ГлавнаяМетодическая копилкаХимия«Организация проектно-исследовательской деятельности на уроке»

«Организация проектно-исследовательской деятельности на уроке»

-

 


Вольхина Елена Юрьевна, учитель химии Курагинской СОШ № 1, руководитель школьного методического объединения учителей биологии, физики, химии.
•    Высшая квалификационная категория
•    педагогический стаж 26 лет

Заседание школьного методического объединения учителей биологии, физики, химии.

Тема методического заседания
«Организация проектно-исследовательской деятельности на уроке»
Тип проекта: конструкторский.
Цели проекта.
Деятельностная: формирование навыков самоорганизации, работы в группе, освоение техники ведения дискуссии.
Образовательная: обучение проектированию как универсальному умению дидактическому средству обучения,  воспитания и развития обучающихся.
Задачи
Обучающие: дать возможность освоить основные этапы работы над проектом, типы проектов, критерии оценивания.
Развивающие: развивать  компетентности в сфере самостоятельной познавательной деятельности, навыков самостоятельной работы с большими объемами информации, умения увидеть проблему и намечать пути ее решения, навыков работы в команде.
Формирование УУД:
Личностные:  ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях, установление связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, между результатом учения и тем, что побуждает деятельность
Регулятивные:  целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль,  коррекция, оценка, саморегуляция. 
Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, проблемы, создание алгоритма деятельности, умение находить  и выделять необходимую информацию; структурировать знания, поводить рефлексию способов и условий действия, осуществлять контроль и оценку процесса и результатов деятельности.
Коммуникативные:  планирование учебного сотрудничества с коллегами и учениками, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации, разрешение конфликтов управление поведением партнера, оценка действий партнера, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

 

Этапы проекта    Цели    Деятельность «учителя» (руководителя ШМО)    Деятельность «обучающихся» (членов МО     УУД    примечание
Актуализация оных знаний    Подготовить коллег к восприятию и осознанию создаваемой «учителем» проблемной ситуации    Акцентирует внимание на значение проектной деятельности для ученика и учителя. Предлагает ответить на вопрос: «Что вы знаете о проектной деятельности и применяете ли вы данный метод в своей педагогической практике?»    Слушают и отвечают на поставленные вопросы в ходе фронтальной беседы.    личностные: внутренняя позиция, познавательные: рефлексия регулятивные: самооценка.    
Проблематизация    Поставить коллег в ситуацию противоречия, затруднения, побудить к высказыванию разных точек зрения.    Создает проблемную ситуацию, предлагает членам МО обозначить проблему. Общую проблему проекта руководитель формулирует для себя  и коллегам ее не озвучивает.  Задача учителя методом наводящих вопросов подвести участников проекта к  формулировке проблемы.     Выявляют проблему, отвечая на вопрос «почему выбрана эта тема?». Предлагают возможные варианты формулировок проектных проблем.    Регулятивныепрогнозирование, оценивание, познавательные: сравнение, причинно-следственные связи, коммуникативные: умение выражать свои мысли.    Приложение №1 задание для первого этапа
Целеполагание    Подвести коллег  осознанию темы, цели и задач мероприятия и их формулированию.     Предлагает решить данную проблему. Через определение  и формулирование темы, цели и задач проекта.     Определяют цель проекта: подготовить заседание методического объединения. Членам МО  важно осознать на данном этапе границы своего знания и незнания    познавательные, регулятивныецелеполагание, коммуникативные предметное общение и личностные мотивация    Приложение №1 задание для второго этапа
Планирование    задать направление поиска информации    Учитель консультирует, обходя группы, внимательно следит за ходом обсуждения.  С помощью вопросов организует действия «учеников». Помогает в определении задач, способов, сроков, предлагает некоторые ресурсы. Предлагает  способы  работы. Способствует  моделированию  возможных  результатов    Самостоятельная работа учащихся в группах, обсуждение задания каждого в группе Планирование оформляют в виде таблицы, в которой отражены задачи, способы, сроки и ресурсы.    Познавательные:  умение генерировать идеи,  выбор  методов  и  путей проектирования. Коммуникативные умение  сотрудничать договариваться в группе,  распределять  функции  принимать  и  оказывать  помощь. 
Регулятивные:  навыки  оценивания  и  контроля.    Приложение №1 задание для третьего этапа.
Приложение №2 задания № 1,2,3,4,5.

