I Задачи библиотеки
Наша главная задача – сохраняя все наиболее ценные достижения прошлого, преобразовать свою деятельность в оптимальном соответствии со сложившимися условиями. Формировать у учащейся молодёжи социального оптимизма и гражданской зрелости, умения взвешенно и объективно давать оценку события, происходящим в стране, обществе.
Это позволит детям, молодёжи ощущать себя социально, нравственно, политически и юридически защищёнными, сознательно и активно выполнять гражданские обязанности перед государством, обществом, народом, соблюдать и уважать законы своей страны. Воспитать гражданина – патриота, одухотворённого идеалами добра и социальной справедливости, способного творить и созидать во имя Отечества.
- Создать электронный каталог книжной продукции и CD; приобрести специальный библиотечный принтер для создания каталога в бумажном варианте.
- Создание программы развития информационно-библиографического пространства учреждения.
II Основные функции библиотеки
Основные функции школьной библиотеки соотносятся с целями общеобразовательного учреждения: формирование общей культуры личности обучающихся на основе усвоения обязательного минимума содержания общеобразовательных программ, их адаптация к жизни в обществе, создание основы для осознанного выбора и последующего освоения профессиональных образовательных программ, воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, духовно – нравственного воспитания, любви к окружающей природе, Родине, семье. Формирование здорового образа жизни.
I I I Общие сведения
- Число читателей -- 891
- Число посещений -- 16 500
- Число книговыдач -- 24 000 из них учебников — 10 460
Средняя читаемость -- 22
Средняя обращаемость -- 6
I V Работа с библиотечным фондом
- Составить смету и по ней оформить заказ на подписку периодических изданий на 15 наименований. - I пол. 2014 г., и на II пол. 2015 г. на сумму – 17 500 руб. Вести учёт и контроль доставки.
- По мере поступления в библиотеку CD, учебных изданий, другой книжной продукции заносить их в соответствующую документацию ( АВД );обрабатывать их по таблице ББК;
- Учебники, устаревшие по содержанию списать по акту включительно до 2006 года.
- По акту произвести списание литературы по ветхости
- По акту списать литературу, взамен утерянных читателями
- В начале учебного года ( август ), и в конце ( май, июнь ) – по графику выдать и собрать учебники:
1 -- 4 классы __________ учителям
5 -- 9 классы __________ учащимся
10 – 11 классы __________ учащимся
- Приём, систематизация, техническая обработка и реги страция новых поступлений.
- Всю книжную продукцию и CD расставлять по требованиям таблицы ББК. Выделить отдельно «справочную литературу», книги классиков русских и зарубежных писателей, краеведение, книги о ВОВ, по экологии, по профориентации.
Для этого отредактировать и пополнять тематические полки и книжные витрины: «Мой край родной», «Вам, вступающим в жизнь», «Охрана природы – веление времени», «ВОВ – подвиг нашего народа».
- Ежедневно заниматься расстановкой фонда.
- При получении в дар от читателей книг и учебников заносить их в тетрадь учёта.
- В помещении библиотеки организовать и обеспечить свободный доступ пользователей к информации.
Проводить весь год работу по сохранности фонда:
- информировать о задолженности учащихся на родительских собраниях;
- вывешивать в учительской списки задолжников-учителей;
- проводить индивидуальные информации о задолженности с учителями и учащимися;
- в конце учебного года написать извещения по задолжникам – учащимся и выдать их классным руководителям.
- для выбывающих из школы вести работу через обходные листы.
Вести работу с тетрадью, взамен утерянных читателями документов.
Организовать библиотечный актив, составить план работы:
- расстановка фонда учебников;
- выдача учебников ( август );
- приём учебников в конце учебного года ( май, июнь );
- подклейка и ремонт книг;
- посадка комнатных растений;
- уборка и протирка в помещении библиотеки.
Продолжать работу с книжной продукцией через ВБА из ЦБ и ЦДБ.
Продолжать работу с обменным фондом учебников через школьные библиотеки района и краевой обменный фонд.
V Работа по пропаганде библиотечно-библиографических знаний.
Справочно-библиографическая работа.
Провести редакцию и пополнение справочно-библиографического аппарата библиотеки:
- алфавитный каталог
- систематический каталог
тематические картотеки:
- краеведческая
- предметно-педагогическая
- цитат и высказываний
На основе созданной базы фонда цифровых образовательных ресурсов по АИБС - МАРК продолжать описание вновь поступивших CD, видеокассет, учебной литературы, книг.
