ГлавнаяЛюдиСильванович Евгения Викторовна
0
0
Сильванович Евгения Викторовна
Сильванович Евгения Викторовна
Ссылка на эту страницу:
http://school-one.ru/users/Silvanovich
Контент пользователя
Стена пользователя
Гиперопека родителей

Гиперопека, или гиперпротекция - чрезмерная забота о ребенке, тип воспитания, тип отношений
«родитель-ребенок», при котором ребенку предоставляется минимум самостоятельности, зато контроль осуществляется по максимуму.
Традиционно выделяют два типа гиперопротекции - потворствующая и доминирующая.

Потворствующая гиперпротекция

Потворствующая гиперпротекция представляет собой воспитание по типу «ребенок- кумир семьи».
Ошибкой в формировании детской психологии заключается в том, что ребенку с детства внушают, какой он
великолепный, талантливый, немедленно выполняют любые его прихоти и капризы, все трудности решают
за ребенка родители (чаще - один из родителей). Для такого ребенка характерен очень высокий уровень
притязаний, он стремится быть лидером, стремится выделиться, быть в центре внимания. Это не самые
плохие черты характера. Однако порой все это ведет к не самым радужным последствиям - когда ребенок
попадает в коллектив, например в группу детсада или в новый класс, он ожидает такого же уровня внимания

и восхищения, как и в семье. Но зачастую таланты и умения такого ребенка являются многократно
преувеличенными, и не самые высокие оценки его деятельности морально подавляют ребенка.
Формируется истероидный тип личности, стремящийся к успехам и славе, но при малейшей неудаче
оказывающийся на грани нервного срыва, а порой и суицида. Особенно остро это проявляется в
подростковом возрасте.

Такого ребенка тяготит не недостаток любви , а еѐ излишек. Свобода ребенка при таком типе
взаимоотношений мнимая - развивают и поощряют те виды активности ребенка, за которые он получит
похвалу от родителя. При потворствующей гиперпротекции все потребности ребенка реализуются, но в
пределах узкой группы - членов семьи, а то время как в прочих коллективах он испытывает серьезные
трудности.

Доминирующая гиперпротекция

Это стиль воспитания, при котором у ребенка, можно сказать, отнимают собственную волю.

Доминирующая гиперпротекция играет главную роль в формировании инфантильных, закомплексованных
личностей. Для этого вида гиперопеки характерно ограничение сферы деятельности ребенка, постоянное
накладывание запретов, ограничение самостоятельности. Каждое движение ребенка контролируется, любая

мелочь обрастает правилами и. Все это - серьезный психологический прессинг, и не каждый ребенок может
его выдержать. При доминирующей гиперопеке способности, умения ребенка занижаются - в целях
«безопасности» и контроля. В итоге ребенок действительно оказывается неспособен выполнять подчас
элементарные для своего возраста задачи, так как растет в убеждении что он «ещѐ маленький» и «сделает не
так».

Из-за недостатка самостоятельности у ребенка не реализуется потребность в уважении и
самоуважении, одна из важнейших, благодаря которой личность окончательно созревает.
Доминирующая гиперпротекция соотносится с авторитарным стилем в воспитании. Родитель
зачастую является непререкаемым авторитетом, его воля - закон.
Для гиперопеки также характерен так называемый психологический симбиоз. Это те случаи, когда
происходит полное психологическое слияние ребенка и родителя. Ребенок полностью ограждается от
возможных трудностей, родитель непрестанно беспокоится о нем, порой это приобретает нездоровые,
навязчивые формы. Дети буквально живут жизнью родителей, часто говорят фразами мамы или папы,
высказывают их суждения о мире, как правило, нелицеприятные и мизантропичные. Родители данного типа
нередко говорят, что «детство-лучшее время», что лучше и уютнее всего в семье, а кругом опасности.

Последствия гиперопеки

В своей практике советов психолога родителям мы часто встречаемся с такой проблемой,
когда мама или папа и сами не осознают, насколько их поведение нелепо смотрится со стороны и
сколько проблем оно доставляет ребенку. Как говорится, благими намерениями вымощена дорога в
ад - ибо в самом желании опекать и заботиться о ребенке нет ничего плохого плохо, когда опека
превращается в самоцель и парализует всю активность растущего человека.
Каковы же причины такого типа отношений в семье? Всѐ

проблемах самих родителей. Порой эти проблемы тщательно скрываются, игнорируются.
Бывает так, что один из родителей, как правило мама, сублимирует вытесненные переживания по
поводу несостоявшейся семейной жизни, компенсирует собственные неудачи на личном фронте,
выражая это в излишней ласке и заботе о ребенке. Причинами гиперопеки также могут быть
неудачи на работе, в общении, страх одиночества, страх несчастья.