Реализация    Создать условия  для  возможной  активной  деятельности  обучающихся    Роль учителя – консультирование, помощь, направление деятельности «обучащихся» в методически нужное русло. Координирует работу в группах     осуществляют учебные действия по намеченному плану. Используют групповую форму  работы.     Познавательные: структурирование, анализ, синтез, сравнение, установка причинно-следственных связей.
Коммуникативные навыки  социального взаимодействия      Приложение №1 задание для 4 этапа. Приложение №2 задания № 1,2,3,4,5.
Рефлексия        Предлагает заполнить листы самооценки.
Подключает к работе экспертов, членов третьей группы    Заполняют листы самооценки
С помощью экспертов анализируют свою деятельность и деятельность коллег по группе.
    рефлексивные  навыки:  умение  ответить на  вопросы:  чему  научился  в  процессе  деятельности?  Что  нового  узнал  при  выполнении  этой  работы?  Насколько  хорошо  удалось  сработаться  с группой?      Приложение №1 задание для пятого  этапа. Приложение №2 задания № 6,7.

Презентация    Мотивировать  обучающихся систематизировать полученные  данные.    Организует порядок представления проектов    Презентуют продукт своей совместной деятельности.    навыки  презентации   навыки,  ораторские  умения,  навыки  публичных  выступлений, способность  ориентироваться  в  задаваемых  вопросах.    