С учащимися всех возрастов проводить индивидуальные и групповые беседы по справочно-библиографическим знаниям и умениям:
-- знакомить с правилами пользования библиотекой и книгой - 1-е классы;
-- знакомить с расстановкой фонда - 2,3,4 классы;
-- научить приёмам работы с СБА - 5,6,7,8,9,10,11 классы
-- знакомить со структурой и оформлением книги, овладение навыками работы со справочными изданиями.
-- проведение библиотечных уроков:
- Правила и умения обращаться с книгой 1 класс
- Структура книги. 2 класс
- Научно-справочный аппарат книги. 3 класс
- Знакомство со словарями и энциклопедиями. 4 класс
- Научно-популярная, научно-познавательная
литература для детей. 4 класс
V I Воспитательная работа
Для наглядного формирования у школьников навыков независимого библиотечного пользователя, для способствования формированию личности учащихся средствами культурного наследия , формами и методами индивидуальной и массовой работы школьной библиотекой будут проводиться следующие мероприятия:
МАССОВАЯ РАБОТА.
НАГЛЯДНОЕ ОФОРМЛЕНИЕ.
Обновить постоянно-действующие книжные витрины и тематические полки:
«Чудесный край с большим будущим», «Охрана природы – веление времени», «Вам, вступающим в жизнь»,»Что выберешь ты?», «Война. Народ. Победа.»
№п/п | Наименование мероприятия, тема | Дата проведения |
Оформить интерактивные книжные выставки: | ||
1 | «Здравствуй, школа!» ( 1 сентября – День знаний ) |
август |
2 |
«Новинки книг» |
сентябрь |
3 |
«Пешеход. Дорога. Водитель.» (по правилам дорожного движения) |
октябрь |
4 |
«Как выжить при стихийных бедствиях» |
октябрь |
5 |
«Удивительная страна сказок» |
октябрь |
6 |
«Экология - глобальная проблема современности» |
октябрь |
7 |
«Охрана природы – веление времени» |
март |
8 |
«Дайте планете шанс: детям нужен мир» (3 сентября в России – День солидарности в борьбе с терроризмом) |
сентябрь |
9 |
«Если хочешь быть здоров» |
ноябрь |
10 |
«Мы выбираем здоровый образ жизни» |
ноябрь |
11 |
«Если тебе интересно» |
ноябрь |
12 |
«Профессии – твой выбор» |
ноябрь, апрель |
13 |
«Прощай букварь. Здравствуй, страна знаний» |
декабрь |
14 |
«Этика. Культура общения и поведения» |
декабрь |
15 |
«За здоровое поколение XXI века» (СПИД, наркомания, табакокурение, алкоголь) |
декабрь |
16 |
«Христианские праздники – детям» |
январь |
17 |
«Православие на Руси, Осторожно – секта» |
январь |
18 |
«Красноярский край – твоя малая Родина» |
январь |
19 |
«Волшебная кисть Сурикова» ( краеведение) |
январь |
20 |
«На боевом посту» ( 23 февраля – День Защитника Отечества) |
февраль |
21 |
«8 Марта – праздник Мам» |
март |
22 |
«Книжкины Именины.»( Всероссийская Неделя детской и юношеской книги) |
март |
23 |
«Космос – будущее человечества» ( 12 апреля – День космонавтики ) |
апрель |
24 |
«Светлое Христово Воскресенье» |
апрель |
25 |
«Навечно в памяти народной» ( 9 мая – День Победы) |
май |
26 |
По проводимым в школе предметным декадникам оформить следующие выставки: -- «Математика – царица наук» -- «Язык – есть исповедь народа» -- «География планеты Земля» -- «Откуда есть, пошла Земля русская» (история) |
|
Оформлять книжные витрины по знаменательным датам писателей и поэтов исполнящихся в текущем году; проводить у них обзоры; информационные беседы: |
||
– Памятная дата России. День солидарности в борьбе с терроризмом. (Установлен Федеральным законом 6 июля 2005 года). |
3 сентября |
|
– Международный день распространения грамотности. (Отмечается с 1967 г. по решению ЮНЕСКО). |
8 сентября |
|
22 октября – Международный день школьных библиотек. (Учреждён Международной ассоциацией школьных библиотек. Отмечается в 4-й понедельник октября). |
22 октября |
|
