ГлавнаяПсихологическая службаОВЗПсихолого-педагогическое сопровождение (Программа, пример индивидуального маршрута)

Психолого-педагогическое сопровождение (Программа, пример индивидуального маршрута)

Психолого-педагогическое сопровождение (Программа, пример индивидуального маршрута)

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Курагинская средняя общеобразовательная школа №1

имени Героя Советского Союза А.А.Петряева

 

Рассмотрено на заседании

Руководитель ШМО____________________

(подпись)

Протокол № ____

от «____» ________ __20__ г.

Утверждаю:

директор МБОУ КСОШ №1

____________ О. В. Шкопкин

Приказ № ______

от «____» _____________20 _ г

 

 

 

ОСТРОВ ЗНАНИЙ

КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

на 2019 / 2020 учебный год

 

 

 

 

 

Педагог-психолог

Менгерт Ольга Сергеевна

 

 

 

 

 

 

 

Курагино — 2019

 

 

Пояснительная записка

 

Актуальность программы. Дети с ОВЗ (особыми возможностями здоровья) приходят в школу плохо подготовленными к учебной деятельности, у них отсутствует интерес к учению, снижено внимание, слабо развита память. Основную часть таких детей составляют дети с задержкой психического развития (ЗПР) – это задержка всей психической сферы и отдельных психических процессов. Особенностью ЗПР является неравномерность таких нарушений: логическое мышление может быть даже более сохранным в сравнении с памятью, вниманием, умственной работоспособностью. Дети с ЗПР характеризуются низкой познавательной активностью, недостаточностью процессов восприятия пространства и времени, памяти, внимания. Им трудно соединить детали в единый образ, но все отклонения от нормы у них отличаются. Все отмеченные особенности психической деятельности этих детей носят стойкий характер, так как являются результатом органических поражений на разных этапах развития. Ситуация обучения младших школьников с легкой степенью умственной отсталости осложняется их низкой потребностью в познании, недостаточной сформированностью познавательных процессов и низким уровнем социализации. В настоящее время нет программы психолого-педагогического сопровождения учащихся начальных классов VII вида в полной мере отвечающей требованиям формирования и развития познавательной сферы умственно отсталых детей и учащихся с ЗПР. Поэтому была разработана данная коррекционно-развивающая программа, направленная на коррекцию и развитие психических процессов: восприятия, памяти, внимания, мышления и речи. Так как, развитие психических процессов крайне важно для получения этими детьми полных представлений об окружающем мире, для их дальнейшей успешной адаптации в социуме.

Цель. Создание оптимальных условий для детей с трудностями в обучении в соответствии с их возрастными и индивидуально-личностными особенностями, состоянием соматического и нервно-психического здоровья, способствующих их интеллектуальному, личностному и эмоционально-волевому развитию; содействие социально-культурной адаптации в современном социуме.

Задачи.

Развивать и осуществлять коррекцию познавательных универсальных учебных действий с учетом уровня актуального развития учащихся;

Содействовать становлению и развитию личностных качеств и эмоционально-волевых особенностей учащихся, способствующих нормальному протеканию процесса обучения и воспитания и осуществлять их коррекцию;

Развивать коммуникативные умения и навыки, необходимые для продуктивного взаимодействия с социумом;

Научным обоснованием программы является концепция регуляции аффективной сферы, разработанная О.С.Никольской. Результатом такой работы должно являться «упорядочение базальной аффективной организации, которое дает возможность перейти к работе по развитию самосознания, самооценки ребенка, ролевых отношений, социально-адекватных его возрасту и интересам».

Мыслительная деятельность детей с ЗПР младшего школьного возраста характеризуется сниженной познавательной активностью, конкретностью, склонностью к стереотипным решениям и непоследовательностью (Т.В.Егорова, 1973; В.И.Лубовский, 1994; Л.И.Переслени, 1996). Недостаточная сформированность основных мыслительных операций проявляется в наибольшей степени на вербальном уровне. В ходе анализа задания дети опускают детали, затрудняются в выделении существенных и несущественных признаков, в установлении причинно-следственных связей, обобщении.

Конспекты занятий составлены на основе методических рекомендаций коррекционно-развивающей программы формирования эмоциональной стабильности у детей дошкольного возраста «Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь» (авторы С.В. Крюкова, Н.П.Слободяник), а также методических рекомендаций, представленных в пособии Н.В. Бабкиной «Развивающие игры с элементами логики».

