ГлавнаяМетодическая копилкаХимияФормирование навыков решения расчетных задач по химии методом анализа

Формирование навыков решения расчетных задач по химии методом анализа

-

 

Вольхина Елена Юрьевна, учитель химии Курагинской СОШ № 1, руководитель школьного методического объединения учителей биологии, физики, химии.

·                                       Высшая квалификационная категория

·                                       педагогический стаж 27 лет

 

межмуниципальный форум управленческих и методических практик, посвященный памяти С.В.Романовой в г. Минусинске

«Формирование навыков решения расчетных задач по химии методом анализа»

I.       

Аннотация

В литературе имеется достаточно работ, посвященных методам решения отдельных типов химических задач. Между тем ознакомление лишь со специальными способами различных видов создает реальную опасность того, что учащиеся ограничатся усвоением одних шаблонных приемов и не приобретут умения самостоятельно справляться с «незнакомыми» задачами.

В работе  американского ученого Джорджа Пойа «Как решать задачу» предлагается определенная общая методика обучения решения задач. С помощью таблицы с рекомендациями и вопросами учитель может привести в действие и эффективным образом направить усилия ученика, затрудняющегося самостоятельно начать или продолжать решение задачи. Систематическое применение учителем данного метода должно способствовать усвоению метода самим учащимся, т. е. развитию самостоятельности учащегося.

На основании данных рекомендаций разработала элективный курс «Развитие творческого мышления через решение расчетных задач по химии» с использованием метода «от конца к началу». Обучение на уроках искусству решать задачи – исключительно благоприятствует воспитанию у ребят общей культуры, важным элементом которой является формирование определенного склада ума.

Введение

Целью моей педагогической деятельности является создание необходимых  условий развития ребенка, формирования учебных действий, определяющих способность личности к обучению, познанию, сотрудничеству, освоению и преобразованию окружающего мира.

Для достижения цели необходимо решить следующие основные задачи:

1.                актуализировать базовые знания;

2.                 тщательно подобрать учебные задания;

3.                объяснить способы решения задачи;

4.                 создать практикум по решению задач.

 

Основная часть

«Мы в школе таких задач не решали. Я вообще не умею решать задачи». Часто приходится слышать подобные высказывания учащихся.

Великий Леонардо да Винчи говорил: «Только дураки начинают сначала. Не забудьте оглянуться в будущее! В будущем ваша проблема уже решена, остается только вспомнить дорогу к верному ответу».

Регрессионный анализ – это решение задачи от конца к началу, С самого начала определяется только первое действие. В дальнейшем выбор каждого действия зависит от результатов предшествующего действия. Открытие метода анализа приписывают Платону. В этом методе есть известная психологическая трудность: приходится встать спиной к цели, уходить от желаемого, работать от конца к началу. Метод может вызвать затруднения у учащихся, если он неумело преподносится.

 С учениками я провожу методический разбор решения задач. Такой разбор демонстрирует последовательность важнейших шагов и вскрывает мотивы и позиции, показывающие эти шаги. Кроме того, подробное описание решения отдельной части задачи имеет своей целью найти общую рекомендацию или метод, которым можно руководствоваться.

В работе  американского ученого Джорджа Пойа «Как решать задачу» предлагается определенная общая методика обучения задач. Д. Пойа пишет о том, что «учитель обязан хорошо знать то, чему он собирается учить. Он должен показать учащимся, как решать задачи. Но как он может показать то, чем он сам хорошо не владеет?»

Процесс решения задачи представляет собой поиск выхода из затруднения, процесс достижения цели, которая первоначально не кажется сразу доступной. Найти решение означает построить мост между предпосылкой и заключением. Это и есть составление плана.

        За ним следует реализация плана. Составление плана и его реализация идут в противоположных направлениях. Начинаем с цели, неизвестного,  заканчиваем, достигнув данных или условия. Реализуя план, мы напротив, продвигаемся от условия к цели; таким образом, о нашей цели начинаем думать в самом начале, достигаем же её в самом конце. Если движение в направлении цели рассматривать как движение в прямом направлении, то можно сказать, что при составлении плана мы продвигались в обратном направлении.

       Таким образом, важный метод решения задач можно назвать составлением плана в обратном направлении, или продвижением от конца к началу; греческие геометры называли этот метод анализом, что по смыслу означает "решение от конца к началу".

Дж. Пойа выделяет четыре ступени в процессе решения и группирует вопросы и советы по каждой ступени в виде таблицы. Желательно такую таблицу иметь в классе. Как решать задачи (сокращенный вариант таблицы)

1.     Понять предложенную задачу. Что неизвестно? Что дано? В чем состоит условии?

2.     Найти путь от неизвестного к данным, если нужно, рассмотреть промежуточные задачи («анализ»). Преобразовать неизвестные элементы. Попытаться ввести новые неизвестные, более близкие к искомым неизвестным.

3.     Реализовать найденную идею решения («синтез»).

4.     Решение проверить и оценить критически. Правдоподобен ли результат? Нельзя ли сделать проверку? Нет ли другого пути, ведущего к полученному результату? Какие результаты еще можно получить на том же пути?

          Учащимся наряду с методикой решения требуются опорные знания, которые в зависимости от индивидуальных особенностей ученика, представляю в виде различных образов: визуальных, аудиальных, знаковых и модельных. Индивидуальные особенности учащихся состоят в различной способности к восприятию информации по разным информационным каналам, а также в различном умении переводить информацию из одного образа в другой. На нашем курсе мы успешно преодолеваем эти трудности, осуществляя практические и мыслительные операции.

Заключение

Данная методика прошла апробацию временем, была представлена на районных методических объединениях, конкурсах педагогического  мастерства, в районном сборнике «Труд и творчество педагогов». Разработала элективный курс «Развитие творческого мышления через решение расчетных задач».  спецкурсы «Готовлюсь в ВУЗ. Химия». Особое место в данных программах уделяю практико-ориентированным заданиям и заданиям повышенного уровня сложности.

Комплексное использование данных моделей в педагогической практике позволило добиться повышения качества образования, снижения нагрузки учащихся, более эффективного использования учебного времени.

 Результаты итоговой аттестации моих выпускников выше районных и краевых. Достижения учащихся во Всероссийской олимпиаде школьников на региональном уровне – участие, на муниципальном уровне: 7 победителей и 14 призеров.  Мои воспитанники  принимают активное участие в олимпиадах, включенных в Перечень олимпиад школьников.

Список литературы

1.     Ахметов М.А. Стратегия успешной подготовки к решению расчетных задач ЕГЭ по химии / М.А.Ахметов. — Ульяновск: УИПКПРО. 2009-64с.

2.     Доронькин В.Н. Формирование навыков решения расчетных задач по химии, Издательство «Легион».2015

3.     Иванцова В.И., Иванцов В.М.          Методологическое сопровождение деятельности педагогов в системе повышения квалификации.     Красноярск, 2005

4.     Пойа Д. Как решать задачу. Под редакцией Ю.М.Гайдука. Пособие для учителей. Государственное учебно-педагогическое издательство Министерства просвещения РСФСР, Москва 1959-206с.


 

Рейтинг: 0 Голосов: 0 1744 просмотра
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!