ГлавнаяДефектологическая служба

Дефектологическая служба

RSS-лента

Дефектолог - это специалист, который занимается изучением, обучением, воспитанием и социализацией детей с ограниченными возможностями здоровья. Кроме этого учитель-дефектолог занимается с детьми, испытывающими трудности в обучении. Проще говоря учитель-дефектолог занимается с детьми, которые не усваивают и не обучаются по программе общеобразовательной школы. А так же он может заниматься с детьми, которые по различным причинам немного не усваивают программу общеобразовательной школы или же испытывают трудности при обучении. В основном это учащиеся начальной школы.

Содержание работы заключается в следующих задачах:

  1. Работа начинается с диагностики.
  2. На основании проведенной диагностики и выявления ближайшей зоны развития ребенка составляется индивидуальная коррекционно-развивающая программа на каждого ребенка или на группу детей.
  3. Затем начинается сам коррекционный процесс, который осуществляется через проведение групповых, индивидуальных занятий.
  4. Кроме этого учитель дефектолог проводит  консультирование педагогов и родителей по интересующим вопросам. Целью работы дефектолога является коррекция пробелов в развитии. 

Основные направления работы учителя-дефектолога:

1. Развитие моторики и сенсорных процессов.

 Основным направлением которого является развитие мелкой моторики, развитие навыков управления движениями тела, скоординированность в работе зрения/слуха и рук, точность и четкость движений т.д.

 2. Формирование пространственно-временных отношений.

Представления о пространственных и пространственно-временных свойствах и отношениях, величине, форме, относительном расположении объектов. Пространственные представления необходимы для обучения ребенка счёту, письму, рисованию, чтению и другим предметам, которые основаны на установлении соотношений между предметами и явлениями, их последовательности, а значит, их пространственных взаимосвязей.

3. Умственное развитие.

Тоже очень большое направление, в котором корригируются высшие психические функции, такие как память, мышление, анализ и синтез и др.

4. Нормализация ведущей деятельности возраста.

Как известно у учащихся ведущей деятельностью возраста является учебная. К сожалению так далеко не у всех, особенно у учащихся начальной школы. У них как правило очень долгое время ведущей деятельностью возраста является игровая.

5. Формирование представлений о предметах и явлениях.

 В этом направлении корригируются те проблемы, которые возникли в связи с пробелами в предшествующем развитии ( такое часто наблюдается если ребенок не посещал детский сад). Здесь формируются такие представления как цвет, форма, размер и др. это тоже очень важное направление, т.к. оно является предпосылкой развития математического навыка.

6. Обогащение словаря и развитие связной речи.

 Это направление  конечно  больше относится к логопедам, но и дефектолог не должен обходить его стороной.

7. Готовность к восприятию учебного материала.

 Это блок направлен в основном на учащихся 1-го класса. Он помогает им подготовиться к изучению большого количества нового учебного материала.

8. Формирование умений и навыков, необходимых для усвоения программного материала.

 Это направление реализуется в основном у учащихся 2-4-х классов. В результате коррекции по данному направлению у учащихся формируются те знания и умения, которые помогают усвоить им учебный материал. Исходя из вышесказанного становится понятно, что учитель-дефектолог не учит детей математике или русскому языку. Занятия строятся таким образом, что прежде всего дефектолог корригирует причину возникшей трудности, вследствие чего и происходит коррекция нарушенных функций. Например, в результате несформированности пространственных представлений у обучающихся возникают трудности письма, чтения. Эти трудности компенсируются как работой, направленной непосредственно на формирование чтения и письма (чем  занимается учитель) а так же и развитием пространственных представлений у ребенка (чем и занимается дефектолог).


График работы
учителя-дефектолога Бураченко Т.Г. на 2018 / 2019 учебный год

Дни недели

 

Время

Деятельность

Понедельник

08.00-14.20

08.00-14.20

Коррекционно-развивающие занятия

Вторник

08.00-14.20

08.00-14.20

Коррекционно-развивающие занятия

Коррекционно-развивающие занятия

Среда

08.00-14.20

08.00-08.40

Коррекционно-развивающие занятия

08.40-09.45

Работа с документацией. Подготовка к ПМПк.

09.45-14.20

Коррекционно-развивающие занятия

Четверг

08.00-14.10

08.00-13.20

Коррекционно-развивающие занятия

13.20-.14.10

Работа с документацией. Подготовка к ПМПк

Пятница

08.30-14.20

08.30-09.50

Диагностическое обследование обучающихся по заявкам.

09.50-14.20

Коррекционно-развивающие занятия

 

 

Годовой план работы учителя-дефектолога  Бураченко Т.Г.  на 2018/2019 учебный год