Есть особый класс родителей, которые не реализовались в какой-то сфере деятельности (в
спорте, в профессии и пр.), и они воспитывают ребенка в духе мести за свои неудачи - заставляют
его заниматься тем, чем занимались сами, хотя ребенку это может быть безразлично или даже
противно. Немногие дети могут взбунтоваться, потому что их с пеленок приучают к жалости к
родителю фразами типа «мне будет очень плохо, если ты так сделаешь». Ребенок выступает в роли
средства реализации амбиций родителей, хотя порой они сами этого не сознают (человек не может
самоутвердиться в иной сфере, кроме как в семье, будучи «верховным главнокомандующим»
своего ребенка).

Таким образом зачастую гиперопека - проявление чувства вины, испытываемого родителем.
Причин для этого великое множество, от несчастливого детства мамы или папы до неудач в личной
жизни.

Иногда гиперопека связана с традициями воспитания в семье, влиянием других членов семьи
(например, бабушек) на воспитательный процесс. В результате такого влияния извне часто
возникают конфликты в воспитании, ребенку предъявляются противоречивые требования - один
родитель ждет одних действия, второй - иных. В итоге тревожность и ребенка только усиливается.
Порой это своего рода социальные ожидания, традиции - в каких-то обществах ребенку
традиционно дается ребенку больше самостоятельности, в каких-то меньше.
Последствия гиперопеки могут быть крайне плачевны. Все вышеперечисленное - робость,
закомплексованность, неуверенность, отставание в развитии - тормозит нормальную социализацию ребенка.
Особенно остро эта проблема может проявиться в пубертатный период. Возможны два варианта. Первый -
личность созреет для бунта и попробует переломить ситуацию, и тогда нервно и хлопотно будет всем - и
родителям и ребенку. Либо человек может смириться с ситуацией и так и остаться «маменькиным сынком»,
человеком инфантильным, с заниженной самооценкой, неприспособленным к тяжелой действительности и
еѐ трудностям. В этом случае слом может произойти внешне незаметно, но внутренне человек уже навсегда
останется таким, и даже если он будет пытаться переломить заложенные в детстве модели поведения, любое
действие ему будет даваться с большим трудом, нежели человеку, с детства знакомому с
самостоятельностью и ответственностью.
Рекомендации родителям и педагогам первоклассника.

Основными составляющими готовности к школе выступают:

Мотивационная готовность (желание идти в школу, вызванное учебными мотивами) включает в себя:
желание узнавать что-то новое;
желание достигать успехов в учебе.

Рекомендации родителям и педагогам: основная задача заключается в формировании положительного отношения к школе, к учителям, к учебной деятельности. Беседуйте об общепринятых школьных правилах и порядках. Полезны занятия, которые развивают фантазию и воображение, а также самостоятельность и упорство (рисование, лепка, конструирование). Проводя время с ребенком, чаще рассказывайте ему о своих школьных годах, читайте вместе с ним художественную литературу, книги о школе, смотрите фильмы и телепередачи о школьной жизни, играйте в школу.
Эмоционально – волевая готовность (умение контролировать свои эмоции и поведение) включает в себя:
способность делать не только то, что хочу, но и то, что надо;
не бояться трудностей, разрешать их самостоятельно;
адекватная самооценка и положительный образ себя;
умение сосредоточиться, управлять эмоциями.

Рекомендации родителям и педагогам: формируйте вышеперечисленные качества в игровой форме. Игры учат принимать правила игры, с достоинством проигрывать, выстраивать свою стратегию и при этом учитывать постоянно меняющиеся обстоятельства и т.д. Важно, вне зависимости от формы обучения в школе, приучать ребенка к режиму дня и смене деятельности. При этом необходимо демонстрировать веру в ребенка и его способности, искренне поощрять, помогать и поддерживать. Обучающийся может развить в себе способность к волевому усилию постепенно, а не сразу. Поощряйте усидчивость ребенка тогда, когда он ее проявляет, говорите о необходимости контроля над собой. Вы можете развивать такое умение, давая детям сначала более легкие, а затем сложные задания. При этом обязательно предлагайте детям повторять ваши слова, чтобы убедиться в том, что они вас услышали и правильно поняли.
Также необходимо, чтобы ребенок научился правильно оценивать себя, свои успехи, свое поведение. Если ребенок привык к постоянной похвале и одобрению, а вы выполняете все его желания и капризы, то прогноз обучения может быть неутешительным.

