ГлавнаяМетодическая копилкаХимияПроблемно-интегративное обучение химии в школе.

Проблемно-интегративное обучение химии в школе.

-
Проблемно-интегративное обучение химии в школе.


 

       Химическое образование в школе переживает непростой этап своего реформирования, связанный с изменением взглядов на роль и цели образования в контексте его модернизации.

      Обучение химии должно быть нацелено на глубокое понимание основ химической науки, на формирование у них опыта творческой проблемно-поисковой деятельности. Достичь этого можно лишь в условиях проблемного обучения. Химические знания невозможно усвоить вне организованной репродуктивной деятельности. Полученные знания должны включаться в проблемную деятельность. Эти виды деятельности должны не исключать, а взаимно дополнять друг друга.

       Наиболее благоприятной средой для инноваций в школе является проблемно-интегрированное обучение. Оно вбирает в себя предлагаемые наукой и наработанные практикой новшества и преобразуется в систему, эффективно сочетающую инновационные модели обучения.

·         Модель, основанная на идее межпредметной интеграции в обучении. Межпредметные связи повышают качество знаний учащихся, развивают их системный стиль мышления, помогают преодолеть предметную узость и инертность, осуществлять перенос и устанавливать взаимосвязь знаний и способов действий. Интегративные процессы осуществляются и в предметном проблемном обучении, определяя межпредменый стиль решения учебных проблем. Особенно значим такой стиль познания для усвоения законов природы, формирования естественнонаучной картины мира как составляющей научного мировоззрения школьников, а также для осуществления их экологического обучения и воспитания.

·         Исследовательская модель обучения. В основе лежит ориентация на научное исследование как на образец для построения учебно-воспитательного процесса. Ученик ставится в положение ученого, исследователя. Можно выделить наиболее общие и значимые этапы учебного процесса.

1.      Ознакомление учащихся с предметной областью, содержанием предстоящего исследования.

2.      Столкновение с проблемой. Формулирование целей и задач исследования.

3.      Сбор достоверных данных об изучаемом объекте, явлении или процессе.

4.      Экспериментальное (теоретическое) исследование: выделение изучаемых фактов, выдвижение гипотезы, моделирование эксперимента.

5.      Построение объяснения.

6.      Анализ хода исследования.

7.      Формулирование выводов и оформление отчета о проделанной работе.

·         Модель личностно-значимого обучения. Модель направлена на установление взаимосвязи между содержанием образования и личностным (жизненным) опытом школьника. Движущей силой обучения и источником саморазвития являются противоречия, скрытые в содержании обучения, в частности несовпадение познавательного жизненного опыта ученика и учебного (научного) знания. Сложность данной модели заключается в том, что личностно-значимые проблемы должны возникать естественным путем из опыта и потребностей самих школьников.

·         Диалоговые модели обучения. Данные модели ориентируют на изменение в обучении характера взаимодействия учителя и ученика. Это выражается в отказе от «субъект-объектных» отношений (когда только учитель воздействует на ученика как на объект своих усилий) в пользу «субъект-субъектных» (когда постоянно принимается в расчет собственное отношение ученика к совместной деятельности и учитывается индивидуальное психическое развитие в той или иной возрастной группе). В условиях«субъект-субъектной» схемы взаимодействия учебный процесс выступает как один из видов коммуникации, а учитель и ученик – как участники диалогического взаимодействия процессов преподавания и учения. Взаимосвязь педагогики сотрудничества и проблемного обучения проявляется в трех диалоговых моделях обучения:

1.      Обучение, основанное на решении учебных проблем в малых учебных группах.

2.      Проблемно-дискуссионное обучение.

3.      Проблемно-игровое обучение.

      Использование какой-либо одной модели нецелесообразно хотя бы потому, что однообразный характер деятельности приведет к потере школьниками интереса к предмету, к снижению их познавательной активности, а значит, и качества знаний. При комплексном использовании этих моделей в учебном процессе образуется инновационная комбинированная система предметного развивающего обучения. Именно это и происходит в условиях проблемно-интегрированного обучения.

Этапы постановки и решения интегрированных учебных проблем.

1.      Актуализация опорных знаний. Подготовка учащихся к восприятию  проблемной ситуации, определение минимума знаний и умений, необходимый для познания нового (фронтальная беседа, возможен демонстрационный эксперимент).

2.      Создание проблемной ситуации.  Учитель ставит учащихся в такую ситуацию при которой они осознают недостаточность  знаний и способов действия, актуализированных на предыдущем этапе. Реализуется противоречие между  уже известной и еще неизвестной учащимся информацией.

3.      Постановка учебной проблемы. Этап является логическим завершением созданной на уроке проблемной ситуации. Учитель формулирует учебную проблему в той или иной форме (например, в виде проблемного вопроса), которая определяет направление дальнейшего поиска.

4.      Решение учебной проблемы. Организация деятельности учащихся и управление ходом решения поставленной проблемы.

5.      Доказательство и применение найденного решения. Учитель предлагает школьникам задание (желательно экспериментального характера), выполнение которого позволит убедиться в истинности новых знаний и способов действия.

Похожие статьи:

Школьный этаппротоколы по химии

Новости научного обществаИтоги олимпиады по химии

ДоговорыДоговор об образовании на обучение по дополнительным образовательным программам

ХимияРезультаты ГИА по химии в 2017 году в Курагинском районе

Рейтинг: 0 Голосов: 0 735 просмотров
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!