ГлавнаяМетодическая копилкаХимияРабота с текстом: преобразование и интерпретация информации

Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации

-

Вольхина Елена Юрьевна, учитель химии муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Курагинская средняя общеобразовательная школа №1 Красноярского края Курагинского района имени Героя Советского Союза  А.А.Петряева 
•    Высшая квалификационная категория
•    педагогический стаж  28 лет

Методическая неделя "Стратегия смыслового чтения и работа с текстом"
Мастер – класс
«Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации»
Цель: создание условий для профессионального общения и повышения мастерства педагогов
Задачи:
•    представить основные разделы программы "Стратегия смыслового чтения и работа с текстом";
•    демонстрировать  на примере участников мастер-класса методы и приемы эффективной работы с учениками;
•    в малых группах отработать методические подходы при работе с текстом;
•    оказать помощь участникам мастер-класса в преобразовании и интерпретации информации учебного текста; 
•    провести рефлексию собственного профессионального мастерства участниками мастер-класса.
Планируемый результат: повышение профессионального мастерства педагогов по формированию у учащихся универсальных учебных действий смыслового чтения и работы с текстом, профессиональное общение при работе в группах.
I. Организационный этап
Приветствие и психологический настрой на плодотворную работу.
II.   Раскрытие темы мастер-класса.
Тема мастер-класса — «Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации».  
Смысловое чтение и работа с текстом в федеральном государственном образовательном стандарте выделяют отдельным умением в разделе метапредметные результаты. 
Уровни грамотности измеряются международными экспертами по следующим параметрам: поиск и восстановление информации, интерпретация текста и обоснование выводов, рефлексия и оценивание.
В соответствии с планируемыми результатами ФГОС по параметру преобразование и интерпретация информации блок «Выпускник научится», включают такой круг учебных задач, построенных на опорном учебном материале, овладение которыми принципиально необходимо для успешного обучения и социализации. Результаты могут быть освоены подавляющим большинством обучающихся.
В блоках «Выпускник получит возможность научиться» приводятся планируемые результаты, характеризующие систему учебных действий в отношении знаний, умений, навыков, расширяющих и углубляющих понимание опорного учебного материала. Уровень достижений могут продемонстрировать только мотивированные обучающиеся.
III. Рефлексия содержания мастер класса.
Предложить участникам мастер-класса заполнить таблицу фиксации знаний, графу “знаю” по данной теме «работа с текстом: преобразование и интерпретация информации». 
IV.  Содержание мастер-класса.
 Традиционно приоритетным для российского образования является ориентация на освоение большого объема естественнонаучных знаний, а не на формирование способности применять полученные в школе знания в различных жизненных  ситуациях. Однако излишняя фундаментальность химии, оторванность учебного материала от жизни снижают  интерес учащихся к познанию  науки.
Реальные тексты, взятые «из жизни», чаще всего из СМИ не просто «приближают науку к читателю, но и, как правило, связывают научную проблему с жизнью общества, затрагивая, например, экологический, прикладной и другие аспекты научного знания. 
Для демонстрации  методов и приемов эффективной работы с учениками участникам мастер-класса предлагается работа с текстом в малых группах
Задачи для участников мастер класса:
1.    Выступить в роли учащихся, выполнив все задания к тесту
2.    Выступить в роли экспертов, определить:
•    основные результаты ФГОС по параметру преобразование и интерпретация информации (выпускник должен научиться и выпускник получит возможность научиться);
•    приемы осмысления текста;
•    современные образовательные технологии, отвечающие системно-деятельностному подходу, с позиций умений смыслового чтения и возрастных особенностей обучающихся.
Участники мастер-класса выступают с презентацией итогов работы в группе в качестве ученика и в качестве эксперта. 
  
