ГлавнаяМетодическая копилкаИсторияУрок по истории. Северная война. 7 класс

Урок по истории. Северная война. 7 класс

-

Тема урока: Северная война.

Цель урока: усвоение основных этапов и событий  Северной войны.

Задачи урока:

  1. Познакомить учащихсяс предпосылками и причинами, этапами и основными сражениями Северной  войны;
  2. охарактеризовать   международную   обстановку   и   ее   изменения   в течение войны;
  3. познакомить с основными событиями Северной войны, раскрыть значение начатых Петром I реформ;
  4. оценить значение победы в Северной войне для России;
  5. воспитывать интерес к предмету и чувство   патриотизма, гордости за свою Родину;
  6. продолжить развитие умения анализировать факты,  устанавливать причинно-следственные связи, продолжить   формирование   умений   работать   с литературой, историческими источниками

 

Тип урока: урок усвоения новых знаний. 

Форма урока: проблемно-исследовательская.

Оборудование урока:

Карта «Россия с конца XVII века до 60-х годов XVIII века (Европейская часть)»

Компьютер, проектор.

Презентация «Северная война».

Раздаточный материал (карточки-задания).

 

Ход урока.

 

Рабочий лист №1. Причины Северной войны

Задание: Прочитайте текст и составьте схему "Причины Северной войны"

Началась борьба за выход к Балтике. Борьба за Балтику диктовалась многими обстоятельствами, прежде всего необходимостью возвращения древних русских земель у Финского залива, а также объективными потребностями развития экономики страны, ее рынка, крайне нуждавшегося в расширении внешних связей. К началу Северной войны единственным портом, обеспечивающим Московскому государству торговые отношения с Европой, был Архангельск на Белом море. Нерегулярная и тяжёлая навигация в Белом море осложняла московскую торговлю. А этому препятствовал шведский кордон. Отсутствие выхода к морю, гаваней и флота грозило в будущем экспансией мировых морских держав, потерей Россией национальной независимости.

 

Рабочий лист №2  Прочтите описания русской и шведской армий и сделай предположения, какая армия была боеспособнее и обладала более высоким уровнем боеготовностиРазвитие шведской армии

ШВЕДСКАЯ АРМИЯ: Со времён 30-летней войны и военных реформ короля Густова II Адольфа (1611—1632), шведская армия считалась непобедимой в Европе. Шведская армия имела огромный военный опыт и была детищем короля Густава II Адольфа «Льва севера». Это была самая старая, уступая только нидерландской, постоянная армия Европы. Если армии Европы были в основном наёмными, то шведская армия ещё до реформы «Льва севера», с середины 16 столетия формировалась на основе принципа обязательной воинской повинности и выборочного призыва. Каждая сельская община была обязана выставить определённое число мужчин. Из них специальная комиссия выбирала солдат согласно рекрутским спискам. Это обеспечивало однородный национальный состав армии, который был более морально устойчив, дисциплинирован, в отличие от наёмников.

При Густаве-Адольфе страну поделили на девять территориальных округов. В каждом округе формировался «большой полк» численностью в 3 тыс. человек. Каждый большой полк делился на три «полевых полка» по восемь рот в каждом. Полки были дислоцированы, каждый в своём чётко определённом месте. Рекрутом должен был стать каждый десятый крестьянин. Такая система позволяла Швеции иметь в мирное время довольно крепкую армию в 27 тыс. человек.

Ко времени смерти Густова-Адольфа в шведской армии было 23 пехотных и 8 кавалерийских полков. Густав-Адольф также заложил основы линейной тактики: вместо глубокого построения, которое было принято в армиях стран Европы, шведские мушкетёры строились всего в 3 шеренги, а пикинёры в 6 шеренг. Мушкетёры использовали залповый огонь, а пикинёры пользовались своим оружием не только в обороне, но при наступлении. Полевая артиллерия была разделена на тяжёлую и лёгкую.

Шведская система военного планирования предусматривала, что линия мощных крепостей по границам Шведской империи в Северной Германии, Прибалтике и Финляндии с сильными гарнизонами и мощной артиллерией может выдержать первый удар вражеской армии, выиграть время для переброски подкреплений, основных сил шведской армии. Эти же крепости могли стать плацдармами для сосредоточения основных шведских вооружённых сил для вторжения на чужую территорию. На границе с Россией такими крепостями были Нарва, Ямбург (Ям), Нотебург (Орешек), Ниеншанц, Кексгольм (Корела) и т. д. Главные силы шведской армии располагались в метрополии.

 

Рабочий лист №3. Сочинение Ошибкина Коли по теме «Северная война».

После знакомства с историей Северной войны, могу сказать, что это была самая короткая война. Длилась она всего 21 месяц. Думаю, что поляки и не могли больше воевать с Россией, ведь у нас была такая сильная армия, что русских боялись все.

 Правда, в начале войны все складывалось не так удачно, как хотелось. В сражении под Нарвой нам пришлось бежать, но через 5 лет мы её отвоевали. А дальше все происходило так: мы разбили шведов под Полтавой, потом на реке Прут, кстати, там же чуть было не поймали короля Норвегии  Карла XII.

