ГлавнаяМетодическая копилкаФизикаТех. карта урока физики в 11 классе

Тех. карта урока физики в 11 классе

-

Технологическая карта урока

Учитель

Дремлюгов Александр Михайлович

Класс

11класс. 

УМК 

Физика. Профильный уровень. Мякишев Г.Я. Буховцев В.М. и др.

Предмет

Физика

Тема

«Действие магнитного поля на движущийся заряд. Сила Лоренца»

Тип урока

Урок «открытия» нового знания.

Место урока в изучаемой теме

 Шестой урок из темы "Магнитные взаимодействия".

Цель урока

Познакомить обучающихся с особенностями действия магнитного поля на движущиеся в нём заряженные частицы.

Задачи урока

Обучающие:

Познакомить с понятием "Силы Лоренца", показать, что сила Ампера есть результирующая сил Лоренца. Рассмотреть практическое применение силы Лоренца. Развивающие: Развивать критическое мышление учащихся. Развивать умение ставить проблемные вопросы, выдвигать гипотезы. Развивать умение обобщать полученные данные и делать выводы. Обогащать устную и письменную речь учащихся.

 

 

Использованы слайды моей презентации:"Действие магнитного поля на движущийся заряд. Сила Лоренца"

 

 

 

Планируемые результаты

Предметные знания, предметные действия

 

УУД

регулятивные

познавательные

коммуникативные

личностные

 

 

существлять поиск нужной информации, использовать знаки, символы, модели, схемы, высказываться в устной форме и письменной форме, ориентироваться на разные способы решения задач, владеть основами смыслового чтения текста, анализировать объекты, выделять главное, осуществлять синтез ( целое из частей), проводить сравнение, классификацию по разным критериям, устанавливать причинно-следственные связи, строить рассуждения  об объекте, обобщать.

Допускать существование различных точек зрения, учитывать разные мнения. Стремиться к координации, формулировать собственное мнение и позицию в высказываниях, задавать вопросы по существу, контролировать действия партнёра, использовать речь для регуляции своего действия, владеть монологической и диалогической формой речи.

проявление учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу и способам решения учебных и практических задач;

 – развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками;

— интерес к предметно-исследовательской деятельности;

 – оценка своих достижений.

 

 

Название этапа урока

 

1.Мотивация к учебной деятельности

 

Задача, которая должна быть решена

 

1.организовать актуализацию требований к ученику со стороны учебной деятельности («надо»);

2.организовать деятельность учащихся по установке содержательных рамок урока («могу»);

3. создать условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебную деятельность («хочу»).

Деятельность учителя

(На экране от интерактивной доски отрыт слайд 1, затем 2)  

— Начинаем урок физики.

— Над какой темой мы работали на прошлых уроках?

-Что мы уже знаем и умеем делать?

-Как мы открывает новое знание?

— Сегодня нас ждут  новые  интересные понятия и их удивительные применения. Готовы?

Деятельность учащихся

(ответы учащихся)

-Магнитные взаимодействия, магнитное поле, сила Ампера.

-Что из себя представляют магнитные взаимодействия и с помощью чего они осуществляются. Как магнитное поле действует на проводник с током и как определить количественно это действие, а так же его направление.

— Наблюдаем, сравниваем, исследуем, делаем выводы.

— Готовы.

Результат взаимодействия учителя и учащихся по достижению планируемых результатов урока

 

 

Личностные УУД:   сформировать мотивационную основу учебной деятельности, положительное отношение к уроку. внутренняя позиция школьника

Критерии

2.Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения

1.актуализировать знания  как взаимодействуют проводники с токами и проводник с током и магнитным полем.

2.зафиксировать актуализированные знания в речи; 

3.организовать обобщение актуализированных знаний в виде рассказа;

5.организовать актуализацию мыслительных операций, достаточных для построения нового знания: анализа, синтеза, классификации;

6. мотивировать к пробному учебному действию;

7.организовать самостоятельное выполнение пробного учебного действия;

8.организовать фиксацию индивидуальных затруднений в выполнении учащимися пробного учебного действия или в его обосновании.

 

— Начнем урок с проверки  определений магнитных взаимодействий, магнитного поля и его силовой характеристики, определения линий магнитной индукции, правил буравчика, правой руки, определения силы Ампера и правила левой руки. Актуализируем знания о практическом применении силы Ампера.

— На листочках решаем тест "Магнитное поле. Сила Ампера, на который отводится 12 минут.

 

(Учитель предварительно перед уроком раздал листочки и КИМы теста. Перед каждым учеником КИМ в котором  имеется оба варианта, что будет необходимо для вовлечение учащихся решавших разные варианты в разбор предполагаемых ошибок, если такие будут)

Время на решение теста вышло, сдаём листочки не забыв проставить и в рабочей тетради ваши ответы необходимые для проверки.