21 ноября – Всемирный день приветствий. (Придумали этот праздник два брата – Майкл и Брайтон Маккормик из американского штата Небраска в 1973 г.). |
21 ноября |
|
В библиотеке проводить видеоуроки, презентации / с использованием мультимедийной аппаратуры через видеокассеты и CD /, классные часы, викторины, беседы по темам: По здоровьесберегающему направлению: УРОКИ ЗДОРОВЬЯ: |
||
· |
Литературная викторина: «Волшебный школьный автобус: Сказочное путешествие в страну здравушку» |
ноябрь |
· |
«Хорошие привычки, плохие привычки» |
ноябрь |
· |
«Невидимый враг» (гигиена тела) |
ноябрь |
· |
«Что выберешь ты?» (О вреде табакокурения, алкоголя .Наркомания.) |
ноябрь |
· |
«Движение – жизнь» (физическая культура школьника) |
ноябрь |
· |
«Красота без жертв» (татуировка, пирсинг, гигиена) |
декабрь |
· |
«Включи разум» (о вреде табакокурения, алкоголя, наркомания) |
декабрь |
· |
«Эпидемии века» ( СПИД, Туберкулёз, ОБЖ) |
декабрь |
· |
«Я и моё здоровье» / видеопрограмма «Комплексные меры по преодолению наркомании, пьянства и алкоголизма в Красноярском крае». |
декабрь |
ЭКОЛОГИЯ. ОХРАНА ПРИРОДЫ. |
||
· |
«Мир вокруг нас. Природа.» |
март |
· |
«Флора и фауна» |
март |
· |
«Моря России. Проблемы экологии» |
март |
· |
« Это всё животные» |
март |
· |
презентация «Вальс цветов» |
март |
· |
«Живая природа» |
март |
КРАЕВЕДЕНИЕ |
март |
|
· |
«Страна Тофалария» |
январь |
· |
«География Красноярского края» |
январь |
· |
«Енисейская губерния» |
январь |
· |
«Геральдика Красноярского края» |
декабрь |
· |
«Главная река Красноярского края – Енисей» |
январь |
· |
-- беседа с показом картин «О жизни и творчестве В.И. Сурикова» |
январь |
Этикет. |
||
· |
«Этикет. Культура поведения и общения. «Страницы весёлого этикета» |
декабрь |
Военно – патриотическое воспитание |
||
· |
Проведение презентации: «Солдат войны не выбирает» / посвящается воинам Великой Отечественной. Участникам боевых действий в Афганистане и Чечне, морякам с подводной лодки «Курск» |
февраль май |
· |
О космосе |
|
· |
Проведение композиции: «Космос – будущее человечества» / обзор книг; беседа; викторина; мультимедийный показ о космосе через компьютер/ Профориентация: Провести обзор – информацию «Куда пойти учиться» Игра - викторина: «Такие разные профессии» ОБЖ Беседы – вопросники. Видеофильмы: - Личная безопасность в доме. - Пищевые отравления. Домашние животные. - Пожарная безопасность. Взрывы. - Захват заложников. - Стихийные природные бедствия. - Паводки и наводнения. Правила поведения на воде. О СКАЗКАХ «По следам сказочных героев» Викторина «Путешествие в страну сказок» ЭКСКУРСИИ – БЕСЕДЫ: -- «Знакомство с библиотекой. Правила пользования библиотекой и книгой.» БИБЛИОТЕЧНЫЕ УРОКИ: -- «Правила и умения обращаться с книгой» ( 1 класс) -- «Структура книги» ( 2 – 3 класс) -- « Научно-справочный аппарат книги» ( 3 класс) -- «Знакомство со словарями и энциклопедиями» (3-4 класс) -- «Научно-популярная, научно-познавательная литература для детей ( 4 класс) · День открытых дверей. – ( ко дню читателя) · Дни информации. – ( при поступлении новой литературы) |
апрель Март Ноябрь Октябрь Октябрь Октябрь Декабрь Декабрь Декабрь Ноябрь Февраль Ноябрь Январь Сентябрь Весь год |
V I I Информационная работа
Особую актуальность в условиях информатизации современного общества приобретает формирование информационной культуры личности, уровень которой, прежде всего, определяют основополагающие знания и умения в области поиска и обработки информации, обеспечивающие эффективную информационную деятельность. Роль библиотеки в формировании информационной культуры учащихся является ведущей.
Школьная библиотека в тесном контакте работает со всеми педагогическими работниками школы.