А какой для нас был удачным 1720 год. 27 июля российский флот одержал блестящую победу при Гангуте, захватив датские корабли. Это событие решило исход Северной войны. В Финляндии в городе Митаве был подписан Ништадский мирный договор. Мы получили земли по побережью Черного моря, а также 2 млн. рублей. Пусть все знают, что с нами связываться опасно. На этом мое сочинение заканчивается.

 

А как вы считаете, все ли здесь правильно?

 

Деятельность учителя

Деятельность учеников

1.  Тема нашего сегодняшнего урока «Северная война». Попробуйте предположить, кто станет соперником России в данной войне.

СЛАЙД №1, №2, №3

время 3 мин.

Вспоминают, какие основные направления внешней политики были актуальны в данное время.

Предполагаемый ответ: основные направления: западное (Польша, Швеция) и южное (Турция). Северная страна — Швеция.

2. Поставьте задачи, которые вы хотели бы решить в ходе нашего сегодняшнего урока

время 3 мин.

Составляют план.

Предполагаемый ответ: 1) Причины войны, 2) соотношение сил, 3) основные сражения. 4) итоги войны.

3. Приступаем к осуществлению нашего плана. И первая задача, которую мы для себя определили. Это причины войны. Перед вами рабочий лист №1. Прочситайте текст, и составьте в тетради схему: «причины войны».

время 3 мин.

Предполагаемый ответ:  получается схема: политические и экономические причины (по тексту). Схема озвучивается, по возможности, ребята рисуют ее на доске.

Что бы предположить первые успехи или неудачи, необходимо понимать, что представляли собою армии сторон. Сейчас вы прочтете текст рабочего листа №2  и мы попробуем высказать гипотезу, относиельно первых успехов и неудач.

время 3 мин.

Ребята читают текст про себя. Затем хорошо подготовленные ученики — вслух. Делают предположения, аргументируют.

3. Рассказ о «Нарвской конфузии». СЛАЙД №4,

Речь Петра, СЛАЙД №5

время 2 мин.

Обсуждение. Вывод: нужна реформа армии.

 

4. Самостоятельная работа с текстом учебника. Реформа армии СЛАЙД №6, №7

время 5мин.

Читают текст учебника  параграф 14 С.106-108, выделить в тексте преобразования в армии

5. Главные сражения. Битва у Лесной и Полтавская баталия. Фрагмент фильма., аудиофрагмент

время 7 мин.

Анализируют: какова роль участия царя в сражении? Что послужило победе?

6. Прутский поход. СЛАЙД №8

время 3 мин.

Анализируют причины поражения. Высказывают свою точку зрения.

7. Морские сражения: Гангутское сражение 1714 г, Гренгамское сражение 1720 г. СЛАЙД №9, №10

время 3 мин.

 

8. Ништадский мирный договор

СЛАЙД №11

время 4 мин.

Работа с текстом учебника, читают вслух текст на с.112, выделяют основные итоги Северной войны, записывают в тетрадь.

8. Закрепление изученного материала

 Работа с рабочим листом №3. «Найди ошибки в тексте»

время 3 мин.

Работа : «Найди в тексте ошибки»

9. Домашнее задание: п.14, заполнить таблицу»основные события Северной войны»

время 5 мин.

Предлагают варианты таблицы, обсмуждают, выбирают наиболее удачный вариант.

10. Подведение итогов урока. Выставление оценок.

Анализируют результаты работы на уроке, оценивают, определяют «+» и «-»


 

Похожие статьи:

Документация по воспитательной работеПлан работы Уполномоченного по защите прав участников образовательного процесса

НовостиДень открытых дверей в первых классах

ПриказыПриказ «Об организации подвоза учащихся к образовательному учреждению МБОУ КСОШ №1»

НовостиВсероссийский конкурс чтецов "Живая классика"

Новости"Самый Большой Урок Мира"

Рейтинг: +2 Голосов: 2 11962 просмотра
Комментарии (5)
Шкопкин О.В. # 15 апреля 2012 в 20:07 0
Очень интригующий урок. Но где взять презентацию «Северная война», что бы можно было использовать план урока. Я надеюсь, это не отчет?
Полежаева Т.М. # 19 апреля 2012 в 15:20 0
Выставить сама не могла. Роман Борисович обещал выставить - забыл, наверное!!!
Бураченко Р.Б. # 19 апреля 2012 в 17:40 0
Просто Олег Владимирович еще не перечислил денежки для нужной программулины smile
Прокопьев Иван Павлович # 6 июня 2012 в 19:20 0
А что за "программулина" нужна?
Бураченко Р.Б. # 6 июня 2012 в 20:29 0
Уже прислали, но так как сейчас все заняты экзаменами, заняться сайтом нет времени. При первой возможности всем у кого есть необходимость сделаю переконвертацию презентаций во флешь и их можно будет посмотреть на сайте