Программа занятий включает следующие основные направления:

— формирование общеинтеллектуальных умений (операции анализа, сравнения, обобщения, выделение существенных признаков и закономерностей, гибкость мыслительных процессов);

— развитие внимания (устойчивость, концентрация, повышение объема, переключение, самоконтроль и т.д.); развитие памяти (расширение объема, устойчивость, формирование приемов запоминания, развитие смысловой памяти); развитие восприятия (пространственного, слухового) и сен-сомоторной координации; формирование учебной мотивации;

— развитие личностной сферы (в том числе снятие характерных для адаптационного периода тревожности, робости,

— формирование адекватной самооценки, развитие коммуникативных способностей).

Нормативно-правовая база

— Конвенция ООН о правах ребенка

— Этический кодекс педагога-психолога психологической службы России

— Устав МБОУ Курагинская СОШ №1

Целевая группа. Программа реализуется в течение учебного года в условиях МБОУ КСОШ №1 с учащимися 1-4 классов с ОВЗ. Предполагает соблюдение следующих рекомендаций:

— продолжительность занятий 30 минут;

— оптимальная периодичность групповых/индивидуальных занятий 1-2 раз в неделю;

— рассчитана на работу в группе из 4-6 человек;

 

 

Материальное обеспечение программы.

Для проведения занятий понадобятся: доска, мягкие игрушки, мяч, магнитофон, аудиокассеты с музыкой, цветные, простые карандаши, альбомы, гуашь, фломастеры, наглядный материал, ватман, листы А4, пластилин, клей ПВА, цветная бумага, картон (фото, схемы, символы, графические изображения).

Содержание программы

Все содержание программы строится на принципе концентричности: учащиеся каждый год возвращаются к одним и тем же темам, чтобы закрепить и по возможности, углубить имеющиеся знания, умения и навыки.

Особенности данной программы:

подача учебного материала происходит в форме игры-путешествия, поскольку этот вид деятельности в младшем школьном возрасте, при отставании в развитии является наиболее оптимальным. В ситуации игры ребенку понятнее сама необходимость приобретения новых знаний и способов действия, он сам стремится научиться тому, что еще не умеет;

отличие представленных заданий от системы школьных упражнений, что дает возможность избежать негативного отношения к выполняемой работе у детей с задержкой психического развития;


 

Структура занятий


 

1.

Ритуал приветствия.

Позволяет сплачивать детей, создавать атмосферу группового доверия и принятия. Ритуал может быть придуман самой группой

2.

Разминка – воздействие на эмоциональное состояние детей, уровень их активности. (Психогимнастика, пальчиковые игры.)

Разминка выполняет важную функцию настройки на продуктивную групповую деятельность. Она проводится не только в начале занятия, но и между отдельными упражнениями. Разминочные упражнения позволяют активизировать детей, поднять их настроение; или, напротив, направлены на снятие эмоционального возбуждения

3.

Основное содержание занятия – совокупность упражнений и приемов, направленных на решение задач данного занятия. (Игротерапия, арт-терапия, сказкотерапия, проигрывание ситуаций, этюды, групповая дискуссия, творческая работа (аппликация, оригами, рисунок), «Корректурная проба», «Графический диктант»)

Приоритет отдается многофункциональным техникам, направленным одновременно на развитие познавательных процессов, формирование социальных навыков, динамическое развитие группы. Важен порядок предъявления упражнений и их общее количество. Последовательность предполагает чередование деятельности, смену психофизического состояния ребенка: от подвижного к спокойному, от интеллектуальной игры к релаксационной технике. Упражнения располагаются в порядке от сложного к простому (с учетом утомления детей).

4.

Рефлексия занятия – оценка занятия

Трудности (что было трудно/легко), диагностика эмоционального реагирования

5.

Ритуал прощания.

По аналогии с ритуалом приветствия


 

Методы мониторинга. Сбор информации о динамике развития участников целевой группы проводится два раза в год: в начале и конце учебного года.

 

Измеряемые показатели

Средства мониторинга

1

Познавательные

Экспресс-диагностика (Семаго)

2

Регулятивные

Тест Тулуз-Пьерон, «Корректурная проба»

3

Коммуникативные

Школьная тревожность Филипса

4

Личностные

Анкета оценки школьной мотивации по Лускановой

«Незаконченные предложения»

Методика Дембо-Рубинштейн


 

По результатам динамических наблюдений заполняется карта психолого-педагогического сопровождения учащегося с ОВЗ.