(Учитель открывает половинку доски на которой записаны для обеих вариантов ответы на задания теста).

Сравните ваши ответы с ответами на доске и может вы сами сможете понять свою ошибку, если нет то будем вместе разбираться.

(Учитель с помощью сильных учеников ответивших правильно на вопросы задания объясняют тем, кто в этом нуждается, решения затруднительных заданий.)

— Давайте ещё раз вспомним правило левой руки ?

-Какой вид имеют линии индукции магнитного поля?

-В чём состоит принцип суперпозиции полей?

— В чем состоит первое правило равновесия тела?

(Учащиеся проговаривают определения заданных учителем понятий. Дают определения правил нахождения направления магнитных линий, правила буравчика, правой и левой руки. Отмечают значимость проявления силы Ампера в электрических двигателях, громкоговорителях и электроизмерительных  приборах.

Учащиеся решают рассчитанный на два варианта  тест, решения заданий которого записывают на листочках, выделяя полученные ответы и проставляют эти же ответы в рабочие тетради.

Сдают листочки учителю, сравнивают и анализируют свои ответы с ответами записанными на доске

Далее следуют вопросы, которые задаются учителю для объяснения. На некоторые из поставленных учащимися вопросов отвечают продвинутые ученики  аргументируя тем самым свою точку зрения на вопросы заданий

Учащиеся в диалоге  с учителем и одноклассниками выявляют причины недопонимания ранее изученного  материала.

Ученики повторно дают определения некоторых определений понятий и правил, отвечают на новые вопросы.)

Личностные УУД: смыслообразование

Регулятивные: волевая саморегуляция

Познавательные: произвольное и осознанное построение речевого высказывания в устной  и письменной речи; структурирование знаний

Коммуникативные: учет разных мнений

Познавательные УУД:

— определять границу знания-незнания;

— устанавливать закономерности.

Коммуникативные УУД:

— формулировать свои затруднения, возникшие при выполнении задания;

Регулятивные УУД:

— планировать свою деятельность в соответствии с целевой установкой

— осуществлять самоконтроль;

— оценивать правильность выполнения действия.

 

 

 

 

 

 

 

 

Устные ответы

Критерии

- полнота и правильность ответа;

— степень осознанности усвоения излагаемых знаний;

-последовательность изложения;

- культура речи.

 

Слайд 3

 

 

 

Тест

Критерии

 

— "5" ставится за безошибочное выполнение всех заданий.

— "4" ставится, если ученик допустил 1 ошибку

 -  "3" ставится, если ученик допустил 2-3 ошибки

— "2" ставится, если ученик допустил более 3  ошибок

 

Примечание: хорошие, но не оцененные, ответы на устные вопросы могут на балл повысить оценку за тест.

 

 

 

 

 

 

 

3.Выявление места и причины затруднения

1. организовать фиксацию места, где возникло затруднение;

 2.организовать выявление и фиксацию учащимися причины затруднения – незнания использования знаний

3. на этой основе организовать выявление и фиксацию во внешней речи причины затруднения – тех конкретных знаний, умений, которых недостаёт для решения задачи.

 

–Какую силу называют равнодействующей?

-Дайте определение электрического тока.

— Чем проводник с электрическим током отличается от проводника в котором тока нет?

-В металлическом проводнике в котором тока нет свободные электроны движутся? И если он находится в магнитном поле то будет ли на него действовать сила Ампера?

-Зависит ли направление силы Ампера он направления тока?

Слайд 4

-Какую гипотезу из этого можно сделать?

 

— Что это за сила?

(-Учащиеся дают ответ на вопрос "Чем отличается проводник с током от проводника без тока?")

(ответы детей)

— Свободные электроны движутся но хаотично, а когда течёт по этому же проводнику ток эти же электроны движутся упорядоченно.

 

 

 

-Да, направление силы Ампера зависит от направления тока.

-Магнитное поле действует на каждую движущуюся заряженную частицу некоторой силой зависящей от направления движения этой частицы.

Личностные: учебно-познавательный интерес,

Познавательные: постановка проблемы

 

4.Построение проекта выхода из затруднения

1.учащиеся ставят цель проекта;

2. учащиеся определяют тему урока;

3. учащиеся определяют средства

4. учащиеся формулируют шаги, которые необходимо сделать для реализации поставленной цели

-Сформулируйте тему урока?

(После того как учащиеся сформулировали тему урока на экране открывается часть темы урока: "Действие магнитного поля на движущийся заряд")

-Какова же будет цель урока?

— А практическое применение?

 

 

 

 

 

-Значит, что нам надо сделать?

