Цели: обобщение представлений о качественных реакциях в органической химии, зависимости строения и свойств, систематизация универсальных действий (решение предметных задач).
Образовательные задачи: обобщить знания учащихся о зависимости строения и свойств, совершенствовать умения решать цепочки превращений; продолжить подготовку учащихся к выполнению заданий ЕГЭ.
Воспитательные задачи: воспитывать интерес к изучению предмета.
Развивающие задачи: развивать коммуникативные способности при работе в парах, самостоятельность, саморефлексию, познавательные УУД.
Оборудование: реактивы для экспериментальных задач: глицерин, глюкоза, крахмал, этанол, сульфат меди, NaOH, раствор йода. Спиртовка, карточки для индивидуальной работы.
Основные вопросы:
1. Качественные реакции на многоатомные спирты, альдегиды, крахмал. Задания В6 в ЕГЭ
2. Генетическая связь между классами органических соединений. Задания С3.
Основные понятия: спиртовая, альдегидная группа, качественные реакции на функциональные группы.
Система интегрированных учебных проблем:
1. Каким образом качественно определить наличие функциональных групп в органических соединениях?
2. Как правильно записывать химические реакции в органической химии?
Методы обучения: диалогическое изложение, беседа, рассказ, сравнение, объяснение, химический эксперимент, описание, решение задач.
Приемы обучения: раскрытие причинно-следственных связей, постановка межпредметных вопросов, постановка и решение учебных проблем, решение химических задач.
Средства обучения: причинно-следственные связи, внутрипредметные и межпредметные связи, химические задачи, алгоритмы, оборудование и реактивы.
Методика постановки и решения интегрированных учебных проблем.
1. Актуализация опорных знаний. Опорным будет одно из положений теории А.М.Бутлерова о зависимости строения и свойств веществ.
2. Создание проблемной ситуации. Для этого нужно решить следующую экспериментальную химическую задачу. В пронумерованных пробирках находятся вещества глюкоза, глицерин, этанол и крахмал. Лаборант перепутал пробирки. Как определить содержимое пробирок?
3. Постановка учебной проблемы. Проблемный вопрос формулируется в следующей форме, каким образом качественно определить органические соединения? Данную проблему предлагаю поставить самим учащимся.
4. Решение учебной проблемы. Вовлекаю учеников в диалог, цель которого путем проб и ошибок определить зависимость химических свойств и строения, предложить способ решения экспериментальной задачи. Учащиеся формулируют и записывают критерии оценивания экспериментальной задачи. 1. Постановка цели эксперимента. 2. Ход эксперимента (оборудование, реактивы, соблюдение техники безопасности, наблюдения, химические реакции). 3. Правильно сформулированные выводы.
5. Доказательство и применение найденного решения. Учащиеся экспериментальным путем подтверждают выбранное решение. Комментируют и оценивают свои действия. Предлагаю учащимся решить экспериментальную задачу В6 по вариантам ЕГЭ. Работа в группах: составить задания по типу В6 из предложенных реактивов. Учащиеся работают в группах, результаты представляют у доски и в рабочих тетрадях. Организую взаимоконтроль, рефлексию данного этапа. Результаты проведенного эксперимента позволяют выделить следующую учебную проблему.
1. Актуализация опорных знаний. Опорным будет одно из положений теории А.М.Бутлерова о зависимости строения и свойств веществ.
2. Создание проблемной ситуации. На доске написаны различные генетические взаимосвязи исследованных веществ. Ошибочные и правильные.
3. Постановка учебной проблемы. Проблемный вопрос формулируется в следующей форме: как правильно записывать химические реакции в органической химии? Данную проблему предлагаю поставить самим учащимся.
4. Решение учебной проблемы. Вовлекаю учеников в работу по исправлению ошибок при написании химических реакций в органической химии. Учащиеся работают в парах, результаты представляют у доски и в рабочих тетрадях. Комментируют и оценивают свои действия. В ходе совместной работы учащиеся формулируют и записывают критерии оценивания задачи. 1. Химическая реакция записана с использованием структурной формулы. 2. Должны быть указаны условия протекания химической реакции
5. Доказательство и применение найденного решения. Предлагаю учащимся написать генетические переходы органических веществ по карточкам и по заданиям С3 из варианта ЕГЭ. Организую взаимоконтроль, рефлексию данного этапа.
Домашнее задание. Задания носят творческий и проблемный характер.
1. Экспериментальным путем в домашних условиях различить масло и маргарин с помощью настойки йода.
2. Как получить этилен в домашних условиях?