Приложение №1. Задания для работы в группах.
ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ В ГРУППАХ.
Работаем следующими группами: две группы по три человека — участники нашего импровизированного методического объединения, третья группа – эксперты. Их задача –оценить работу каждого участника по специальным критериям и научить вас методике оценивания, т.к вы в роли экспертов будете работать, когда пойдете на открытые уроки к нашим коллегам.
ЗАДАНИЕ ДЛЯ ПЕРВОГО ЭТАПА «ПРОБЛЕМАТИЗАЦИЯ» (1 МИНУТА)
Рассмотрите  и обсудите в группе  следующую ситуацию.
 Переход на новые стандарты поставил нас, многих учителей,  в ситуацию некоего затруднения. Проект, какое модное сейчас слово. Танцы, песни со звездами, но наша цель – учебный проект.
Почему необходимо применять данный метод? Этот метод дает нам, педагогам, возможность и формировать УУД (организаторские — регулятивные, интеллектуальные -познавательные, оценочные -личностные, коммуникативные), и оценивать их.
Ситуация. Вы являетесь руководителем районного методического объединения учителей предметников. Реалии времени заставляют нас переходить на ФГОС, но психологические, а возможно, методические затруднения процесс этот тормозят. Ваша задача как руководителя – помочь своим коллегам. Каковы ваши действия? Для выполнения данного этапа вам необходимо ответить на вопрос.
1.    Почему выбрана эта тема? 
ЗАДАНИЕ ДЛЯ ВТОРОГО ЭТАПА «ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ» (3 МИНУТЫ)
Целеполагание- это решение исходной проблемы, создание мысленного образа проектного продукта. Для выполнения данного этапа вам необходимо ответить на вопросы.
1.    Что необходимо сделать, чтобы решить данную проблему?
2.    Что необходимо создать для достижения цели? 
У вас получится коллективный проект, а у меня как руководителя – индивидуальный. 
ЗАДАНИЕ ДЛЯ ТРЕТЬЕГО ЭТАПА «ПЛАНИРОВАНИЕ» (7 МИНУТ)
Обсудите, что вам надо сделать, а затем, после обсуждения, составьте план выполнения работы. Распределите между собой обязанности по выполнению задания, Для выполнения данного этапа вам необходимо ответить на вопросы. 
1.    Что необходимо сделать? (для определения задачи)
2.    Как будешь решать задачи? (способы)
3.    Когда будешь делать? (сроки)
4.    Что есть для выполнения задачи, а и чего нет? (ресурсы)
В конце вы должны представить свой план на обсуждение. Для выполнения задания вы можете использовать: партнёров по группе, учителя в качестве консультанта, раздаточный материал. План оформляется в виде таблицы.
Задача    Способы    Сроки    ресурсы
Задание считается выполненным, если заполнена вся таблица. Примерный план группы «обучающихся».
Задача    Способы    Сроки    ресурсы
1.    Выявить затруднения    Анкетирование    На предыдущем заседании РМО    Анкета или тест
2.    Работа с понятиями, повторить понятия.    Использования словаря    На этапе реализации дается 5-10 минут    Задание № 1 в Приложении № 2 (ошибки в тексте)
3.    Повторить этапы проекта и признаки проекта    Анализ и синтез имеющихся ресурсов    На этапе реализации 7-10 минут    Задание № 2 в Приложении № 2 (задание на соответствие)
4.    Повторить и обобщить типы проектов    Перевод информации в графическую форму    На этапе реализации 10 минут    Задание № 3 в Приложении № 2 (работа с текстом)
5.    Оценка проекта    Соотнесение критериев и возраста учащихся    На этапе реализации 7 минут    Задание № 4 в Приложении № 2 (работа с текстом)
6.    Заполнение шаблона        На этапе реализации 10 минут    Задание № 5 в Приложении № 2 (шаблон)
ЗАДАНИЕ ДЛЯ ЧЕТВЕРТОГО ЭТАПА «РЕАЛИЗАЦИЯ» (45 МИНУТ)
1.    Вам необходимо реализовать свой проект, решить все поставленные задачи, применяя необходимые методы, соблюдая предложенные сроки и используя  необходимые ресурсы. Выполняйте намеченные вами работы и отмечайте в листе планирования. Постарайтесь организовать работу так, чтобы её удалось выполнить за 45 минут.
ЗАДАНИЕ ДЛЯ ПЯТОГО ЭТАПА «РЕФЛЕКСИЯ» (10 МИНУТ)
Итак, мы разобрали описание реального проекта, сформулировали тему и проблему собственного проекта, создали структуру и разработали его этапы;  поняли какие информационные, дидактические и методические материалы нам могут понадобиться. Теперь можно подробнее поработать над  критериями оценки учебного проекта.
В выданных вам листах самооценки отметьте  вариант ответа, с которым вы  согласны.
Работа экспертов заключается в том, чтобы проанализировать вашу работу и работу группы в целом по специальным критериям оценивания проекта.  Вовлечь вас в эту деятельность, научить методике оценивания проекта 
ЗАДАНИЕ ДЛЯ ШЕСТОГО ЭТАПА «ПРЕЗЕНТАЦИЯ» (7-10 МИНУТ)
Представьте результаты вашей работы другим группам. Постарайтесь организовать ваше сообщение так, чтобы смог выступить каждый член вашей группы. Выступление должно занять не более 7 минут. Выслушайте отчеты других групп. Оцените работы других групп. 


Приложения №2
Задания для работы в группах на этапе планирования и реализации.

