ГлавнаяМетодическая копилкаХимия«Проектно-исследовательская деятельность как эффективный способ повышения естественнонаучной грамотности учащихся»

«Проектно-исследовательская деятельность как эффективный способ повышения естественнонаучной грамотности учащихся»

-

II межмуниципальный педагогический форум «Эффективные практики, обеспечивающие результативность образования (по критерию «функциональная грамотность»)

 

Тема

 «Проектно-исследовательская деятельность как эффективный способ повышения естественнонаучной грамотности учащихся»

Основная идея

 Естественнонаучная грамотность учащихся – это определенный набор компетентностей, связанных со способностью применять полученные в школе умения и знания в жизненных ситуациях. Одним из инструментов для формирования данных компетентностей является метод проектов, который ориентирован не только на интеграцию фактических знаний, но и на их применение и приобретение новых знаний.

 Сегодня метод проектов является одним из популярнейших в мире, поскольку позволяет рационально сочетать теоретические знания и их практическое применение для решения конкретных проблем окружающей действительности в совместной деятельности школьников.

Задачи, решаемые через использование данной практики

Обучающие: дать возможность освоить основные этапы работы над проектом, типы проектов, критерии оценивания.

Развивающие: развивать  компетентности в сфере самостоятельной познавательной деятельности, навыков самостоятельной работы с большими объемами информации, умения увидеть проблему и намечать пути ее решения, навыков работы в команде.

Цель практики (для чего используется).

Одна из основных целей – формирование естественнонаучной грамотности и достижение метапредметных результатов образования, предусмотренных ФГОС ООО.

Формирование естественнонаучной грамотности во многом совпадает с задачей реализации требований ФГОС к результатам образования:

·         приобретение опыта применения научных методов познания;

·          умение создавать, применять и преобразовывать знаки, символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

·          умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения, умозаключения и делать выводы.

Основная цель естественнонаучного образования в основной школе можно определить как  формирование естественнонаучной грамотности учащихся. Естественнонаучная грамотность – это не только образовательная, но и гражданская характеристика, которая в большой мере отражает уровень культуры общества, включая его способность к поддержке научной и инновационной деятельности.

Основные компетентности, определяющие естественнонаучную грамотность:

·         понимание основных особенностей естественнонаучного исследования (или естественнонаучного метода познания);

·         умение объяснять или описывать естественнонаучные явления на основе имеющихся научных знаний, а также умение прогнозировать изменения;

·         умение использовать научные доказательства и имеющиеся данные для получения выводов, их анализа и оценки достоверности.

Данные компетентности  характеризуют новое обобщенное качество по сравнению с чисто предметными знаниями и умениями. Владение метапредметными естественнонаучными умениями позволяет успешно реализовать их на любом предметном материале.

Данные задачи предъявляет определенные требования к содержанию учебной деятельности на уроке и необходимым компетенциям самого учителя. Очевидно, что учебная деятельность должна иметь продуктивный характер и включать в себя следующие виды деятельности:

§      объяснение и описание явлений;

§      использование и построение моделей явлений и процессов;

§      прогнозирование изменений;

§      формулирование выводов на основе имеющихся данных;

§      анализ этих выводов и оценка их достоверности;

§      выдвижение гипотез и определение способов их проверки;

§      формулирование цели исследования;

§      построение плана исследования;

Метод проектов как раз и позволяет осуществлять данные виды деятельности. Популярность метода проектов обеспечивается возможностью сочетания в нем теоретических знаний и их практического применения для решения конкретных проблем.

В МБОУ Курагинская СОШ №1 проектная деятельность осуществляется согласно Положению о проектно-исследовательской деятельности. Положение определяет цели и задачи проектно-исследовательской деятельности, порядок ее организации и общие требования к содержанию и оценке проектных работ учащихся.

 Проектно-исследовательская деятельность является одной из форм организации учебно- воспитательного процесса, способствует повышению качества образования, демократизации стиля общения учителей и учащихся, развитию персональных компетентностей обучающихся, их успешной социализации. Направлена на выработку самостоятельных исследовательских умений (постановка проблемы, подбор методов, сбор и обработка информации, проведение экспериментов, анализ полученных результатов и выводы по работе), способствует развитию творческих способностей и логического мышления.

Цель проектно-исследовательской деятельности.

 Создание условий для формирования у учащихся функционального навыка исследования как универсального способа освоения действительности, активизации личностной позиции учащегося в образовательном процессе на основе приобретения субъективно новых знаний, развития творческой личности, ее самоопределения и самореализации.

Похожие статьи:

Родительские собранияВозможности профориентации или как помочь подростку в выборе профессии

НовостиМеждународный день грамотности

Родительские собранияКак родители программируют своих детей

Начальная школаСистемно-деятельностный подход в начальной школе как основа внедрения ФГОС.

Коррекционно-развивающее обучениеФормирование техники чтения

Рейтинг: 0 Голосов: 0 348 просмотров
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!