Организм ребенка младшего школьного возраста отличается незавершенностью развития важных для школьного обучения органов и функциональных систем (центральной нервной системы, зрительного и слухового анализаторов, опорно-двигательного аппарата). В связи с этим правильно организованный учебно-воспитательный процесс способствует не только качественному овладению общеучебными умениями и навыками для школьника, но и благоприятному росту и развитию ученика, укреплению его здоровья. В нашей школе создаются все условия для удовлетворения естественной потребности школьников в движении. Эта потребность реализуется посредством ежедневной двигательной активности учащихся: уроки физкультуры, динамические паузы, физкультминутки на уроках, подвижные игры на свежем воздухе, подвижные игры на всех переменах. Правильно составленное расписание учебного дня школьника предупреждает появление переутомления.
ПОНЯТИЕ, ПРИЗНАКИ И ПРИЧИНЫ ПЕРЕУТОМЛЕНИЯ.
Переутомление — временное снижение работоспособности под влиянием длительного воздействия нагрузки.
- поведенческом — снижение производительности деятельности, уменьшение скорости и точности работы;
- физиологическом — затруднение выработки условных связей, повышение инерционности в динамике нервных процессов;
- психологическом — снижение чувствительности, нарушение внимания, памяти, интеллектуальных процессов, сдвиги в эмоционально-мотивационной сфере.
Внешние признаки утомления при умственной деятельности
Признаки | Усталость незначительная | Усталость значительная | Усталость острая |
Внимание | Редкие отвлечения |
Внимание рассеянное, частые отвлечения |
Внимание рассеянное, реакции на новые раздражители (новые словесные указания) отсутствуют |
Движения | Потягивание ног и выпрямление туловища. Движения точные |
Частая смена позы, повороты головы в разные стороны, поддерживание головы руками. Движения неуверенные, медленные |
Стремление положить голову на стол, выпрямиться, откинувшись на спинку стула. Суетливые движения рук и пальцев (ухудшение почерка). |
Интерес | Живой интерес | Слабый интерес, отсутствие вопросов | Полное отсутствие интереса, апатия |
Причинами усталости у школьников могут быть: недосыпание, чувство голода, неполное восстановление сил после перенесенной болезни, первые симптомы болезни и т.д. Различают субъективные критерии выяснения усталости (в чувство утомления, которое определяется путем опроса учащихся в течение учебного процесса) и объективные (эффективность учебного процесса, состояние функциональных систем организма школьников (опорно-двигательно й, кровеносной, дыхательной, сенсорной, высшей нервной деятельности и т.д.), которые определяют с помощью специальных методов исследования).
Для предотвращения снижения работоспособности учащихся на уроке используют такие способы профилактики утомления:
- оптимизация условий проведения урока путем обеспечения благоприятного микроклимата, освещенности, рациональных рабочих поз, чередование деятельности и отдыха;
- преимущественное использование первой сигнальной системы, а также метода переключения анализаторов, особенно в начале изучения новой темы;
- проведение динамических пауз (в начальных классах — на каждом уроке, в старших — на четвертом и пятом уроках);
- соответствие учебных и наглядных средств и методов ;
- учет возрастных возможностей учащихся при определении степени сложности определенных элементов учебной нагрузки;
- сокращение продолжительности урока в первом классе до 35 мин;
- формирование положительной мотивации и благоприятного эмоционального климата в классе
Презентация "Профилактика переутомления школьников"
- Пальчиковая гимнастика.
- Упражнения для глаз.
- Оздоровительные упражнения, упражнения на релаксацию.
- Физминутки во время выполнения домашних заданий.
- Точечный массаж;
- Физминутки на уроках математики, русского языка, литературного чтения, окружающего мира.