 

 

 

 

 

-Как чаще всего мы выводим какой либо закон или формулу?

(ответы детей)

— Действие магнитного поля на движущуюся заряженную частицу.

 

 

 

-Узнать, что это за сила? По какой формуле она определяется, как она связана с силой Ампера и как определить её направление?

— Да, где она применяется.

— Видимо надо вывести формулу этой силы используя закон Ампера и познакомится с правилом определения её направления.

-Обычно формулы законов выводим на основе либо наблюдений и опытных данных либо используя уже известные законы.

Регулятивные: планирование

Познавательные: постановка познавательной цели

 

Слайд 5

 

5.Реализация проекта выхода из затруднения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6.Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

 

 

 

 

 

7.Самостоятельная работа с самопроверкой

 

 

1.организовать реализацию построенного проекта в соответствии с планом.

2. организовать фиксацию нового способа действия .

3. организовать фиксацию преодоления затруднения.

4. организовать уточнение общего характера нового знания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

зафиксировать новое учебное содержание во внешней речи

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1организовать самостоятельное выполнение учащимися типовых заданий на новый способ действия;

2.организовать соотнесение работы с подробным образцом для самопроверки;

3.по результатам выполнения самостоятельной работы организовать рефлексию деятельности.

 

-Вернемся к силе Ампера.

-Какова идея слайда 6?

-Можно ли её считать равнодействующей всех сил действующих на отдельно участвующие в электрическом токе заряженные частицы?

  — По какой формуле определяется сила Ампера?

-А какова формула силы электрического тока через заряд частицы участвующей в токе и переносящей электрический заряд, концентрацию этих частиц, их среднюю скорость и площадь сечения проводника?

-В одну сторону в металлическом проводнике заряды когда по нему течёт ток?

— А их скорости одинаковы?

— А, что можно сказать о средней скорости их перемещения вдоль проводника?

 

-Можно ли тогда силу Ампера как результирующую сил действующих на свободные электроны проводника движущиеся в магнитном поле представить не в виде суммы этих сил, а как произведение магнитной силы действующей на каждый электрон на их количество на участке проводника длиной Δl?

— А теперь попробуйте самостоятельно вывести силу с которой магнитное поле действует на отдельную движущуюся заряженную частицу?

 (На экране открывается вторая часть темы урока: "Сила Лоренца").

 Слайд 7

— Да, данную силу назвали так в честь знаменитого нидерландского физика Нобелевского лауреата Хендрика Лоренца внесшего большой вклад в развитии электродинамики и оптики.  Слайд 8

— А теперь внимательно прослушайте определение правило для определения направления силы Лоренца.

(Формулируется правило левой руки)

(На экране высвечивается правило левой руки)

 Слайд 10

 Слайд 11

-Сможем мы сразу определить направление силы Лоренца? И, что надо для этого знать?

 (На экране открывается слайд 12 с заданиями на определение направления силы Лоренца)

(Затем идёт разбор слайдов о том как ведут себя частицы в магнитном поле в зависимости от знака частицы и угла между вектором магнитной индукции вектором скорости частицы) Слайд13

 Слайд14

 Слайд15

Где по вашему может применяться сила Лоренца?

-Проверку ваших гипотез проведем на основе просмотра слайдов

 Слайд 16

Слайд 17

А теперь решим неболшой тест

 Слайд 18

 Слайд 19

 Слайд 20

 Слайд 21

(После выполнения заданий происходит сверка ответов и разбор не решенных заданий)

 Слайд 22

 

Давайте проведём физминутку

-Попробуем вспомним цель нашего урока.

Узнать какой силой магнитное поле действует на отдельные движущиеся заряженные частицы, по какой формуле эта сила  находится и как определить её направление. Как она связана с силой Ампера.

-Смогли мы достичь цели?

Сможем ли мы рассчитать модуль силы Лоренца и определить её направление?

-Составляем алгоритм определения направления силы Лоренца.

 

 

 

-Представьте свои алгоритмы.

(ответы детей)

 

-Да, можно.

 

 

 

 

— F=IB Ɩsinα

 

 

 

-I = q0nυS

 

 

 

 

 

 

 

 (ответы детей)

-Да!

 

— Нет, скорости  из-за взаимных столкновений постоянно меняются.

— Она будет определенной.

 

 

 

— Да, можно.

F = Nq0·υB·sinα

 

 

 

 

 

 

 

 

(Учащиеся используя отмеченные формулы и закономерности самостоятельно пытаются вывести из закона  Ампера формулу силы Лоренца Fл = q0υB·sinα)

 

 

 

 

 

(После того как несколько человек вывело нужную формулу один из первых на доске записывает этот вывод аргументируя свои действия, остальные сверяют его и свои выводы со слайдом 9)

 

 

 

 

(Учащиеся по просьбе учителя повторяют  и, проговаривают правило)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

— Сможем если известны знак заряда частицы, направление её скорости движения и направление магнитной индукции.

