Проектная работа по биологии

Автор
Опубликовано: 1970 дней назад (13 декабря 2018)
0
Голосов: 0
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Курагинская средняя общеобразовательная школа № 1 имени героя Советского Союза А. А. Петряева






Проектная работа по биологии
Тема: «Экспериментальные исследования особенностей кратковременной памяти подростков»




Выполнила: Родькина Александра Анатольевна
Класс: 8В
Руководитель: Мухачёва В.Н.




пгт. Курагино, 2018


ОГЛАВЛЕНИЕ
1. Введение …………………………………………………...…………… 3
2. Основная часть
А) Теоретическая часть ………………………………………………... 5
Б) Практическая часть …………………………………………………. 6
3. Заключение .…………………………………………………………... 12
4. Список используемых ресурсов …….………………………………. 13





ВВЕДЕНИЕ
Я выбрала тему «Память» для своей работы, так как память - это основа психической деятельности. Без нее невозможно понять основы формирования поведения, мышления, сознания, подсознания.
Память… Каждый человек постоянно обращается к ней. Даже страшно вообразить, что её вдруг не стало бы! Но что можно сказать о своей памяти? Хорошая она или плохая? Хорошая – по сравнению с кем? Хуже, чем у кого? А каковы её резервы? Резервы именно той памяти, которая всё время с вами, но о которой вспоминаем только когда она подводит.
Сегодня проблема улучшения памяти является одной из самых актуальных, потому что нам часто приходится иметь дело, особенно в учебе, с такой информацией, которая прямо не связана с тем, что мы в данный момент делаем, что нас волнует. Но мы знаем, что в той или иной форме эта информация понадобится нам в будущем. Мы заставляем себя запомнить её. Учащиеся перед экзаменами часто заучивают материал с установкой запомнить его на небольшой срок (до сдачи экзамена). Ясно, что такое заучивание приносит кратковременную, кажущуюся пользу.

Цель: выявить объём кратковременной памяти восьмиклассников при разных способах запоминания.
Задачи:
1. Проанализировать научно-популярную литературу по выбранной теме;
2. Выявить объем кратковременной памяти;
3. Оценить возможности памяти при логическом и механическом способах запоминания;
4. Определить эффективность непроизвольного запоминания;
5. Определить объем памяти при запоминании словесного материала с заранее заданной системой смысловых связей;
6. Определить объём памяти на отвлеченные понятия методом пиктограмм;
7. Провести анализ результатов тестирования;
8. Дать практические советы учащимся по тренировке и совершенствованию памяти.
Методы:
1. Анализ научно-методической литературы
2. Эксперимент
3. Методы математической обработки данных
Новизна и практическая значимость в том, что наша работа посвящена тому, чтобы учащиеся восьмых классов смогли узнать особенности своей памяти. Эти характеристики сугубо индивидуальны. Показать, что при желании они могут улучшить свою память, какого бы типа она ни была. Ведь главное отличие между людьми с хорошей памятью и с плохой в том, что одни умеют ею пользоваться, тренируют ее, а другие – нет.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
А) Теоретическая часть
Память – форма психического отражения, заключающаяся в запоминании, сохранении и последующем воспроизведении какого-либо прошлого опыта. Память – важнейшая познавательная функция, которая является основой психической деятельности и составляет фундамент человеческой эрудиции. Основные процессы памяти: запоминание, сохранение, воспроизведение, забывание. [3]
Запоминание информации бывает механическим и логическим, произвольным и непроизвольным, непосредственным и опосредованным. Различают несколько видов памяти: наглядно–образная память (память на зрительные, звуковые, осязательные, обонятельные образы); словесно–логическая память (память на смысл изложения, его логику, на соотношение между элементами получаемой в словарной форме информации); двигательная память (память на движения); эмоциональная память (память на переживания). В зависимости от длительности сохранения информации память бывает кратковременной и долговременной, оперативной и промежуточной. [3]
Основные свойства памяти – это объем, прочность, точность, организованность. Память человека изменяется на протяжении всей жизни.
Когда информация трудна для запоминания, очень сложно организована, когда есть ограничения во времени, то на помощь приходят различные приемы быстрого запоминания. [1]
Эффективность запоминания зависима от следующих факторов: мотива на запоминание; важности информации; сочетания запоминания и применения; использования приемов запоминания; эмоциональности восприятия; осмысления материала; количества повторений; психического состояния человека. [2]

