса;
5. Разработать буклет для подростков «Как стать лидером?»;
Методы:
Эмпирический - включающий опрос, методы обработки данных.
Теоретический - анализ научной и учебно-методической литературы.
Новизна заключается в систематизации информации по влиянию лидерских качеств на успехи в учебе.
Практическая значимость заключается в возможности использовать рекомендации буклета для развития лидерских качеств у подростков.


ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Теоретическая часть
Лидерство - отношения доминирования и подчинения, влияния и следования в системе межличностных отношений в группе. [5]
Лидерство - процесс влияния на членов группы для достижения групповых целей.[4]
Лидер - это личность, за которой все остальные члены группы признают право брать на себя наиболее ответственные решения, затрагивающие их интересы и определяющие направление и характер деятельности всей группы.
Лидер - это член группы, чей авторитет безоговорочно признается остальными членами, готовыми следовать за ним. [1]
Лидерские качества - это совокупность психологических качеств, умений и способностей взаимодействовать с группой, которые способны обеспечить успешное выполнение лидерских задач и функций. [1]
Развитие лидерских качеств подросткового возраста представляется как проблема формирования характера, как «внешний» этап овладения самоконтролем. В подростковом возрасте оформляется тяга к лидерству как особому виду деятельности, формируются основы лидерских качеств. Лидер главный в подростковой группе, у него есть наибольшие возможности для влияния на других членов группы. Лидер определяет, какой будет «тон» коллектива, его атмосфера, установятся ли в нем дружеские отношения, норма взаимопомощи или отношения будут грубыми, жесткими. Чем более развита группа, тем более интересная, культурная, с широким кругом интересов личность ее лидера.[4]
Группа - ограниченная в размерах общность людей, выделяемая из социального целого на основе определенных признаков (характера выполняемой деятельности, социальной или классовой принадлежности, структуры, композиции, уровня развития и т.д.). [1]
Коллектив - это группа людей, составляющая часть общества, объединенная общими целями и близкими мотивами совместной деятельности, развивающими это общество.[1]
Школьный класс - это своеобразный коллектив. Без лидера группа может существовать лишь недолгое время, так как необходимо скреплять взаимоотношения. Основная задача лидера - вызывать активность, устранять пассивность, вовлекать всех членов группы в управление ею. Лидер дает группе единство ценностей и целей. Однако лидерство может быть сосредоточенно не только в одном человеке, а распределено между несколькими или же всеми членами группы. Так в развитии различных ситуаций инициатива «правления» будет передаваться от одного человека к другому.
Успешность подростков в учебной деятельности напрямую зависит не только от внешних условий, но и от внутренних. Например, большое влияние на успех в обучении оказывают личностные качества ребенка, такие, как ответственность, организованность, уровень развития его интеллекта, особенности мышления и памяти, степень развития речи и воображения.
Существуют определённые типы лидерства:
Лидер может быть формальным, то есть на него официально возложены коллективом определённые полномочия, выбранный на должность человек; и неформальным – ведущим за собой в силу личных особенностей и убеждений без выбора на роль лидера.
По направленности деятельности лидер может быть созидателем, действующим в интересах дела, в интересах коллектива, который он ведёт за собой, и разрушителем – дезорганизатором, действующим в своих личных интересах, на первом плане у него не дело и люди, а собственное эгоистическое желание показать себя, используя для этого дело и окружающих, зачастую во вред делу и людям.
По отношению к общественным нормам лидер может быть социальным лидером, деятельность которого протекает в рамках морали и права, и асоциальным, организующим группу на нарушение правовых и моральных норм.
По сфере деятельности лидер может быть деловым, решающим стоящие перед группой задачи и эмоциональным, действующим в основном в сфере межличностного общения.
По характеру деятельности лидер может быть универсальным, то есть проявляющим лидерские качества в любой обстановке, - и ситуативным, эффективно действующим только в определённой деятельности или ситуации.
По функциям, реализуемым лидером, он может быть вдохновителем, инициатором – выделяется в деятельности на этапе выдвижения идей, в поиске новых сфер деятельности; организатором, в этом случае он умело организует деятельность; эрудитом, умельцем – выделяется как наиболее подготовленный в определённом виде деятельности; генератором эмоционального настроения.
Вопросу о том, какими качествами должен обладать лидер, посвящено много исследований в психолого-педагогической литературе. Но в ходе исследований не удавалось выявить определённое количество черт личности, их было слишком много или же их определённое количество не подтверждалось дальнейшей практикой. Мы предлагаем рассмотреть некоторые особенности качеств лидеров среди подростков. Р. Столдилл выделил 5 таких черт: ум или интеллектуальные способности; господство или преобладание над другими; уверенность в себе; активность и энергичность; знание дела. Но оказалось, что человек, обладающий всеми этими качествами, не обязательно является лидером.
Таким образом, рассмотрев основные понятия, типы лидерства, особенности лидерских качеств подростков, мы можем сделать вывод о том, что в подростковом возрасте лидерство – это внешнее условие, а успешность в учебе напрямую зависит не только от внешних, но и от внутренних условий (например, от уровня развития интеллекта, ответственности, организованности). Если лидер по типу вдохновитель или созидатель, то он может направить других на повышение успешности в учебной деятельности.
Практическая часть
Для того чтобы проверить влияют ли на успешность в учебе лидерские качества мы провели опрос (30 учащихся) и тестирование «Способен ли ты быть лидером?"( 20 учащихся, успевающих на «4» и «5»). Результаты опроса представлены в таблице:

1. Кто такой лидер?

2.Ты хочешь стать (быть) лидером?
3. Какими качествами должен обладать лидер?
4. Влияет ли лидерство на успех в учебе? Если да, то, каким образом?

да
нет

да
нет
Человек, который лучше всех (1) Который может управлять людьми (9).
Главный во всем (3) Командир (8)
Ведущий за собой (4) Руководитель (2) Победитель во всем (1) Авторитет (2)
18

12

Целеустремленность, ответственность, смелость, уравновешенность, отзывчивость, активность, коммуникативность, ум, организованность, самостоятельность.

9
21

Помогает: Быть лучше всех, достигать лучших результатов. Быть примером для других. Быть более организованным.
Работать над собой. Достигать поставленной цели

По результатам опроса видно, что ребята ориентируются в определении понятия «лидер», 60% учащихся хотели быть лидерами и развивать лидерские качества, 40% -нет. Из качеств, присущих лидеру, ребята выделяют: целеустремленность, организованность, уравновешенность и др. 30% участников опроса считают, лидерские качества влияют на успешность в учебной деятельности. 70% - нет. Из результатов теста выяснили, что из 20 успевающих в учебе ребят, у 25% качества лидера выражены сильно, у 40% качества лидера выражены средне, у 35%- слабо. При этом учащиеся отметили, что лидерские качества, безусловно, помогают в учебе, творчестве и спорте, во взаимодействии с незнакомыми людьми и общении со сверстниками.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Мною была исследована интересная тема. На основе анализа психолого-педагогической литературы удалось раскрыть более подробно определение понятий «лидер» и «лидерские качества», рассмотреть типы лидерства. Я сделала вывод о том, что в подростковом возрасте лидерство – это внешнее условие, а успешность в учебе напрямую зависит не только от внешних, но и от внутренних условий (например, от уровня развития интеллекта, ответственности, организованности). Если лидер по типу вдохновитель или созидатель, то он может направить других на повышение успешности не только в учебной деятельности, но и в творчестве, спорте, во взаимодействии с незнакомыми людьми и общении со сверстниками. Результаты опроса показали, что не все успевающие в учебе дети являются лидерами, но качества лидерские важно развивать. Поэтому мы разработали буклет с рекомендациями «Как стать лидером?»

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ РЕСУРСОВ
1. Дьяченко М.И. Психологический словарь-справочник / М.И. Дьяченко, Л.А. Кандыбович. - МН.: Харвест, М.: АСТ, 2001.- 576 с.
2. Немов Р.С. Психология. Кн. 1. Общие основы психологии / Р.С. Немов. – М. 2003. - 688с.
3. Фельдштейн Д.И. Психология современного подростка / Д.И. Фельдштейн. - М.: Педагогика, 2002. – 114с.
4. Введение в психологию. Учебник. / Под ред. Петровского А.В. М.: Академия, 1996 - 496 с.
5. Вердебер Р., Вердебер К. Психология общения. СПб «Издательский дом Нева», 2003. 318с.

ПРИЛОЖЕНИЯ
0 просмотров
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!