ГлавнаяМетодическая копилкаХимияИндивидуальный проект

Индивидуальный проект

-

Вольхина Елена Юрьевна

учитель химии МБОУ  Курагинская средняя общеобразовательная школа №1 Красноярского края Курагинского района имени Героя Советского Союза  А.А.Петряева

Высшая квалификационная категория,  педагогический стаж  30 лет

 

 

Элективное занятие  «Индивидуальный проект»

Аннотация:

В МБОУ Курагинская СОШ №1 проектная деятельность осуществляется согласно Положению о проектно-исследовательской деятельности.

Сегодня метод проектов является одним из популярнейших в мире, поскольку позволяет рационально сочетать теоретические знания и их практическое применение для решения конкретных проблем окружающей действительности в совместной деятельности школьников.

Задачи, решаемые через использование данного курса

Обучающие: дать возможность учащимся освоить основные этапы работы над проектом, типы проектов, критерии оценивания.

Развивающие: развивать  компетентности в сфере самостоятельной познавательной деятельности, навыков самостоятельной работы с большими объемами информации, умения увидеть проблему и намечать пути ее решения, навыков работы в команде.

Цель курса — достижение метапредметных результатов образования, предусмотренных ФГОС ООО.

 

Занятие «Что такое проблема, цель задачи?» 4 часа

«Люди, научившиеся наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не проходил»

Климентий Аркадьевич Тимирязев

 

Цель: смоделировать этап целеполагания при организации проектной деятельности на уроке и внеурочной деятельности

Задачи:

·                     повторить общие черты и различия проектной и учебно-исследовательской деятельности;

·                     в группах обсудить возможные проблемные ситуации для разработки проекта;

·                     в группах отработать подходы на этапе целеполагания;

·                     оказать помощь учащимся в постановке задач к проекту;

·                     провести рефлексию собственных умений в определении и постановке проблем, цели и задач.

Планируемый результат: формирование  у учащихся универсальных учебных действий при организации проектной деятельности.

Организационный этап

Приветствие и психологический настрой на плодотворную работу.

Основной этап

I.                  Актуализация знаний.

Общие черты и различия проектной и учебно-исследовательской деятельности.

Учебно-исследовательская и проектная деятельность имеют как общие, так и специфические черты. Следует четко представлять, какую работу вы выполняете – проектную или исследовательскую.

1.     Задание для работы в группах:

Сравнение исследовательской и проектной работ

Определите тему проектной и исследовательской работы. Следует четко представлять, какую работу вы выполняете – проектную или исследовательскую.

 

Тема: Причины резких колебаний численности белки.

Цель – познание нового

Методы:

·        Выдвижение возможных версий, их
аргументация и отбор наиболее адекватной:
Болезни
Урожайность хвойных

Поголовье хищников
Климатические колебания

Тема: Защитим белку от браконьеров.
Цель – конкретный практический результат
Методы решения:
 1. Изучение численности белки
 2. Выяснение оптимального поголовья белки в данном природном комплексе
 3. Знакомство с методами борьбы с браконьерами

 

II.               Что такое проблема?

Проблема - это некая противоречивая ситуация, возникшая в результате работы, определившая тему исследования и требующая разрешения.

Из формулировки темы должно быть понятно:

·        Что не так

·        Почему не так

·        Что будет, если сделать как надо

Возможными источниками проблемы могут выступать противоречия:

·                     между известным и неизвестным;

·                     между знаниями и умениями;

·                     между сложностью задачи и наличием способа ее решения;

·                     между потребностями и возможностями их реализации

Проблемные ситуации возникают там, где имеется несоответствие между имеющимися знаниями и новыми требованиями. Примером такого противоречия может служить открытие новых фактов, которые не вписываются в известные теории, еще более типичный случай этого противоречия — расхождение между житейскими представлениями и научными знаниями.

При формулировке проблемы могут быть допущены следующие ошибки:

·                     подмена проблемы вопросом: как мотивировать учащихся вести здоровый образ жизни?

·                     подмена проблемы задачей: рассмотреть влияние компьютера на здоровье школьника.

·                     подмена формулировки проблемы на область существования проблемы: существует проблема общения в сети Интернет.

 

III.           Цель исследования –

это конечный результат, которого хотел бы достичь исследователь при завершении своей работы.

В ходе проектной деятельности самым важным и трудным этапом является постановка цели своей работы. Помощь педагога необходима, главным образом, на этапе осмысления проблемы и постановки цели: нужно помочь учащемуся будущего проекта найти ответ на вопрос: «Зачем я собираюсь делать этот проект?» Ответив на этот вопрос, обучающийся определяет цель своей работы. Приемы целеполагания формируют мотив, потребность действия.

1.     Формирование цели при помощи опорных глаголов.

2.     Задание для работы в группах:

 к выбранным темам поставьте цель, для этого

·        Выберите одно из слов типа: выявить, определить, проанализировать, установить, показать, проверить, привлечь к проблеме, обосновать, обобщить, описать, узнать и др.

·        Добавьте название объекта исследования и предмет исследования

 

2. Работа над понятием.

Учащимся предлагается для зрительного восприятия название темы урока. Например, тема урока в 6 классе " Транспирация и фотосинтез". Необходимо объяснить значение каждого слова или отыскать в "Толковом словаре". Далее, от значения слова определяем цель урока.

3. Задание для работы в группах:

к предложенной теме «Быстрые флуктуации температуры воздуха на разных высотах» необходимо объяснить значение каждого слова или отыскать в "Толковом словаре". Далее, от значения слова определить цель.

Флуктуа́ция (от лат. fluctuatio — колебание) — любое случайное отклонение какой-либо величины.