Б) Практическая часть
Работа проводилась в ноябре 2018г.
1. Опыт «Непроизвольное запоминание»
Инструкция: проводится простейший опыт на скорость классификации слов. Слова читаются в быстром темпе, испытуемый должен записывать слова в один из трех столбиков (животные, растения, профессии).
Список зачитываемых слов: носорог, экономит, гипотеза, химик, черепаха, суждение, тигр, аналогия, электрик, теорема, медведь, физик, знание, биолог, антилопа, юрист, лисица, вывод, лось, закон, геолог, обезьяна, инженер, анализ, дизайнер, аксиома, рысь, синтез, леопард, оператор.
Ключ
№ Животные Профессии Научные абстракции
1 Носорог Экономист Гипотеза
2 Черепаха Химик Суждение
3 Тигр Электрик Аналогия
4 Медведь Физик Теорема
5 Антилопа Биолог Знание
6 Лисица Юрист Вывод
7 Лось Геолог Закон
8 Обезьяна Инженер Анализ
9 Рысь Дизайнер Аксиома
10 Леопард Оператор Синтез
После окончания опыта вычисляется общий коэффициент запоминания по формуле:
k = m ÷ n × 100%,
где k – общий коэффициент запоминания,
m – общее количество правильно воспроизведенных слов,
n – количество зачитанных слов (n = 30)
Результаты:
Общий коэффициент запоминания у мальчиков:
k = 330 ÷ 30 × 100% = 11
Общий коэффициент запоминания у девочек:
k = 330 ÷ 30 × 100% = 11

2. Опыт «Опосредованное запоминание конкретных понятий»
Инструкция: называются пары слов. Испытуемый должен запомнить второе слово каждой пары. Когда продиктованы пары слов, будут зачитываться только первый слова, а в ответ пишется запомнившееся второе слово этой же пары.
Список зачитываемых слов:
1. Паровоз – рельсы 11. Лампа – вечер
2. Петух – забор 12. Закон – декрет
3. Стол – стул 13. Грамм – мера
4. Бабочка – муха 14. Груша – компот
5. Ложка – вилка 15. Дерево – лист
6. Ключ – замок 16. Очки – газета
7. Зима – снег 17. Туфли – обувь
8. Корова – молоко 18. Полка – книга
9. Вино – стакан 19. Голова – волосы
10. Печка – дрова 20. Кофе – чашка
Результаты:
Общие число правильно воспроизведенных слов у мальчиков: 159
Общие число правильно воспроизведенных слов у девочек: 208
Общие число ошибочных воспроизведений у мальчиков: 61
Общие число ошибочных воспроизведений у девочек: 12

3. Опыт «Опосредованное запоминание отвлеченных понятий»
Инструкция: зачитываются 20 слов и словосочетаний. Испытуемый зарисовывает в клеточке бланка ассоциацию к этому слову, писать слова, буквы и цифры в клеточках не разрешается. Когда будут прочитаны и зарисованы все 20 слов, в каждой клеточке пишутся те понятия, которые в соответствии с рисунком запомнили.
Список зачитываемых слов:
1. Веселый праздник 11. Любовь
2. Радость 12. Глухая старуха
3. Гнев 13. Мысль
4. Богатство 14. Теплый ветер
5. Тяжелая работа 15. Справедливость
6. Хороший учитель 16. Энергичность
7. Ядовитый вопрос 17. Легкость речи
8. Быстрый человек 18. Скорость
9. Сила воли 19. Власть
10. Печаль 20. Домашний очаг
Результаты:
Общие число правильно воспроизведенных понятий у мальчиков: 190
Общие число правильно воспроизведенных понятий у девочек: 195
Общие число ошибочных воспроизведений у мальчиков: 30
Общие число ошибочных воспроизведений у девочек: 25

4. Опыт «Выявление объема кратковременной памяти»
Инструкция: в течение 1 минуты испытуемый читает текст, затем откладывает его. В течение 5 минут записываются все слова, которые удалось запомнить.
Слова для текста:
Сено, ключ, самолет, поезд, картина, месяц, певец, радио, трава, перевал, автомобиль, сердце, букет, тротуар, столетие, фильм, аромат, горы, океан, неподвижность, календарь, мужчина, женщина, абстракция, вертолет.
Результаты:
Общие число баллов у мальчиков: 120
Общее число баллов у девочек: 123

Таблица определения объема памяти
Количество баллов Характеристика памяти
6 и меньше Объем памяти крайне низкий. В этом случае необходимо заниматься регулярными упражнениями по тренировке памяти.
При необходимости обратиться к врачу или психологом.
7 – 12 Объем памяти чуть ниже среднего. Главной причиной слабого запоминания часто является неумение сосредоточиться.
13 – 17 Объем памяти хороший
18 – 21 Объем кратковременной памяти отличный. Человек может заставить себя сосредоточиться, обладает достаточной волей.
Свыше 22 Память феноменальная

Объем памяти низкий: 0
Объем памяти ниже среднего: 3 девочки, 3 мальчика
Объем памяти хороший: 6 девочек, 5 мальчиков
Объем памяти отличный: 1 мальчик
Память феноменальная: 0
5. Опыт «Объемы памяти при механическом и логическом запоминании»
Инструкция: зачитывается ряд слов из логического ряда. Через 1 мин испытуемый воспроизводит названные слова на бумаге. Через 3 – 4 мин зачитывается ряд слов из механического ряда. Через 1 мин испытуемый записывает запомненные слова.