Новости
1.    Как передает Life News, 1 сентября 2011 года на железнодорожном вокзале Челябинска произошло ЧП, в одном из вагонов самовоспламенились восемь банок с бромом. Горение до сих пор не удалось потушить. Подпись под фото «Так горит бром в Челябинске».
2.    Более 200 человек обратились за медицинской помощью после утечки брома в вагоне грузового поезда в Челябинске, из них госпитализировано 46 человек, в том числе двое детей и трое ликвидаторов аварии, сообщила РИА Новости пресс-секретарь городского управления здравоохранения Лариса Березина. 
3.    Министр радиационной и экологической безопасности Челябинской области Александр Галичин заявил: «Утечка брома в вагоне грузового состава не может отрицательно повлиять на здоровье местных жителей. Категорийность ситуации — техническая, о чрезвычайном происшествии речи не идёт. Бром может повлиять на самочувствие, но не на здоровье людей, он применяется медикаментозно для успокоения, не в таких количествах, конечно». 
Работа с текстом
1. сформулируйте тезисы к новостям (1, 2, 3). Тезис из 2-3 слов, обязательно термин «бром».
 2. найдите в тексте доводы в подтверждение или опровержение выдвинутых тезисов и критически отнеситесь к каждой новости.
3. сравните противоречивую информацию, заключённую в тексте и объясните эти противоречия.
4. ответить на вопрос: «с какими симптомами обращались люди в больницу?»
5. закончить предложение «в аптеках Челябинска резко возросли продажи …»
6. Д.З. Закончить последний абзац в виде схемы, в которой должны быть ответы на вопросы: откуда? куда и с какой целью перевозили бром? Используйте дополнительные источники информации 
Единственный жидкий неметалл открыл Антуан Балар. Это красно-бурая, скверно пахнущая жидкость. Пары брома имеют желтый цвет. Бром токсичное вещество, при работе с ним необходимо применять средства химической защиты, при попадании на кожу и слизистые человека бром образует ожоги и  долго незаживающие язвы. При отравлении парами брома необходимо вдыхать аммиак, при попадании на кожу смыть водой или раствором соды.
Бром является сильным окислителем, реагирует почти со всеми неметаллами, за исключением кислорода и азота. Хранят в стеклянной посуде или в цистернах с внутренней свинцовой обкладкой.
В природе в свободном состоянии бром не встречается, главный источник соединений брома – морская вода, морские животные и водоросли. 
В XIX веке главными областями использования соединений брома были фотография и медицина. Бром в виде соединений назначаются при нервных расстройствах и нарушениях сна. Соли брома являются эффективным средством для лечения нарушений деятельности сердечно-сосудистой системы и желудочно-кишечных недугов. Знаменитый русский физиолог И.П. Павлов сказал: «Человечество должно быть счастливо тем, что располагает таким драгоценным для нервной системы препаратом, как бром».
Форма элемента    Концентрация    Физиологическое воздействие
Бром – простое вещество    1 мг/ м3    раздражение слизистых оболочек, кашель, головокружение, головная боль
    более 60 мг /м3    удушье и смерть

Соединения брома    менее 2 мг    бессонница, замедление роста и уменьшение числа эритроцитов в крови
    2-6 мг в сутки с пищей    регулирует деятельность щитовидной железы 
    более 6 мг при длительном приеме     общая вялость, появление сыпи на коже, апатия, сонливость
 В начале XX века открылась новая область применения брома…
V.  Рефлексия мастер-класса.
Обсуждение мастер-класса включает вопросы руководителю мастер-класса, обмен мнениями его участников. Мастер–педагог, учитывая пожелания своей аудитории, рекомендует литературу, интернет–сайты для получения дополнительной информации по данному вопросу.
При подведении итогов мастер-класса необходимо провести рефлексию, заполнить графу «узнал», выяснить, достигли ли участники тех целей, которые ставили перед собой в начале мастер-класса. Поблагодарить за работу в надежде, что представленный материал был интересен, и полученные знания пригодятся в педагогической практике.
VI. Литература
1.    Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2011. – 48 с. — (Стандарты второго поколения)
2.    Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа/ [сост. Е.С.Савинов]. – М.: Просвещение, 2011 (Стандарты второго поколения).
3.    Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа/ [сост. Е.С.Савинов]. — 4-е изд., перераб. — М.: Просвещение, 2012. — 223 с. — (Стандарты второго поколения).
4.    Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя/[А.Г.Асмолов, Г.В.Бурменская, И.А.Володарская и др.]; под ред. А.Г.Асмолова. – М.: Просвещение, 2010.
5.    Междисциплинарная программа "Стратегия смыслового чтения и работа с текстом"
Приложение
1.    Таблица фиксации знаний.
 При работе с текстом по преобразованию и интерпретации информации выпускник в соответствии с планируемыми результатами ФГОС
Понятие    Знал    Узнал
выпускник должен научиться
1
2
3
4
5
6        
Выпускник получит возможность научиться
1.
        
Приемы осмысления текста
1
2
3
4
5
6        
2.    Планируемые результаты ФГОС
В соответствии с планируемыми результатами ФГОС выпускник должен научиться: 
•    структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки, ссылки, оглавление;
•    использовать в тексте таблицы, изображения;
•    преобразовывать текст, используя новые формы представления информации: формулы, графики, диаграммы, таблицы, переходить от одного представления данных к другому;
•    интерпретировать текст: сравнивать и противопоставлять заключённую в тексте информацию;
•    обнаруживать в тексте доводы в подтверждение выдвинутых тезисов;
•    делать выводы из сформулированных посылок;
•    выводить заключение о намерении автора или главной мысли текста.
выпускник получит возможность научиться:
выявлять имплицитную информацию текста на основе сопоставления иллюстративного материала с информацией текста, анализа подтекста.
 Имплицитная информация — это информация, которая явно в тексте не выражена, но существует как подтекст и может быть домыслена.
3.    Приемы осмысления текста:
1.    Постановка вопросов к тексту и поиск ответов на них, 
2.    Антиципация плана изложения (предвосхищение), рецитация прочитанного (мысленное возвращение к ранее прочитанному и повторное его осмысление под влиянием новой мысли).
3.    Составление плана.
4.    Составление граф-схемы. 
5.    Прием тезирования. 
6.    Составление сводной таблицы.
7.    Прием комментирования.
8.    Реферативный пересказ.
9.    Аннотирование.
10.     Составление рефератов, докладов по нескольким источникам
4.    Механизмы реализации программы
1.    Развитие критического мышления через чтение и письмо
2.    Проект
3.    Технология коллективной мыслительной деятельности
4.    Развивающее обучение
5.    Обучение как учебное исследование

Рейтинг: 0 Голосов: 0 2869 просмотров
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!