Задание №1. Выявление затруднений по проектной деятельности, работа с понятиями.
Найдите ошибки в тексте и исправьте их. 
Проект – работа, направленная на решение конкретной проблемы, на достижение оптимальным способом заранее запланированного результата. Проект может быть представлен в форме  докладов, рефератов, исследований и любых других видов самостоятельной творческой работы учащихся.
Задание выполнено: Проект – работа, направленная на решение конкретной проблемы, на достижение оптимальным способом заранее запланированного результата. Проект может включать элементы докладов, рефератов, исследований и любых других видов самостоятельной творческой работы учащихся, но только как способов достижения результата проекта.
Задание №2. Этапы работы над проектом
Соотнесите название этапа и признаки данного этапа и  расположите этапы работы над проектом в хронологическом порядке.
Название этапа    признаки
А)  презентация    1) На этом этапе возникает первичный мотив к деятельности
Б)  проблематизация    2) На этом этапе формулируются задачи, которые предстоит решить на отдельных этапах работы и способы, которыми эти задачи будут решаться, определяются порядок и сроки выполнения работы (график)
В) планирование    3) На этом этапе  автор представляет способ решения исходной проблемы, созданного им проектного продукта.
Г) реализация    4) На этом этапе автор проекта создает мысленный образ желаемого результата работы – проектного продукта
Д) целеполагание    5) На этом этапе автор проекта сравнивает полученный результат со своим замыслом, если есть возможность, внести исправления, автору необходимо оценить, какие изменения произошли в нем самом, чему он научился, что узнал, как изменился его взгляд на проблему.
Е) рефлексия    6) На этом этапе  может возникнуть необходимость внести определенные изменения в задачи отдельных этапов и в способы работы, а иногда может измениться представление автора о конечном результате, проектном продукте.
 Задание выполнено:
Название этапа    признаки
Б)  проблематизация    1) На этом этапе возникает первичный мотив к деятельности
Д) целеполагание    4) На этом этапе автор проекта создает мысленный образ желаемого результата работы – проектного продукта
В) планирование    2) На этом этапе формулируются задачи, которые предстоит решить на отдельных этапах работы и способы, которыми эти задачи будут решаться, определяются порядок и сроки выполнения работы (график)
Г) реализация    6) На этом этапе  может возникнуть необходимость внести определенные изменения в задачи отдельных этапов и в способы работы, а иногда может измениться представление автора о конечном результате, проектном продукте.
Е) рефлексия    5) На этом этапе автор проекта сравнивает полученный результат со своим замыслом, если есть возможность, внести исправления, автору необходимо оценить, какие изменения произошли в нем самом, чему он научился, что узнал, как изменился его взгляд на проблему.
А)  презентация    3) На этом этапе  автор представляет способ решения исходной проблемы, созданного им проектного продукта.
Задание №3. Типы проектов
    Обобщите материал в виде таблицы, в которой отражены следующие критерии: тип проекта,  цель проекта,  проектный продукт,  тип деятельности учащегося,  формируемая компетентность 
Практико-ориентированный. Решение практических задач заказчика проекта. Учебные пособия, макеты и модели, инструкции, памятки, рекомендации. Практическая деятельность в определенной учебно-предметной области. Деятельностная.
 Исследовательский проект.  Доказательство или опровержение какой-либо гипотез. Результат исследования, оформленный установленным способом. Деятельность, связанная с экспериментированием, логическими мыслительными операциями. Мыслительная.
 Информационный проект. Сбор информации о каком-либо объекте или явлении. Статистические данные, результаты опросов общественного мнения, обобщение высказываний различных авторов по какому-либо вопросу. Деятельность, связанная со сбором, проверкой, ранжированием информации из различных источников; общение с людьми, как источниками информации.  Информационная.
Творческий проект. Привлечение интереса публики к проблеме проекта. Литературные произведения, произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства, видеофильмы. Творческая деятельность, связанная с получением обратной связи от публики. Коммуникативная.
 Игровой или ролевой проект. Предоставление публике опыта участия в решении проблемы проекта. Мероприятие (игра, состязание, викторина, экскурсия и тому подобное). Деятельность, связанная с групповой коммуникацией. Коммуникативная
Задание выполнено: Таблица «Типология учебных проектов»
Тип проекта    Цель проекта    Проектный продукт    Тип деятельности учащегося    Формируемая компетентность
Практико-ориентированный    Решение практических задач заказчика проекта    Учебные пособия, макеты и модели, инструкции, памятки, рекомендации    Практическая деятельность в определенной учебно-предметной области    Деятельностная
Исследовательский проект    Доказательство или опровержение какой-либо гипотезы    Результат исследования, оформленный установленным способом    Деятельность, связанная с экспериментированием, логическими мыслительными операциями    Мыслительная
Информационный проект    Сбор информации о каком-либо объекте или явлении    Статистические данные, результаты опросов общественного мнения, обобщение высказываний различных авторов по какому-либо вопросу    Деятельность, связанная со сбором, проверкой, ранжированием информации из различных источников; общение с людьми как источниками информации    Информационная
Творческий проект    Привлечение интереса публики к проблеме проекта    Литературные произведения, произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства, видеофильмы    Творческая деятельность, связанная с получением обратной связи от публики    Коммуникативная
Игровой или ролевой проект    Предоставление публике опыта участия в решении проблемы проекта    Мероприятие (игра, состязание, викторина, экскурсия и тому подобное )    Деятельность, связанная с групповой коммуникацией    Коммуникативная
 
