ГлавнаяБиблиотекаДокументация (библиотека)Анализ работы школьной библиотеки за 2022-2023 уч.г.

Анализ работы школьной библиотеки за 2022-2023 уч.г.

-

Анализ работы школьной библиотеки

МБОУ Курагинской СОШ №1 за 2022-2023 учебный год

Школьной библиотеке принадлежит особое место в деятельности и успешном функционировании каждого общеобразовательного учреждения. Будучи структурным подразделением, призванным накапливать, сохранять и распространять информационные ресурсы, школьная библиотека является для учащихся главным источником информации, удовлетворяющей их разнообразные интересы, а также развивает навыки информационно-поисковой деятельности. Кроме того, обеспечивая учащимся доступ к книге как основе формирования и развития их общей культуры, инструменту удовлетворения познавательной активности, средству социализации, источнику эстетического наслаждения, школьная библиотека способствует распространению грамотности и общему развитию личности ребёнка.

Школьная библиотека является непосредственным участником педагогического процесса. Она – идеальное место, где пересекаются три главные составляющие полноценной среды развития: информация, культура и общение. Роль школьной библиотеки в учебном заведении сложно переоценить, ведь современная школьная библиотека – это одновременно:

— учебная библиотека, которая обеспечивает информацией и документами учебный процесс;

— специальная библиотека, которая обслуживает педагогический коллектив;

— публичная библиотека, которая предоставляет учащимся необходимые ресурсы для проектной и творческой деятельности, способствует продуктивному досугу;

— библиотека, которая поддерживает внеклассную и внешкольную работу;

На сегодняшний день ключевая задача школьной библиотеки – это с максимальной целесообразностью и разумностью использовать новые информационные технологии и ресурсы для обеспечения доступности, повышения эффективности и качества образования.    

Исходя из задач и функций, возложенных на школьную библиотеку, осуществлялось планирование и реализация её деятельности в 2022-2023 учебном году.

На протяжении учебного года школьная библиотека работала над проблемами:

1) Воспитание у обучающихся информационной культуры, любви к книге, культуры чтения, расширение читательского кругозора, умения пользоваться библиотекой.

2) Совершенствование услуг, представляемых библиотекой на основе внедрения новых информационно-коммуникативных технологий, организация комфортной библиотечной среды.

Для реализации своих основных задач и функций работа школьной библиотеки в 2022-2023 учебном году была построена в соответствии со следующими рекомендациями:

1.       Продолжать работу по развитию информационной компетентности и успешной адаптации читателя-пользователя библиотеки с высоким уровнем библиографической и читательской грамотности, становлению гражданского и патриотического самосознания школьников, любви к родному краю, приобщению к социальным ценностям.

2.       Усилить работу по сохранности учебного фонда библиотеки с учащимися, родителями и классными руководителями.

3.       Планировать библиотечные мероприятия и осуществлять информационно-библиотечную деятельность с учётом объявленного 2023 года Годом Педагога-наставника. При планировании работы на новый учебный год обратить внимание на памятные даты, события, юбилеи писателей и книги-юбиляры.

4.       Уделить особое внимание работе школьной библиотеки по вопросам финансовой грамотности, борьба с финансовыми интернет-мошенниками. Противодействия экстремизма и терроризма. В целях исключения возможности массового распространения экстремистских материалов, своевременно осуществлять сверку библиотечного фонда образовательной организации на предмет отсутствия запрещенной экстремистской литературы согласно списку экстремистских материалов.

5.       Совершенствовать предоставляемые библиотекой услуги на основе внедрения новых информационных технологий и Интернет-ресурсов. Принимать участие в вебинарах, совещаниях, конференциях и семинарах, изучать опыт работы других библиотек на официальных веб-сайтах с целью применения наиболее интересных и новых форм работы в библиотеке.

6.       При планировании библиотечной деятельности особое внимание уделить таким формам работы как финансовая грамотность, в этом направлении — виртуальные выставки, викторины, конкурсы, игры, квесты и акции (в т.ч. онлайн), выпуск информационных буклетов, брошюр, памяток, создание интерактивных плакатов.

7.       Размещать информацию о проведённых в библиотеке мероприятиях на библиотечных страничках на сайте школы и социальных сетях.

Направления деятельности библиотеки в 2022-2023  учебном году:

— библиотечные уроки;

— выставочная работа, в т.ч. виртуальные выставки;

— обзоры литературы;

— беседы о навыках работы с книгой;

— подбор литературы для внеклассного чтения;

— участие в конкурсах;

— поддержка внеклассных и общешкольных мероприятий и др;

— игры и викторины по финансовой грамотности.