 

Ожидаемые результаты:

Систематические занятия по данной программе оказывают положительное влияние на развитие познавательных процессов младших школьников с ЗПР: значительно расширяются объем и концентрация внимания, учащиеся овладевают простыми, но необходимыми для них приемами запоминания и сохранения информации в памяти, значительно обогащается словарный запас, формируются умения оформлять в словесной форме свои суждения, объяснения, обоснования.

Введение в учебный процесс регулярных развивающих занятий, включение детей в творческую поисковую деятельность существенно повышают уровень начального образования. Такие занятия создают условия для развития у детей познавательных интересов, формируют у них стремление к размышлению и поиску, вызывают чувство уверенности в своих силах, в возможностях своего интеллекта. В процессе занятий у них происходит становление самосознания и самоконтроля, исчезает боязнь ошибочных шагов, снижаются тревожность и необоснованное беспокойство. Тем самым создаются необходимые личностные и интеллектуальные предпосылки для успешного протекания процесса обучения на всех последующих этапах образования.

Программа занятий по активизации познавательной деятельности имеет непосредственную связь со всеми основными предметами начального обучения. Так, например, более интенсивное развитие мышления учащихся, их внимания и памяти помогает лучше анализировать и глубже понимать читаемые тексты и изучаемые на уроках русского языка правила, свободнее ориентироваться в закономерностях окружающей действительности, эффективнее использовать накопленные знания и навыки на уроках математики, а формирование у школьников пространственного восприятия и конструктивных навыков способствует более эффективной деятельности на уроках труда.


 


 

Список литературы

Ж. «Воспитание и обучение детей с нарушениями развития»
№ 1, 2012 год, стр.23-31.

Бабкина Н.В. Развивающие игры с элементами логики (систематический курс развивающих занятий для младших школьников). – М.: Издательство “Институт практической психологии”, Воронеж: НПО “МОДЭК”, 1998. – 64с.

Гаврилова Т.П., Соколова О.В., Суслова А.В. Развивающие игры для детей с нарушением интеллекта. Пермь. ПГП Ун. Центр развития образования. Г. Пермь 2001. – 72с.

Статья «Мы не одни» — Ж. «Беспризорник» №4, 2009 год, стр. 49.

5. Рубинштейн С.Я. психология умственно отсталого школьника. Уч. пособие для студентов дефектолог.фак-тов пед.ин-тов. М., «Просвещение», 1970

6. Занимательные задачки./составитель. С.В.Ивлев.- М.: Мой мир, 2008

7. Тихомирова Л.Ф. Упражнения на каждый день: Логика для младших школьников. Популярное пособие для родителей и педагогов/Ярославль: Академия,: Академия холдинг, 2000. – 208с.

ПРИМЕР  ИНДИВИДУАЛЬНОГО МАРШРУТА

Психолого-педагогическое сопровождение      учащегося 1-4 кл

Необходимый специалист Основное направление деятельности Конкретные задачи на период Режим и форма работы

Показатели достижений

(Н-низкий уровень, С-средний уровень, В-высокий уровень)

Формы оценки результатов работы (динамика развития ребенка, самоанализ деятельности специалиста)
педагог-психолог

Формирование произвольной регуляции

 

 

Развитие мотивов учебной деятельности, формирование успеха в различных видах деятельности.

 

 

 

 

Развитие познавательной деятельности: логических действий анализа, синтеза, обобщения, классификации

 

Формировать умение понимать инструкцию, удерживать цель до конца деятельности (с поддержкой взрослого и самостоятельно)

 

 

Развивать умения, направленные на формирование учебной мотивации, снятие тревожности, страхов, негативных состояний. Развивать умения вступать в контакт со сверстниками,  умение контролировать свои эмоции.

 

Развивать память, мышление, внимание, воображение

Групповые КРЗ

1 раз в неделю по 30 мин

 

Индивидуальная работа по необходимости

 

 

 

 

Консультации родителей по необходимости

Планирование __

Целеполагание___

 

Саморегуляция____

Тревожность___

Мотивация___

Коммуникативные навыки___

Мышление___

Слуховая память___

Зрительная память___

Внимание____

Воображение____

Диагностика, наблюдение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!