Задание №4. Учет возрастных особенностей учащихся в критериях оценивании проектов
Определите, какие критерии оценивания проектов отсутствуют в каждой возрастной категории учащихся. Обоснуйте  полученный результат.
Перечень критериев оценивания проектов 
1. Постановка цели и обоснование проблемы проекта. 
2. Планирование путей ее достижения
3. Глубина раскрытия темы проекта. 
4. Разнообразие источников информации.
 5. Соответствие выбранных способов работы цели и содержанию проекта. 
6. Анализ хода работы, выводы и перспективы. 
7. Личная заинтересованность автора, творческий подход к работе. 
8. Соответствие требованиям оформления письменной части. 
9. Качество проведения презентации. 
10. Качество проектного продукта.    для 5-6-классника эталонным проектом считается работа, в которой:
 • цель определена, ясно сформулирована четко обоснована;
 • развернутый план состоит из основных этапов и всех необходимых промежуточных шагов по достижению цели; 
• тема проекта раскрыта исчерпывающе, автор продемонстрировал глубокие знания, выходящие за рамки школьной программы; 
• работа содержит достаточно полную информацию из разнообразных источников; 
• работа отличается творческим подходом, собственным оригинальным отношением автора к идее проекта; 
• работа отличается четким и грамотным оформлением в точном соответствии с установленными правилами; 
• на защите проекта внешний вид и речь автора соответствуют требованиям проведения презентации, выступление уложилось в рамки регламента, автор владеет культурой общения с аудиторией, ему удалось вызвать большой интерес аудитории; 
• проектный продукт полностью соответствует требованиям качества (эстетичен, удобен в использовании, соответствует заявленным целям).

Эталонный проект 7-8-классника – это работа, в которой: 
• цель определена, ясно сформулирована четко обоснована; 
• развернутый план состоит из основных этапов и всех необходимых промежуточных шагов по достижению цели; 
• тема проекта раскрыта исчерпывающе, автор продемонстрировал глубокие знания, выходящие за рамки школьной программы;
 • работа содержит достаточно полную информацию из разнообразных источников; 
• представлен исчерпывающий анализ ситуаций, складывавшихся в ходе работы, сделаны необходимые выводы, намечены перспективы работы; 
• работа отличается творческим подходом, собственным оригинальным отношением автора к идее проекта; 
• работа отличается четким и грамотным оформлением в точном соответствии с установленными правилами; 
• на защите проекта внешний вид и речь автора соответствуют требованиям проведения презентации, выступление уложилось в рамки регламента, автор владеет культурой общения с аудиторией, ему удалось вызвать большой интерес аудитории; 
• проектный продукт полностью соответствует требованиям качества (эстетичен, удобен в использовании, соответствует заявленным целям).

В 9-10-м классе эталон работы это:
 • цель определена, ясно сформулирована четко обоснована; 
• развернутый план состоит из основных этапов и всех необходимых промежуточных шагов по достижению цели; 
• тема проекта раскрыта исчерпывающе, автор продемонстрировал глубокие знания, выходящие за рамки школьной программы; 
• работа содержит достаточно полную информацию из разнообразных источников;
• способы работы достаточны и использованы уместно и эффективно, цели проекта достигнуты; 
• представлен исчерпывающий анализ ситуаций, складывавшихся в ходе работы, сделаны необходимые выводы, намечены перспективы работы;
 • работа отличается творческим подходом, собственным оригинальным отношением автора к идее проекта;
 • работа отличается четким и грамотным оформлением в точном соответствии с установленными правилами; 
• на защите проекта внешний вид и речь автора соответствуют требованиям проведения презентации, выступление уложилось в рамки регламента, автор владеет культурой общения с аудиторией, ему удалось вызвать большой интерес аудитории; 
• проектный продукт полностью соответствует требованиям качества (эстетичен, удобен в использовании, соответствует заявленным целям).