Список зачитываемых слов:
Для логического запоминания: сон, зарядка, умывание, завтрак, дорога, школа, звонок, урок, двойка, перемена.
Для механического запоминания: квартира, елка, звезда, парус, керосин, бомба, слон, угол, вода, шлейф.
Результаты:
Общее число баллов при логическом запоминании у мальчиков: 85
Общее число баллов при логическом запоминании у девочек: 83
Общее число баллов при механическом запоминании у мальчиков: 83
Общее число баллов при механическом запоминании у девочек: 80





ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Выводы:
1. Сравнены объемы памяти при механическом и логическом запоминаниях.
2. Определена эффективность непроизвольно запоминания.
3. Определен объем памяти при запоминании словесного материала с заранее заданной системой смысловых связей.
4. Определен объем памяти на отвлеченные понятия методом пиктограмм.
5. Произведен анализ результатов тестирования.
6. Даны практические советы учащимся по тренировке и совершенствованию памяти.





СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ РЕСУРСОВ
1. Никитина Т. Б. Как развить память у детей. – М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА. 2006 – 320с.
2. Рохлов В. С. ШКОЛЬНЫЙ ПРАКТИКУМ Биология. 9 класс. – М.: Издательский дом «Дрофа», 1998 – 96с.
3. Память – форма психического отражения, заключающаяся в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении прошлого опыта, делающая возможным его повторное использование в деятельности или возвращение в сферу сознания. http://sverhrazum.org/26/41
4. Кратковременная память
https://syntone.ru/psy_lib/kratkovremennaya-pamyat/
5. Словари и энциклопедии на Академике https://dic.academic.ru/
6. Тренировка памяти — советы для улучшения памяти
https://freefacts.ru/kak-uluchshit-pamyat-trenirovka-pamyati/





ПРИЛОЖЕНИЯ
ТРЕНИРОВКА ПАМЯТИ – СОВЕТЫ ДЛЯ УЛУЧШЕНИЯ ПАМЯТИ
1. Полюбить отгадывать загадки и головоломки.
2. Заниматься математикой, больше считать.
3. Избегать малоподвижного образа жизни (гиподинамии).
Активный образ жизни содействует улучшению мозгового кровообращения и питания мозга кислородом и другими полезными веществами, поступающими в мозг вместе с кровью.
4. Работать над своей осанкой.
Если вам удастся держать спину ровной на протяжении всего дня, это также благотворно скажется на мозговом кровообращении.
5. Пить больше чистой воды.
6. Избегать постоянных перегрузок в повседневной жизни.
7. Отмечайте важные моменты в блокноте.
8. Избегать долгого пребывания у телевизора и компьютера.
9. Как память развивать — включайте в свою жизнь обучение новому.
Всегда полезно изучение иностранного языка, обучение навыкам быстрого чтения, расширение своего словарного запаса. Также можно научиться играть на музыкальном инструменте, петь, танцевать. Все это развивает разные виды памяти.
10. Учиться хорошим качеством и манерам.
11. Избегать постоянных недосыпаний.
Хороший крепкий сон по праву считается залогом хорошей памяти. Ведь не выспавшемуся человеку может быть в разы труднее запоминать даже самый важный обучающий материал.
12. Учась чему-то новому передавайте и делитесь этим с другими.
13. Подключать свои эмоции к любому новому учебному материалу.
Как известно, все мы очень ценим свои чувства и уделяем им очень большое внимание. Если в процессе обучения мы задействуем не только мыслительные способности, но и свои чувства, изученный материал запомнится намного быстрее.
14. Как запоминать большие объемы информации — научиться составлять мысленные цепочки.
К примеру, если Вам нужно запомнить длинный список покупок, можно мысленно связать их друг с другом.
15. Уделять большое внимание своему рациону питания.
Ученые доказали, что наша память лучше всего работоспособна в промежутке времени с 8 утра до 12 часов и после 21-го часа вечера. Поэтому все упражнения для того, чтобы улучшить память было бы правильно проводить именно в это время. [7]
0 просмотров
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!