Контрольные показатели за 2022-2023  учебный год:

·   Количество читателей – 783

·   Количество посещений — 10962

·   Книговыдача — 12634

·   Средняя посещаемость – 50

·   Средняя читаемость – 34

·   Книгообеспеченность – 3

Работа с книжным фондом и библиотечный учёт:

В течение 2022-2023 учебного года своевременно проводилась работа с книжным фондом. Фонд расставлен согласно ББК. Раз в квартал осуществлялась проверка по ведению книг суммарного учёта, инвентарных книг.

Общий фонд библиотеки составляет – 39903 экз.,

 из них:

— художественная и научно-популярная литература -  11270 экз.

— учебная литература — 28633 экз.

В течение этого учебного года было приобретено 1979 экземпляров учебников. Учебная литература приобретена за счет поступления краевой субсидии на учебники.

Учебниками организованно обеспечиваются учащиеся 1-11 класс. Формируется  учебный фонд для уч-ся 1-4 класса по программе «Школа России», и 3 классы работали по программе  «Занкова» ФГОС.

Согласно приказу Министерства просвещения Российской федерации от 21.09.2022г №858 «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ПЕРЕЧНЯ УЧЕБНИКОВ, ДОПУЩЕННЫХ К ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ИМЕЮЩИХ ГОСУДАРСТВЕННУЮ АККРЕДИТАЦИЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО, ОСНОВНОГО ОБЩЕГО, СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИЯМИ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И УСТАНОВЛЕНИЯ ПРЕДЕЛЬНОГО СРОКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИСКЛЮЧЕННЫХ УЧЕБНИКОВ» и новым ФГОС обновляются учебники на 1, 5 классы, 2, 6, 7, 8, 9 классы частично, 10-11 классы переходят на единый гос.учебник по Истории России и Всеобщей Истории .

Фонд учебников расположен в отдельном помещении. Расстановка производится по классам. Для сохранности фонда учебников регулярно проводятся рейды по проверке учебников, в которых принимают участие дети.

Работа с читателями:

Согласно поставленным задачам и плану работы библиотеки в течение учебного года библиотекой проводилась воспитательная работа:

·         Работал совет библиотеки, который состоял из уч-ся 5-9кл. Ребята принимали участие в подготовке и проведении рейдов по проверке учебников, выявляли своевременно должников библиотеки, и в проведении библиотечных мероприятий.

В 2022-2023  учебном году были проведены библиотечные уроки, викторины, конкурсы, выставки, экскурсии, акции и мастер-классы.

Уроки должны быть яркими и запоминающимися, чтобы у ребенка возникла потребность в работе с книгой, развивалось умение правильной работы с информацией, поэтому библиотечные уроки и мероприятия проводятся в виде игр, путешествий, практикумов, экскурсий, презентаций, с использованием современных средств и технологий работы библиотеки. Эта задача решается совместно с учителями – предметниками и классными руководителями.

Раскрытие фонда эффективно осуществляется через книжные выставки. В библиотеке оформляются разнообразные выставки к юбилейным и знаменательным датам. При проведении выставок используются различные формы: выставка-витраж, выставка-викторина, выставка-обзор, выставка-диалог, выставка-фотозона и др.

Прививать стойкий интерес к книге как источнику знаний, формировать читательскую культуру, воспитывать в учащихся общечеловеческие ценности также помогают различные библиотечные мероприятия.

·         Библиотечные акции  «Я книгу прочитал и вам ее дарю», «Дари книги с любовью», «Прочитанная книга о войне — твой подарок ко дню победы».        

·          Для учащихся 1 и 2 классов в начале учебного года была организована экскурсия-путешествие в школьную библиотеку «Как быстро найти нужную книгу», экскурсия по книжному городу «Знакомство с библиотекой»

·         Литературный час с играми для учащихся 2х классов посвященный Всемирному Дню спонтанного проявления доброты. В рамках акции прошел мастер-класс по изготовлению закладок для книг, для учащихся начальных классов.