(Учащиеся устно выполняют выполняют качественные задания слайда 12)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учащиеся высказывают гипотезы о применении силы Лоренца

 

(Учащиеся в рабочих тетрадях кратко указывают примеры применения силы Лоренца)

 

 

 

 

 

 

 

(Учащиеся выполняют задание в рабочих тетрадях и возле каждого задания ставят заметки:

"Знаю", Сомневаюсь",

"Не знаю". А затем происходит сверка ответов с ответами на слайде 22).

 

 

 

 

 

 

(Учащиеся вышли из-за парт и выполнили ряд простых упражнений)

(Учащиеся называют  цель урока)

 

 

 

 

 

 

 

-Да.

 

-Да.(Учащиеся самостоятельно в рабочих тетрадях составляют алгоритм применения правила левой руки.)

(Учащиеся зачитывают свои алгоритмы, которые в результате дискуссии уточняются, шлифуются)

 

Личностные: осознание ответственности за общее дело.

Регулятивные: познавательная инициатива.

Познавательные: поиск необходимой информации

Коммуникативные: учет разных мнений

 

Коммуникативные УУД

-уметь оформлять свои мысли в устной форме.

Осознанное выполнение заданий, прослеживание связи между целью и мотивом способствуют формированию личностных УУД

Познавательные УУД:

-общеучебные: структурирование знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

-логические: анализ, синтез, выбор оснований для сравнения.

 

 

Коммуникативные

УУД:

— умение выражать свои мысли

Познавательные УУД общеучебные: -поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; смысловое чтение и выбор чтения в зависимости от цели; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание; логические: построение рассуждений, анализ, синтез.

Регулятивные УУД постановки и решения проблем: самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера логической цепи

Регулятивные: познавательная инициатива

Осуществление самоконтроля

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Коммуникативные УУД

-уметь оформлять свои мысли в устной форме.

Осознанное выполнение заданий, прослеживание связи между целью и мотивом способствуют формированию личностных УУД

 Слайд 6

Какова идея слайда?

На что надо обратить внимание?

 

Догадались +2балла

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Слайд 9

Какое правило скрыто на этом слайде?

Догадался + 3 балла

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Слайд 12

В каком направлении действует сила Лоренца?

За каждое выполненное задание +1 балл

 

 

 

 

8.Включение в систему знаний.

1. организовать выявление типов заданий, где используется новый способ действия;

2. согласовать домашнее задание.

 

Давайте еще раз вспомним, над какой темой мы работаем?

 

 

— В учебнике на с. 20 прочитайте вопросы к параграфу шестому и найдите ответы к этим вопросам

— Действие магнитного поля на движущийся заряд. Сила Лоренца

 

 

(Работа с содержанием материала по данной теме)

 

 

Познавательные: построение речевых высказываний, выведение следствий и законов

 

9.Рефлексия учебной деятельности

1.зафиксировать новое содержание, изученное на уроке;

2.оценить собственную деятельность на уроке;

3.оценить учебную деятельность класса;

4. зафиксировать неразрешённые затруднения как направления будущей учебной деятельности;

5. организовать обсуждение и запись домашнего задания.

 

-С какой новой силой познакомились?

-Чем он отличается от силы Ампера и, что общего между этими силами?

Что еще узнали?

 -Какие были трудности?

 

 

 

 

 

 

-Как справились с  затруднением?

 

-Давайте оценим свою работу на уроке. Дайте оценку своей работе на уроке по накопительной отметке. Скажи себе: «Я- молодец! Я думал, я старался. Я делал открытия!»

-Запишите домашнее задание:  § 6, выучить правило левой руки для силы Лоренца, упр.1 (4), сборник задач Степановой Г.Н,  № 1098, 1100.

 Слайд 23

— Силой Лоренца.

 

-Сила Лоренца действует на движущуюся частицу, а сила Ампера есть равнодействующая всех сил Лоренца действующих на заряженные частицы участвующие в токе.  Обе силы действуют со стороны магнитного поля.

— Справились.

 

 

(Учащиеся озвучивают свои достижения на уроке)

Личностные: внутренняя позиция школьника

Познвательные: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса  и результатов деятельности

 

 

 

 

 

Похожие статьи:

Начальная школаТехнологическая карта к уроку технологии

Начальная школаТехнологическая карта к уроку математики

Начальная школаКарта УУД для класса

Начальная школаТехнологическая карта по математике 1 класс

Начальная школаДиагностическая карта формирования УУД

Рейтинг: 0 Голосов: 0 46 просмотров
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!