Задание выполнено: Таблица «Учет возрастных особенностей учащихся в критериях оценивании проектов»
При внимательном прочтении описания эталонов заметно, как учитываются возрастные особенности учащихся в критериях оценивании проектов. Например, критерий «Анализ хода и результата работы, выводы и перспективы» в критериях для учащихся 5–6-х классов отсутствует. Это обусловлено возрастными возможностями младших подростков, которые еще не обладают достаточным уровнем сформированности рефлексивных навыков (навыков самоанализа и самооценки). Однако это не значит, что они не должны учиться анализировать свою работу, давать самооценку достигнутых результатов – такое требование предъявляется к ним, но выполнять его они могут только с помощью учителя, так как подобные навыки находятся пока лишь в зоне их ближайшего развития. Именно по этой причине критерий «Анализ…» отсутствует среди критериев оценивания проектов 5-6-классников. То же касается критерия «Соответствие выбранных способов работы цели и содержанию проекта» для 7-8-классников. Серьезную трудность для детей этого возраста представляет самостоятельный выбор подходящих способов работы. Поэтому оценивать эти умения и навыки пока рано. Что касается 9-10-классников, то они могут полностью самостоятельно выполнить практически всю работу в рамках проекта, поэтому к ним предъявляются требования в полном объеме, что и находит свое отражение в перечне критериев оценивания их работ. 

Перечень критериев оценивания проектов 
1. Постановка цели и обоснование проблемы проекта. 
2. Планирование путей ее достижения. 

3. Глубина раскрытия темы проекта. 


4. Разнообразие источников информации.
 5. Соответствие выбранных способов работы цели и содержанию проекта. 
6. Анализ хода работы, выводы и перспективы. 
7. Личная 

заинтересованность автора, творческий подход к работе.
 
8. Соответствие требованиям оформления письменной части. 
9. Качество проведения презентации. 

 

 

10. Качество 
проектного продукта.    для 5-6-классника эталонным проектом считается работа, в которой:

 • цель определена, ясно сформулирована четко обоснована;

 • развернутый план состоит из основных этапов и всех необходимых промежуточных шагов по достижению цели; 
• тема проекта раскрыта исчерпывающе, автор продемонстрировал глубокие знания, выходящие за рамки школьной программы; 
• работа содержит достаточно полную информацию из разнообразных источников;     
____________________

 

_______________________

 


• работа отличается творческим подходом, собственным оригинальным отношением автора к идее проекта; 

• работа отличается четким и грамотным оформлением в точном соответствии с установленными правилами; 
• на защите проекта внешний вид и речь автора соответствуют требованиям проведения презентации, выступление уложилось в рамки регламента, автор владеет культурой общения с аудиторией, ему удалось вызвать большой интерес аудитории; 
• проектный продукт полностью соответствует требованиям качества (эстетичен, удобен в использовании, соответствует заявленным целям).    Эталонный проект 7-8-классника – это работа, в которой: 


• цель определена, ясно сформулирована четко обоснована; 

• развернутый план состоит из основных этапов и всех необходимых промежуточных шагов по достижению цели; 
• тема проекта раскрыта исчерпывающе, автор продемонстрировал глубокие знания, выходящие за рамки школьной программы;

 • работа содержит достаточно полную информацию из разнообразных источников; 
___________________________________

 


• представлен исчерпывающий анализ ситуаций, складывавшихся в ходе работы, сделаны необходимые выводы, намечены перспективы работы; 
• работа отличается творческим подходом, собственным оригинальным отношением автора к идее проекта; 


• работа отличается четким и грамотным оформлением в точном соответствии с установленными правилами; 

• на защите проекта внешний вид и речь автора соответствуют требованиям проведения презентации, выступление уложилось в рамки регламента, автор владеет культурой общения с аудиторией, ему удалось вызвать большой интерес аудитории; 

