Дефектологическая служба |
Дефектолог - это специалист, который занимается изучением, обучением, воспитанием и социализацией детей с ограниченными возможностями здоровья. Кроме этого учитель-дефектолог занимается с детьми, испытывающими трудности в обучении. Проще говоря учитель-дефектолог занимается с детьми, которые не усваивают и не обучаются по программе общеобразовательной школы. А так же он может заниматься с детьми, которые по различным причинам немного не усваивают программу общеобразовательной школы или же испытывают трудности при обучении. В основном это учащиеся начальной школы.
Содержание работы заключается в следующих задачах:
- Работа начинается с диагностики.
- На основании проведенной диагностики и выявления ближайшей зоны развития ребенка составляется индивидуальная коррекционно-развивающая программа на каждого ребенка или на группу детей.
- Затем начинается сам коррекционный процесс, который осуществляется через проведение групповых, индивидуальных занятий.
- Кроме этого учитель дефектолог проводит консультирование педагогов и родителей по интересующим вопросам. Целью работы дефектолога является коррекция пробелов в развитии.
Основные направления работы учителя-дефектолога:
1. Развитие моторики и сенсорных процессов.
Основным направлением которого является развитие мелкой моторики, развитие навыков управления движениями тела, скоординированность в работе зрения/слуха и рук, точность и четкость движений т.д.
2. Формирование пространственно-временных отношений.
Представления о пространственных и пространственно-временных свойствах и отношениях, величине, форме, относительном расположении объектов. Пространственные представления необходимы для обучения ребенка счёту, письму, рисованию, чтению и другим предметам, которые основаны на установлении соотношений между предметами и явлениями, их последовательности, а значит, их пространственных взаимосвязей.
3. Умственное развитие.
Тоже очень большое направление, в котором корригируются высшие психические функции, такие как память, мышление, анализ и синтез и др.
4. Нормализация ведущей деятельности возраста.
Как известно у учащихся ведущей деятельностью возраста является учебная. К сожалению так далеко не у всех, особенно у учащихся начальной школы. У них как правило очень долгое время ведущей деятельностью возраста является игровая.
5. Формирование представлений о предметах и явлениях.
В этом направлении корригируются те проблемы, которые возникли в связи с пробелами в предшествующем развитии ( такое часто наблюдается если ребенок не посещал детский сад). Здесь формируются такие представления как цвет, форма, размер и др. это тоже очень важное направление, т.к. оно является предпосылкой развития математического навыка.
6. Обогащение словаря и развитие связной речи.
Это направление конечно больше относится к логопедам, но и дефектолог не должен обходить его стороной.
7. Готовность к восприятию учебного материала.
Это блок направлен в основном на учащихся 1-го класса. Он помогает им подготовиться к изучению большого количества нового учебного материала.
8. Формирование умений и навыков, необходимых для усвоения программного материала.
Это направление реализуется в основном у учащихся 2-4-х классов. В результате коррекции по данному направлению у учащихся формируются те знания и умения, которые помогают усвоить им учебный материал. Исходя из вышесказанного становится понятно, что учитель-дефектолог не учит детей математике или русскому языку. Занятия строятся таким образом, что прежде всего дефектолог корригирует причину возникшей трудности, вследствие чего и происходит коррекция нарушенных функций. Например, в результате несформированности пространственных представлений у обучающихся возникают трудности письма, чтения. Эти трудности компенсируются как работой, направленной непосредственно на формирование чтения и письма (чем занимается учитель) а так же и развитием пространственных представлений у ребенка (чем и занимается дефектолог).
Родителям:
Рекомендации родителям и педагогам
Как помочь ребенку, если он пишет с ошибками
Как учить стихотворение наизусть
График работы
учителя-дефектолога Бураченко Т.Г. на 2022 / 2023 учебный год
Дни недели |
Время |
Деятельность |
Понедельник 08.00-14.20 |
08.00-14.20 |
Коррекционно-развивающие занятия |
Вторник 09.00-14.20 |
09.00-14.20 |
Коррекционно-развивающие занятия |
Коррекционно-развивающие занятия |
||
Среда 09.00-16.20 |
09.00-09.30 |
Коррекционно-развивающие занятия |
09.40-10.40 |
Работа с документацией. Подготовка к ПМПк. |
|
10.40-16.20 |
Коррекционно-развивающие занятия |
|
Четверг 10.00-16.20 |
10.00-13.20 |
Коррекционно-развивающие занятия |
13.20-.14.10 |
Работа с документацией. Подготовка к ПМПк |
|
14.10-16.20 | Коррекционно-развивающие занятия | |
Пятница 08.00-14.20 |
08.00-09.00 |
Диагностическое обследование обучающихся по заявкам. |
10.00-14.20 |
Коррекционно-развивающие занятия |
Годовой план работы учителя-дефектолога Бураченко Т.Г. на 2022/2023 учебный год
Нет вопросов для отображения.