 

3. Создание проблемных ситуаций

Чтобы ученик сформулировал и присвоил себе цель, его необходимо столкнуть с ситуацией, в которой он обнаружит дефицит своих знаний и способностей. В этом случае цель им воспримется как проблема, которая, будучи реально объективной, для него выступит как субъективная.

Приемы создания проблемных ситуаций могут быть самыми разными. Выбор того или иного приема определяется содержанием учебного материала, целью данного урока. Например, проблемная ситуация создается

1) на основе демонстрационного или фронтального эксперимента 

2) при решении задач.

3) при постановке проблемных вопросов. Дети выдвигают множество мнений, чем больше мнений, чем лучше развито умение слушать друг друга и поддерживать идеи других, тем интереснее и быстрее проходит работа.

4) Нерешенная домашняя задача.

Создание проблемных ситуаций          Демонстрационный эксперимент 1

 

4.Задание для работы в группах:

 

Три дня назад в две пробирки на одинаковый уровень была налита вода. 1 пробирку оставили без растения – контрольной, во 2 пробирку –– побег с листьями. Уровень воды в пробирках снова выровняли, а чтобы вода не испарялась с поверхности, залили ее тонким слоем масла. В таком виде опыт простоял три дня. Что же получилось? На основании наблюдений поставьте цель.

 

Демонстрационный эксперимент 2

 

5.Задание для работы в группах:

Три дня назад в четыре три пробирки на одинаковый уровень была налита вода. 2 пробирку оставили без растения – контрольной, во 1 пробирку – побег, лишенный листьев, в 3 – побег с листьями. Уровень воды в пробирках снова выровняли, а чтобы вода не испарялась с поверхности, залили ее тонким слоем масла. В таком виде опыт простоял три дня. Что же получилось? На основании наблюдений поставьте цель

 

Создание проблемных ситуаций   Фронтальный эксперимент

 

6.     Задание для работы в группах:

1.                Возьмите ватный диск, смочите его теплой водой и протрите тыльную часть одной руки, не вытирайте. Что вы ощущаете? Объясните данное явление.

2.                Подышите себе на руку. Что вы ощущаете? А теперь подуйте себе на руку. Что вы ощущаете теперь? Объясните данное явление. На основании наблюдений поставьте цель

 

Создание проблемных ситуаций     Решение задачи

7.     Задание для работы в группах:

 решите задачу и определите цель исследования

За 1 час с 1 см2 листа испаряется 0,014 г воды. Определите площадь листьев у капусты, если растение испаряет 1л в сутки и площадь листьев у кукурузы, если растение кукурузы испаряет 800 г воды в сутки.

 

Создание проблемных ситуаций    Проблемный вопрос

 

8.     Задание для работы в группах:

ответьте на вопрос «Почему погиб фикус?». На этом основании поставьте цель

Катя очень любит свои комнатные растения и, чтобы лучше они выглядели, она смазала листья фикуса с двух сторон вазелином. Но через некоторое время листья пожелтели, а фикус погиб.  Почему погиб фикус?  

 

IV. Задачи проекта

Затем возникает вопрос: «Что для этого следует сделать?» Решив его, обучающийся увидит задачи своей работы.

Задачи исследовательской работы – это все последовательные этапы теоретической и экспериментальной работы учащегося. Чтобы определить задачи, нужно последовательно отвечать себе на вопрос: «Что необходимо сделать, чтобы достичь цели исследования?». Задачи начинаются словами: выяснить, провести, проанализировать, определить, рассмотреть, найти, измерить, сравнить, собрать, составить, обобщить и т.д.

Задачи также записываются на доске.

 

9.     Задание для работы в группах:

 

Написанные на карточках выражения тебе нужно распределить по группам: Цель или задача.

1.     Что такое акварельные краски?

2.     Найти информацию об исследуемом предмете

3.     Изучить особенности строения репчатого лука

4.     Показать влияние солнечного света на комнатные цветы

5.     Определить роль птиц в жизни людей

6.     Выявить влияние погодных условий на метеозависимых людей

7.     Описать поведение медведя после зимней спячки

8.     Определить загрязнение воды в озере тяжелыми металлами.

Задача исследования - это выбор путей и средств для достижения цели в соответствии с выдвинутой гипотезой. Задачи лучше всего формулировать в виде утверждения того, что необходимо сделать, чтобы цель была достигнута. Перечисление задач строится по принципу от наименее сложных к наиболее сложным, трудоемким, а их количество определяется глубиной исследования.

 

V.               Рефлексия

В конце занятия необходимо вернуться к записи целей и задач на доске и в тетради и предложить учащимся не только проанализировать, что им удалось сделать на уроке, но и увидеть, достигли ли они цели. При достижении результатов проводится рефлексия деятельности, то есть оценка соотношения полученных результатов и заявленной цели. Если сочетание целеполагания и рефлексии в различных видах деятельности проводить систематически, то данная работа приводит к тому, что ребята начинают самостоятельно формулировать свои цели.

Литература

1.     Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2011. – 48 с. — (Стандарты второго поколения)

2.     Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа/ [сост. Е.С.Савинов]. – М.: Просвещение, 2011 (Стандарты второго поколения).

3.     Л.В.Байбородова, А.Л.Чернявская «Методология и методы научного исследования» 2-е изд., испр. и доп. Учебное пособие, Москва Юрайт 2018 г.

4.     Леонтович А.В., Саввичев А.С. «Исследовательская и проектная работа школьников», М.: «ВАКО», 2014 г

5.     Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя/[А.Г.Асмолов, Г.В.Бурменская, И.А.Володарская и др.]; под ред. А.Г.Асмолова. – М.: Просвещение, 2010.

Рейтинг: 0 Голосов: 0 1068 просмотров
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!