• проектный продукт полностью соответствует требованиям качества (эстетичен, удобен в использовании, соответствует заявленным целям).    В 9-10-м классе эталон работы это:

 

 • цель определена, ясно сформулирована четко обоснована; 

• развернутый план состоит из основных этапов и всех необходимых промежуточных шагов по достижению цели; 
• тема проекта раскрыта исчерпывающе, автор продемонстрировал глубокие знания, выходящие за рамки школьной программы; 
• работа содержит достаточно полную информацию из разнообразных источников; 
• способы работы достаточны и использованы уместно и эффективно, цели проекта достигнуты; 


• представлен исчерпывающий анализ ситуаций, складывавшихся в ходе работы, сделаны необходимые выводы, намечены перспективы работы;
 • работа отличается творческим подходом, собственным оригинальным отношением автора к идее проекта;
 • работа отличается четким и грамотным оформлением в точном соответствии с установленными правилами; 
• на защите проекта внешний вид и речь автора соответствуют требованиям проведения презентации, выступление уложилось в рамки регламента, автор владеет культурой общения с аудиторией, ему удалось вызвать большой интерес аудитории; 
• проектный продукт полностью соответствует требованиям качества (эстетичен, удобен в использовании, соответствует заявленным целям).


Задание №5. Отчет о работе (шаблон)
Используя шаблон – подсказку, оформите отчет по созданию проекта.
Введение 
Тема моего проекта 
Я выбрал эту тему, потому что 
Цель моей работы –
Проектным продуктом будет –
Этот продукт поможет достичь цель проекта, так как 
План моей работы (указать время выполнения и перечислить все промежуточные этапы): 
• Выбор темы и уточнение названия 
• Сбор информации (где и как искал информацию) 
• Изготовление продукта (что и как делал) 
• Написание письменной части проекта (как это делал)    Основная часть 
Я начал свою работу с того, что 
 Потом я приступил к 
Я завершил работу тем, что 
В ходе работы я столкнулся с такими проблемами 
Чтобы справиться с возникшими проблемами, я 
Я отклонился от плана (указать, когда был нарушен график работы) 
План моей работы был нарушен, потому что 
В ходе работы я принял решение изменить проектный продукт, так как 
Но все же мне удалось достичь цели проекта, потому что 
    Заключение
 Закончив свой проект, я могу сказать, что не все из того, что было задумано, получилось, например 
Это произошло, потому что. 
Если бы я начал работу заново, я бы 
В следующем году я, может быть, продолжу эту работу для того, чтобы
 Я думаю, что я решил проблему своего проекта, так как 
 Работа над проектом показала мне, что (что узнал о себе и о проблеме, над которой работал

 
Задание №6. Заполните лист самооценки.
Лист самооценки
Название группы ___________________________________________   
Фамилия и имя _________________________________________________
Оцени работу своей группы. Отметь  вариант ответа, с которым ты согласен (согласна).
1.    Все ли члены группы принимали участие в работе над проектом?
 А. Да, все работали одинаково.
 Б. Нет, работал только один.
 В. Кто-то работал больше, а кто-то меньше.
2.    Дружно ли вы работали? Были ли ссоры?
 А. Работали дружно, ссор не было.
 Б. Работали дружно, спорили, но не ссорились.
 В. Очень трудно было договариваться, не всегда получалось.
3.    Тебе нравится результат работы группы?
 А. Да, все получилось хорошо.
 Б. Нравится, но можно было бы сделать лучше.
 В. Нет, не нравится.
4.    Оцени свой вклад в работу группы. Отметь нужное место на линейке знаком X.