Интеллектуальная готовность (широкий кругозор, запас конкретных знаний и знание основных закономерностей) включает в себя:
развитие речи, словарный запас и способность рассказывать что-то на доступные темы, в том числе и элементарные сведения о себе;
способность к концентрации внимания, умение строить логические связи, развитие памяти, мелкая моторика;
умение думать, анализировать, делать выводы.
Рекомендации родителям и педагогам: поддерживайте исследовательский интерес юного экспериментатора, тогда к моменту поступления в школу ему многое удастся постичь на собственном опыте.
Хочется отметить, что умение писать, читать, считать, решать элементарные задачки – это лишь навыки, которым можно научить. Учите ребенка самого искать ответы на свои бесконечные «почему», выстраивать причинно-следственные связи – одним словом, активно интересоваться окружающим миром.

Личностно – социальная готовность (готовность к общению и взаимодействию, как с взрослыми, так и со сверстниками) включает в себя:
умение ребенка общаться с детьми и взрослыми;
проявление инициативы в общении, умение отстаивать свое мнение;
знание и соблюдение общепринятых социальных правил и норм общения;
понимание разницы в общении с детьми, учителями и другими взрослыми, родителями;
Рекомендации родителям и педагогам: помогайте ребенку самому устанавливать контакты с детьми и взрослыми, обучайте его навыкам взаимодействия с другими. Педагог должен знать, что многие дети в возрасте 6–7 лет могут выполнять задания только с помощью взрослого, который подсказывает последовательность действий. И это не является отрицательной характеристикой ребенка, а отражает возрастные и индивидуальные особенности и уровень «школьной зрелости». В целях содействия мягкой адаптации обучающихся педагогам можно порекомендовать следующее:
– сохранять корректный тон общения и поддерживать доверительный, демократичный стиль общения с обучающимися;
вовлекать в общение и устанавливать позитивный диалог со всеми обучающимися класса, применяя формы невербального общения, моральной и педагогической поддержки детей (улыбка, одобряющий кивок головой, рукопожатие);
поощрять любознательность, инициативность и самостоятельность детей на уроках, поддерживать их творческую активность и содействовать формированию их уверенности в себе в процессе учебы;
использовать различные увлекательные, в том числе и игровые формы работы, повышая тем самым интерес детей к учебным занятиям и стимулируя их увлеченность к тем или иным школьным предметам;
обеспечивать своевременную смену видов деятельности на уроке (не давать задания, требующие длительного сосредоточения взгляда на одном предмете и монотонных движений) отводить большее место практическим действиям с предметами и работе с наглядным материалом.
В период начала обучения в школе у первоклассников формируется главное возрастное новообразование – внутренняя позиция школьника. И с целью успешного вхождения в школьную жизнь каждого обучающегося педагог должен помнить, что он для первоклассника является значимой фигурой, его похвала или порицание зачастую более важны, чем родительские.
Особого внимания со стороны педагогов требуют первые дни пребывания ребенка в стенах учебного заведения. Необходимо помнить, что такие качества детей, как невнимательность, неусидчивость, быстрая отвлекаемость, неумение управлять своим поведением, связаны с особенностями их психики, поэтому важно удерживаться от резких замечаний детям, стараться фиксировать внимание на положительных проявлениях ученика.

В завершении обращаем внимание на то, что в каждом ребенке заложен свой неповторимый природный потенциал, реализация которого зависит не только от него самого, а прежде всего от родителей и педагогов.
На этом я заканчиваю, вы можете связаться со мной по номеру телефона если у вас возникнут вопросы, который будет указан у вас на листочках.

Материал подготовлен
педагогом-психологом МБОУ К СОШ №1
Сильванович Е.В.
Описание: Педагог-психолог

2022г. Диплом Бакалавра. Сибирский Государственный Университет науки и технологий имени академика М.Ф. Решетнева. 44.03.01 Педагогическое образование. Направленность образовательной программы: Психология трудовой деятельности. 102431 0502844

2022г. Диплом о профессиональной переподготовке. Институт дополнительного образования Сибирский Государственный Университет науки и технологий имени академика М.Ф. Решетнева по программе "Психология труда" с 11.04.2022 по 31.05.2022. - 648 часов.
Решением от 31.05.2022 протокол №1 присвоение квалификации "Практический психолог". 22049-22ППК

Курсы повышения квалификации

2022г. "Развитие и повышение успешности образовательного процесса среди младших школьников с ОВЗ путем активизации познавательной деятельности" Удостоверение о повышении квалификации с 24 июля 2022 по 09 августа 2022 - 72 часа. ООО "Московский институт профессиональной переподготовки и повышения квалификации педагогов". ПК№0024966

2022г. "Деятельность педагога при организации работы с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в соответствии с ФГОС" Удостоверение о повышении квалификации с 24 июля 2022 по 09 августа 2022 - 72 часа. ООО "Московский институт профессиональной переподготовки и повышения квалификации педагогов". ПК № 0025016