ГлавнаяМетодическая копилкаХимияУрок в 10 классе Обобщение и решение задач по теме «Непредельные углеводороды»

Урок в 10 классе Обобщение и решение задач по теме «Непредельные углеводороды»

-
Урок в 10 классе Обобщение  и решение задач по теме «Непредельные углеводороды»

Цели: обобщение представлений о непредельных углеводородах, зависимости химического строения и  свойств физических и химических.

Образовательные задачи: обобщить знания учащихся об особенностях                                 строения, зависимости строения и химических свойств, способах промышленного и лабораторного получения алкенов, совершенствовать умения решать  цепочки превращений, расчетные задачи на вывод химических  формул веществ; продолжить подготовку учащихся к выполнению заданий  ЕГЭ.

Воспитательные задачи:  воспитывать интерес к изучению предмета.

Развивающие задачи:  развивать коммуникативные способности при работе в парах постоянного состава, самостоятельность, саморефлексию.

Оборудование: реактивы для экспериментальных задач: масло машинное и подсолнечное, маргарин и сливочное масло, бензин, гексан, раствор KMnO4, карточки для индивидуальной работы, шарострержневые модели.

Основные вопросы:

1.     Качественные реакции на непредельные углеводороды. Задания В2 в ЕГЭ

2.     Химические свойства непредельных углеводородов. Задания С3 в ЕГЭ

3.     Вывод формул непредельных углеводородов. Задания С5 в ЕГЭ.

Основные понятия: непредельные углеводороды, алкены, двойная связь, общая формула, типы реакций, правило Марковникова и Зайцева, молярная масса, структурная формула.

Система интегрированных учебных проблем:

1.     Каким образом качественно определить непредельный характер органического соединения?

2.     Как правильно записывать химические реакции в органической химии??

3.     Как вывести формулу органического вещества?

Методы обучения: диалогическое изложение, беседа, рассказ, сравнение, объяснение, химический эксперимент, описание, решение задач.

Приемы обучения: раскрытие причинно-следственных связей, постановка межпредметных вопросов, постановка и решение учебных проблем, решение химических задач.

Средства обучения: причинно-следственные связи, внутрипредметные и межпредметные связи, химические задачи, алгоритмы, оборудование и реактивы.

Методика постановки и решения интегрированных учебных проблем.

1.     Актуализация опорных знаний. Опорным будет одно из положений теории А.М.Бутлерова. Согласно теории А.М.Бутлерова строение вещества можно определить по его свойствам, а свойства по строению.  Убедимся в справедливости этого положения.

2.     Создание проблемной ситуации. Для этого нужно решить следующую экспериментальную химическую задачу. В пронумерованных пробирках находятся вещества гексан и бензин. Лаборант перепутал пробирки. Как определить содержимое пробирок?

3.     Постановка учебной проблемы. Проблемный вопрос формулируется в следующей форме: каким образом качественно определить непредельный характер органического соединения?

4.     Решение учебной проблемы. Вовлекаю учеников в диалог, цель которого путем проб и ошибок определить зависимость химических свойств и строения, предложить способ решения экспериментальной задачи. Учащиеся формулируют и записывают критерии оценивания экспериментальной задачи. 1. Постановка цели эксперимента. 2. Ход эксперимента (оборудование, реактивы, соблюдение техники безопасности, наблюдения, химические реакции). 3. Правильно сформулированные выводы. Учащиеся экспериментальным путем подтверждают выбранное решение. Комментируют и оценивают свои действия.

5.     Доказательство и применение найденного решения. Предлагаю учащимся решить экспериментальную задачу базового или повышенного уровня.  Организую взаимоконтроль, рефлексию данного этапа. Результаты проведенного эксперимента позволяют выделить следующую учебную проблему.

1.    Актуализация опорных знаний. Опорным будет одно из положений теории А.М.Бутлерова. Согласно теории А.М.Бутлерова строение вещества можно определить по его свойствам, а свойства по строению.

2.    Создание проблемной ситуации.  На доске написаны разные формы записи реакции гидрогалогенирования пропена.

3.     Постановка учебной проблемы. Проблемный вопрос формулируется в следующей форме: как правильно записывать химические реакции в органической химии? Данную проблему предлагаю поставить самим учащимся.

4.     Решение учебной проблемы. Вовлекаю учеников в работу по исправлению ошибок при написании химических реакций в органической химии. Учащиеся работают в парах,  результаты представляют у доски и в рабочих тетрадях. Двое учащихся моделируют данную реакцию с помощью шарострержневых моделей. Комментируют и оценивают свои действия. В ходе совместной работы учащиеся формулируют и записывают критерии оценивания задачи. 1. Химическая реакция записана с использованием структурной формулы. 2. Вещества органического строения названы по системе ИЮПАК.

5.     Доказательство и применение найденного решения. Предлагаю учащимся написать генетические переходы органических веществ базового или повышенного уровня по карточкам. Организую взаимоконтроль, рефлексию данного этапа. Результаты выполненного задания позволяют выделить следующую учебную проблему.

1.     Актуализация опорных знаний. Опорным будет положение теории А.М.Бутлерова о зависимости химических свойств органических веществ от строения.

2.     Создание проблемной ситуации. Напоминаю школьникам, что один из методов определения состава и строения вещества – исследование реагентов или продуктов превращения исследуемого органического вещества. Для этого предлагается следующий мысленный эксперимент. 4,2 г алкена полностью прореагировало с 16 г жидкого брома. Определите структурную формулу данного алкена.

3.     Постановка учебной проблемы. Проблемный вопрос формулируется в следующей форме: как вывести формулу органического вещества? Данную проблему предлагаю поставить самим учащимся.

4.     Решение учебной проблемы. Предлагаю найти способ решения данной задачи используя общие формулы непредельных углеводородов, количества веществ и молярные массы веществ. Учащиеся работают в парах,  результаты представляют у доски и в рабочих тетрадях. В ходе совместной работы учащиеся формулируют и записывают критерии оценивания задачи. 1. Записано уравнение в общем виде. 2. Выведена молярная масса вещества. 3. Составлена структурная формула органического вещества.

5.     Доказательство и применение найденного решения. Предлагаю учащимся решить задачу на вывод формул органического вещества базового или повышенного уровня по карточкам. Организую взаимоконтроль, рефлексию данного этапа.

 

6.     Домашнее задание. Задания носят творческий и проблемный характер.

1.     Экспериментальным путем в домашних условиях различить масло и маргарин с помощью настойки йода.

2.     Как получить этилен в домашних условиях?

3.     Получить ацетилен из неорганических веществ (угля, кальция, кислорода, водорода). Написать уравнения соответствующих реакций.

 

Рейтинг: 0 Голосов: 0 3055 просмотров
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!