 

 

 
Задание №7 Критерии оценивания проекта.
№    Класс ___________
Дата проведения __________________    Успешность выполнения    Оценка личного вклада    Уровень достижений
(Повышенный, базовый, ниже базового)
        Весь проект
(максимально 18 баллов)    Регулятивные действия    Коммуникативные действия        

Фамилии, имя ребенка        Активность участия в целеполагании    Активность участия в планировании    Распределение функций и их выполнение    Активность в контроле своих действий    Участие в презентации    Активность/инициативность ученика    Ориентация на партнера и согласованность позиций    Лидерство        
        0    1    2    3    0    1    2    3    0    1    2    0    1    2    0    1    2    0    1    2    0    1    2    0    1    2    0-10 баллов    
1                                                                                                                        
2                                                                                                                        
3                                                                                                                        
4                                                                                                                        
5                                                                                                                        
6                                                                                                                        
7                                                                                                                        
8                                                                                                                        
9                                                                                                                        
10                                                                                                                        
11                                                                                                                        
12                                                                                                                        
13                                                                                                                        
14                                                                                                                        
15                                                                                                                        
16                                                                                                                        
17                                                                                                                        
18                                                                                                                        
19                                                                                                                        
20                                                                                                                        
21                                                                                                                        
22                                                                                                                        
23                                                                                                                        
24                                                                                                                        
25                                                                                                                        
Итоговый показатель  по  классу (среднее значение)                                                                                                                     

Элементы проектной деятельности учащихся    Кол-во баллов    Успешность в %
Регулятивные действия
Активность участия в целеполагании
Не участвовал в выборе темы/формы работы    0    10,0%
Участвовал в выборе темы/формы работы, но не активно    1    45,0%
Активно участвовал в выборе темы/формы работы    2    35,0%
Был лидером    3    10,0%
Активность участия в планировании
Не участвовал в планировании    0    20,0%
Участвовал в планировании, но не активно    1    30,0%
Активно участвовал в планировании    2    25,0%
Был лидером    3    25,0%
Распределение функций и их исполнение
В работе над проектом не участвовал (независимо от того были или не были распределены функции)    0    0,0%
Ставится в следующих случаях: 
a)    Распределения функций не было, делал, что считал нужным
b)    Распределение функций было, но выполнял иное задание (дублировал работу одноклассников, делал непредусмотренное планом)    1    50,0%
Распределение функций было, имел и выполнял свою часть работы    2    50,0%
Активность в контроле своих действий
Не участвовал в контроле    0    20,0%
Контролировал только свои действия    1    60,0%
Контролировал и свои действия и действия партнеров по группе    3    20,0%
Коммуникативные действия
Участие в презентации
В презентации не участвовал    0    5,0%
Участвовал в презентации незначительно    1    40,0%
Участие в презентации значительное    2    55,0%
Активность/инициативность ученика
Не проявляет активности    0    5,0%
Активен, но инициативы не проявляет    1    25,0%
Активен, проявляет инициативу    2    70,0%
Ориентация на партнера и согласованность позиций
Не слушает, перебивает, не учитывает мнение партнера    0    20,0%
Иногда прислушивается к партнеру, иногда игнорирует его мнение    1    80,0%
Внимательно выслушивает партнера, с уважением относится к его позиции, старается ее учесть или считает верной    2    0,0%
Лидерство
Стремления к лидерству не проявляет, довольствуется ролью ведомого    0    70,0%
Проявляет стремление к лидерству, в команде работать не умеет    1    15,0%
Проявляет стремление к лидерству, умеет работать в команде «на вторых ролях»    2    15,0%
Оценка личного вклада
Почти все сделали без меня    0    0,0%
…    1    0,0%
…    2    0,0%
…    3    0,0%
…    4    5,0%
…    5    35,0%
…    6    15,0%
…    7    20,0%
…    8    20,0%
…    9    5,0%
Я сделал очень много, без меня работа бы не получилась    10    0,0%
Уровень достижений:
Базовый: 
1.    По всем позициям регулятивных действий, кроме любой одной 1 балл или более;
2.    По всем позициям коммуникативных действий, кроме любой одной 1 балл или более
Повышенный:
1.    По всем позициям получен 1 балл или более;
2.    Получено не менее 8 баллов за регулятивные действия;
3.    Получено не менее 6 баллов за коммуникативные действия.
Ниже базового уровня: не выполнены условия для базового уровня.


 

 

 

Рейтинг: 0 Голосов: 0 1474 просмотра
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!