·         Постоянно работает выставка посвященая ВОВ «Память о войне нам книги оставляют» и «Мой край родной, моя история живая»

В течение 2022-2023 учебного года для учеников 1-11 классов были подготовлены и проведены:

Выставки к юбилейным датам писателей такие как:

·         А.Н.Толстой – выставка к 140 летнему юбилею писателя

·         95 лет создания романа «Тихий Дон» мини выставка

·         М.Цветаева – книжная выставка к юбилею писательницы

·         Жюль Верн мини-выставка к 195 летию писателя

·         Выставка фото-зона А.Н.Островский — 200 лет «Почитаем вместе Островского»

·         Живая классика М.Горького – выставка

·         «Добрый писатель» М.М.Пришвин выставка к 150 летию

·         Выставка к 110 летию поэта, детского писателя С.В.Михалкова «Поэт счастливого детства»

·         Международный день школьных библиотек,  выставки сюрпризы – «Прочти то, не зная что», «Кот в мешке» «Дарите книги с любовью»

·         Выставка посвящена всемирному дню чтения – 9 октября

·         Выставка «Читаем вместе, читаем вслух» посвящена всемирному дню чтения вслух

·         «Вечно живая классика» подготовительный этап конкурса чтецов прозы.

·         Школьный этап конкурса чтецов прозы – живая класика среди 1-4 классов.

·         Библиотечный урок-диалог в 6х классах «По следам Некрасовских героев»

·         Конкурс рисунков «Ожившие сюжеты» к 110 летию С.В.Михалкова

·         Игра-викторина «Если добрый ты — это хорошо» 2 класс

·         Зимняя познавательная — игровая программа «Старый новый год» 3 класс

·         День космонавтики Выставка – фотозона «Загадочный мир космоса», конкурс поделок.

·         9 мая выставка «Салют Победы»

·         8 марта «Женская проза»

Отчёты о проведённых библиотечных мероприятиях оформляются в виде отчётов по итогам мероприятия и заметок.

Самообразовательная деятельность школьного библиотекаря и повышение профессиональной компетентности

Активное прослушивание вебинаров, семинаров и других мероприятий, направленных на повышение уровня профессиональной компетентности. Знакомлю с изменениями в ФПУ, провожу обзоры новой литературы.

Немаловажным для успешного функционирования школьной библиотеки всё также является активное использование информационно-коммуникативных технологий. Интеграция ИКТ в деятельность школьной библиотеки предполагает расширение информационного пространства библиотеки, автоматизацию библиотечных процессов, внедрение ИКТ при проведении библиотечных мероприятий с целью привлечения внимания к чтению и повышения имиджа библиотеки, использование ИКТ как инструмента саморазвития и самообразования библиотекаря.

В нашей библиотеке можно не только почитать книги, но и в читальном зале можно поиграть в шашки и другие настольные игры.

В библиотеке установлено два компьютера с выходом в интернет для работы учащимся.

Забота школьной библиотеки заключается в том, чтобы каждый читатель нашел свою книгу, занятие, получил необходимый совет, оказался в обстановке, благоприятной для самообразования, самораскрытия личности. Подготовка к библиотечным мероприятиям заставляет детей читать книги, воспитывает культуру чтения, способствует развитию интереса детей к книге и чтению. Поэтому большого внимания требует, как массовая работа, так и индивидуальная работа с читателями:

·         беседы при выборе книги,

·         советы по чтению

Анализируя работу школьной библиотеки за 2022/2023 учебный год, можно сделать следующие выводы:

— работа библиотеки проводилась в соответствии с годовым планом библиотеки и планом работы школы;

— школьная библиотека в течение года оказывала помощь учителям, классным руководителям в проведении массовых мероприятий, классных часов, производился подбор литературы, стихов, оформлялись книжные выставки к школьным праздникам и мероприятиям;

— библиотека пропагандировала чтение, применяя различные формы работы: литературные праздники, выставки, викторины, беседы, конкурсы, акции  и т.д.,

— недостаточно использовались цифровые электронные ресурсы: электронные ресурсы ведущих библиотек.

Выявлены основные проблемы, над которыми необходимо работать в 2023/2024 учебном году:

1.          Изучение инновационного опыта школьных библиотек по продвижению электронных ресурсов.

2.          Существует  необходимость пополнение фонда методической литературы для учителей,  периодических изданий для учащихся начальных классов и художественной литературы по школьной программе.

3.          Библиотека нуждается в полном обновлении фонда учебной литературы для 2,3,4, 6,7,8,9,10,11классов  в связи с переходом на новые ФГОС и принятием нового Федерального перечня учебников.

 

 

Рейтинг: 0 Голосов: 0 1112 просмотров
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!