ГлавнаяПсихологическая службаТестыКарта интересов для младших школьников

Карта интересов для младших школьников

Воспользовавшись представленной методикой, можно получить первичную информацию о направленности интересов младших школьников. Это, в свою очередь, даст возможность более объективно судить о способностях и о характере одаренности ребенка.
При изучении направленности интересов младших школьников следует иметь в виду, что интересы у большинства детей данного возраста нечетко дифференцированы и неустойчивы. Но это не может быть причиной отказа от их изучения. Важно, что, несмотря на отсутствие абсолютного совпадения между интересами и склонностями, с одной стороны, и способностями и одаренностью - с другой, между ними существует тесная связь. Эта связь уже на ранних этапах развития личности выражена достаточно определенно: ребенок интересуется, как правило, той наукой или сферой деятельности, в которой он наиболее успешен, за достижения в которой его часто поощряют взрослые и сверстники. Таким образом, склонности выступают как индикатор способностей и одаренности - с одной стороны, как отправная точка - с другой. Чтобы полученная информация была объективна, целесообразно провести по данной методике опрос не только детей, но и их родителей. Обследование можно провести коллективно. Инструкции предельно просты и не потребуют больших усилий для изучения. Обработать результаты можно также в течение короткого времени.

Инструкция для детей. В правом верхнем углу листа ответов запишите свои имя и фамилию. Ответы на вопросы помещайте в клетках: ответ на первый вопрос в клетке под номером 1, ответ на второй вопрос в клетке под номером 2 и т.д. Всего 35 вопросов. Если то, о чем говорится, вам не нравится, ставьте знак «-»; если нравится - «+», если очень нравится, ставьте «++».

Инструкция для родителей. Для того чтобы дать вам правильный совет и конкретные рекомендации для развития способностей вашего ребенка, нам нужно знать его склонности. Вам предлагается 35 вопросов, подумайте и ответьте на каждый из них, стараясь не завышать и не занижать возможности ребенка. Для большей объективности сравните его с другими детьми того же возраста.На бланке ответов запишите свои имя и фамилию. Ответы помещайте в клетках, номера которых соответствуют номерам вопросов. Если то, о чем говорится в вопросе, не нравится (с вашей точки зрения) ребенку, ставьте в клетке - «-»; если нравится - «+»; очень нравится - «++». Если по какой-либо причине вы затрудняетесь ответить, оставьте данную клетку незаполненной.

 

Лист вопросов.

Каждый вопрос начинается со слов: "Нравится ли вам ..."

1. решать логические задачи и задачи на сообразительность;

2. читать книги;

3. петь, музицировать;

4. заниматься физкультурой;

5. играть вместе с другими детьми в различные коллективные игры;

6. читать рассказы о природе;

7. делать что-нибудь на кухне (мыть посуду, помогать готовить пищу);

8. играть с техническим конструктором;

9. изучать язык, интересоваться и пользоваться новыми незнакомыми словами;

10. рисовать;

11. играть в спортивные, подвижные игры;

12. руководить играми детей;

13. ходить в лес, на поле, наблюдать за растениями, животными, насекомыми;

14. ходить в магазин за продуктами;

15. читать книги о технике, машинах, космических кораблях и др.;

16. играть в игры с отгадыванием слов (названий городов, животных);

17. сочинять истории, сказки, рассказы;

18. соблюдать режим дня, делать зарядку по утрам;

19. разговаривать с новыми, незнакомыми людьми;

20. содержать домашний аквариум, птиц, животных (кошек, собак и др.);

21. убирать за собой книги, тетради и др.;

22. конструировать, рисовать проекты самолетов, кораблей и др.;

23. знакомиться с историей (посещать исторические музеи);

24. самостоятельно, без побуждения взрослых заниматься различными видами художественного творчества;

25. читать книги о спорте, смотреть спортивные телепередачи;

26. объяснять что-то другим детям или взрослым людям (убеждать, спорить, доказывать свое мнение);

27. ухаживать за домашними растениями;

28. помогать взрослым делать уборку в квартире (вытирать пыль, подметать пол и т.п.);

29. считать, заниматься математикой в школе;

30. знакомиться с общественными явлениями и международными событиями;

31. участвовать в постановке спектаклей;

32. заниматься спортом в секциях и кружках;

33. помогать другим людям;

34. работать в саду, на огороде, выращивать растения;

35. помогать и самостоятельно шить, вышивать, стирать.

Лист ответов: в клетках листа записываются (плюсы и минусы) ответы на все вопросы.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

32

33

34

35

 

Обработка результатов

Вопросы составлены в соответствии с условным делением склонностей ребенка на семь сфер:

  • математика и техника;
  • гуманитарная сфера;
  • художественная деятельность;
  • физкультура и спорт;
  • коммуникативные интересы учащихся 6 классов;
  • природа и естествознание;
  • домашние обязанности, труд по самообслуживанию.

Сосчитайте количество плюсов и минусов по вертикали (плюс и минус взаимно сокращаются). Доминирование там, где больше плюсов. При подведении итогов и, особенно при формулировке выводов следует сделать поправку на объективность испытуемых. Необходимо учитывать также, что у одаренного ребенка интересы во всех сферах могут быть одинаково хорошо выражены, при этом у ряда детей может наблюдаться отсутствие склонностей к каким-либо сферам. В этом случае следует вести речь о каком-либо определенном типе направленности интересов ребенка. Интересным будет также сопоставление ответов детей и их родителей. Это позволит создать более объективную картину направленности интересов ребенка.

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!