ГлавнаяМетодическая копилкаНачальная школаЗнакомство с местоимениями. Понятие «рода» и «числа»

Знакомство с местоимениями. Понятие «рода» и «числа»


Планируемые результаты.

Личностно универсальные учебные действия:
- положительное отношение к учебной деятельности;
- интерес к учебному материалу;
- первичные умения оценки работ одноклассников на основе заданных критериев успешной деятельности.

Регулятивные универсальные учебные действия:
- принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения;
- проговаривать вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности;
- в сотрудничестве с учителем, классом находить несколько вариантов решения учебной задачи;
- осуществлять пошаговый контроль по результату под руководством учителя.

Познавательные универсальные учебные действия:
- осуществлять поиск нужной информации в учебнике;
- проводить классификацию по заданным основаниям;
- первоначальному умению смыслового восприятия текста.

Коммуникативные универсальные учебные действия:
-принимать участие в работе группами;
- договариваться , приходить к общему решению;
- формировать собственное мнение и позицию.

Предметные результаты:
- устанавливать число звуков и букв в слове,
различать гласные ударные, безударные, согласные твердые -мягкие,
на практическом уровне различать многозначность слов,
находить грамматические группы слов, местоимения
различать предложения,
на уровне наблюдения находить взаимосвязь между грамматическими понятиями «род» и «число».


Урок.

  1. Подготовка к восприятию нового материала.

Учитель: Доброе утро! Урок чтения. Кто желает нас порадовать своим прекрасным чтением в это доброе утро?
На доске:

Утром так заведено –
разомкнешь ресницы,
И к тебе идет оно
Розовой жар – птицей.


 

А стемнеет - он придет:
Тоненький, смущенный.
Он на цыпочках войдет
Долькою лимонной.


 

Срок прошел – плывет она
В пелене тумана,
круглолица и грустна,
будто Несмеяна …


 


От каждого ряда к доске выходят желающие ученики. Читают по очереди.
Учитель: Как вы думаете, о ком или о чем идет речь?
Дети: Солнце!
Учитель: Назовите слово из текста, которое указывает на «солнце», но не называет его.
Дети: Оно. (Таб. №1)

Утром так заведено –
разомкнешь ресницы,
И к тебе идет оно
Розовой жар – птицей.

 


 

оно


 

(Таб. №1)


 

Учитель: Улыбнитесь друг другу, учителю и всем ребятам своего класса как улыбается само солнышко.
Читает второй ученик.
Учитель: Как вы думаете, о ком или о чем идет речь?
Дети: Месяц!
Учитель: Назовите слово из текста, которое указывает на «месяц», но не называет его.
Дети: Он. (Таб. №2)

А стемнеет - он придет:
Тоненький, смущенный.
Он на цыпочках войдет
Долькою лимонной.

 

 


 

он

(Таб. №2)


 

Читает третий ученик.
Учитель: Как вы думаете, о ком или о чем идет речь?
Дети: Луна!
Учитель: Назовите слово из текста, которое указывает на «луна», но не называет ее.
Дети: Она. (Таб. №3)

Срок прошел – плывет она
В пелене тумана,
круглолица и грустна,
будто Несмеяна …

 


она


 

(Таб. №3)

Учитель: Покажите своим выражением лица – Несмеяну.
Учитель: Верно ли мое высказывание: «Солнце, месяц, луна – имена существительные, отвечающие на вопрос «что?»
Дети показывают знаки «+».

Учитель: Как вы думаете, о каких словах будем говорить на уроке?
Дети: О словах, которые указали на имена существительные.
Он, она, оно.

На доске

солнце
месяц
луна

оно

он

она



 

он, она, оно

2. Работа с новым материалом.
Учитель: Слова «он, она, оно» постоянно занимают чужие места. Их так и назвали – вместо имени – местоимения. А вместо какого имени? Вместо имени существительного и имени прилагательного. И, что очень важно, они за это на местоимения не обижаются. Ведь местоимения им помогают.
Местоимения – слова, которые не называют предметы, а только указывают на них.




 



 


 


 

он, она, оно

Физкультминутка.
Встанут те ребята, о ком пойдет речь. Она прилежная ученица, знает правила поведения в школе. (Встают девочки) Он отвечает на уроке, поднимает руку. (Встают мальчики) (Ловушка.) Оно все слышит, что говорят в кабинете. (окно)
Можно ли слово «девочка» заменить местоимением «она», а «мальчик» - «он»? Дети показывают знаки «+». Почему?
Эти слова помогают определить род (муж. – он, жен. – она, сред. –оно).
Я буду называть слова. Если это слово можно заменить местоимением «он» - встают мальчики, «она» - встают девочки, «оно» - все сидят.
Тигр, лиса, волк, белка, яблоко, кролик, молоко, обезьяна. Ловушка: Сережка (м.р.), сережка (ж. р.).
Как можно назвать группу слов для девочек?
Дети: животные.
Учитель: группу для мальчиков?
Дети: животные.
Учитель: третью группу?
Дети: продукты.
(Убираю картинки) Изобразите тех животных, которых вы запомнили.



 

 

 

 

 

 

 

Работаем по шкале.







 


Учитель: А какого рода «они», «мы»? Род можно определить только в единственном числе. Во множественном числе род не определяется.
Какие местоимения вы еще знаете? Обратимся к «Азбуке» страница 28.
Дети: мы, ты, я, вы.
Учитель: Не хочется расставаться с местоимениями. Давайте поработаем с ними. Работа в группах.
Проводить классификацию по заданным критериям. Местоимения: он, оно, она, мы, они – разбить на 2 группы.

1группа

2 группа

3 группа

4группа

5 группа

По ударению

По твердости и мягкости согласных

По числу ед. ч., мн. ч.

Кол-во букв

чтение слов


 



Результат:

По ударению

По твердости и мягкости согласных

По числу ед. ч., мн. ч.

Кол-во букв

чтение слов


 


Он
Мы

Она
Оно
они
Она
Оно
Он
мы

они

Она
Оно
Он
Он

Мы
они
Она
Оно
они
Мы
Мы

Она
Он
Мы
они

Оно



Работа с учебником стр. 28.Прочитай парами: слово из столбика и подходящее слово из строки. На уровне наблюдения показателем рода может быть и конец слова, которое называет действие предмета.

Работа с учебником стр. 30. О ком говорится в этих предложениях?

3 Подведение итогов.
Учитель: Молодцы, ребята. Вы хорошо потрудились на уроке. Встаньте те ребята, которые могут себя похвалить за работу на уроке. Я рада, что вы сегодня старались внимательно слушать ответы друг друга, не повторяя ответы товарищей, хорошо размышляли и анализировали. Посмотрите на доску, что записано?
Дети: предложения. Прочитаем все вместе.
Я! Ты! Он! Она! Вместе дружная семья!
Учитель:А в нашей классной семье, сколько «я»?
Как вы думаете, все ли мы знаем о местоимении? (Обращаюсь к шкале)
Дети: Нет. Узнаем на других уроках.
Даю задание на стол «Помощник». Составить слово из местоимений «мы, вы, ты» (вымыты)
Рейтинг: +2 Голосов: 2 3507 просмотров
Комментарии (1)
Кожуренко Л.В. # 6 апреля 2012 в 19:09 0
Надежда Вениаминовна, размещайте Ваши материалы с пометкой "Урок по ФГОС". Очень полезные разработки в нашей ситуации перехода. Спасибо! joke