-- совместно с учителями-предметниками, зав. кафедрами, завучами школы составить заказ на учебно-методические документы на 2013 – 2014 уч. год
Во время проведения предметных декадников и при подготовке общешкольных и классных мероприятий библиотека будет осуществлять подборку материалов для педагогов и учащихся.Подбирать документы через ВБА из ЦБ и ЦДБ.
Особое внимание в подборке документов на следующий год будет уделяться тематика: «Этика. Культура поведения и общения»; здоровьесберегающее направление; литература по краеведению.
-- периодически будет вестись подборка по педагогической тематике для подготовки педсоветов, заседаний, методобъединений.
--ежедневно библиотекарем даётся информация педагогам и учащимся на абонементе и в читальном зале по запрашиваемым документам: по школьной программе; познавательной литературе, справочной.
-- вести подборку литературы для написания рефератов, сообщений, докладов.
-- информировать родителей о наличии учебников; о задолженности учащихся – на родительских собраниях.
-- по мере необходимости обновлять стенд для родителей и учащихся в коридоре «Объявления школьной библиотеки.
-- периодически обновлять сайт «школьная библиотека». Информировать родителей, педагогов, учащихся о всех новинках в библиотеке.
V I I I План работы с учебным фондом
Совместно с учителями предметниками и заведующими предметными кафедрами составить заказ на учебники с 1по 11 класс на 2013 -2014 уч.год. Для учащихся льготной категории — отдельно составить заявку на учебную литературу по спискам составленным соц.педагогом школы. Для следующей категории учащихся :
дети-сироты и дети, находящиеся под опекой (попечительством);
дети из семей со среднедушевым доходом ниже величины прожиточного минимума, установленной в Красноярском крае по группам территорий;
дети с ограниченными возможностями здоровья.
Оформить заказ на учебники на компьютере .
-- при поступлении новых учебников производить приём и техническую обработку поступивших документов: оформление накладных, запись в книгу суммарного учёта, штемпелевание, оформление их в картотеку учёта.
-- оформление отчётных документов
составление информации :
l недостающие учебники на 2013 год
l о невостребованной учебной литературе в Курагинской СОШ № 1
l состояние обменного фонда учебной литературы в Курагинской СОШ № 1
-- учителей и учащихся информировать о новых поступлениях учебников и учебных пособий через индивидуальные информации и стенд.
-- родителей информировать о наличии учебников через сайт и общешкольные и классные родительские собрания
-- в текущем году произвести списание учебников устаревших по содержанию .
-- по сохранности учебного фонда проводить следующую работу:
l проведение акции «Береги книгу»
· индивидуальные беседы с педагогами и учащимися;
· выступления на родительских собраниях по задолженности учащихся;
· составление и оформление списков педагогов и других работников школы по задолженности;
· составление списков-задолжников учащихся по классам в конце учебного года;
· работа с обходными листами.
Работа с резервным фондом учебников:
-- составление списка по «лишним» учебникам; предоставление его в метод.кабинет УО.
-- размещать и хранить учебники обменного фонда нет возможности, за неимением помещения для хранения учебников.
По востребованности других школ выдать учебники из резервного фонда библиотеки.
-- периодически, при новом поступлении учебников пополнять картотеку учебной литературы; ежегодно при списании – редактировать.
-- новые издания расставлять на полках с привлечением актива библиотеки.
-- проводить по классам рейды по сохранности учебников. С итогами таких рейдов выступать на построении школы: начальное звено, среднее, старшеклассники.
I X Повышение квалификации
Взаимодействие с библиотеками района.
Работа по самообразованию:
-- периодически просматривать и использовать в работе библиотечные издания «Библиотека»,и «Библиотека в школе» («Первое сентября»).
-- посещать все проводимые районные семинары; выступать на них с опытом работы своей библиотеки.
-- присутствовать на открытых школьных мероприятиях
-- посещать учёбу, проводимую в ресурсном центре.
-- совершенствовать традиционные и осваивать новые библиотечные технологии:
работа на компьютере;.
Задачей на новый учебный год ставим: расширение ассортимента библиотечно-информационных услуг, повышение их качества на основе использования новых технологий: компьютеризация библиотеки, использование электронных носителей, создание видеотеки, медиатеки и т. д.
Для более обширного охвата учащихся и педагогов книжной продукцией и информацией школьная библиотека в тесном контакте работает с ЦДБ и ЦБ.
Поддерживает тесную связь с другими школьными библиотеками района:
- учебный обменный фонд
- оформление документации
- обмен опытом работы
Библиотекарь: ______________ Барановская З.А.