ГлавнаяКлубыБуду журналистом!Блог клуба - Буду журналистом!
+2 RSS-лента RSS-лента

Блог клуба - Буду журналистом!

Администратор блога: Менгерт Ольга Сергеевна
Ссылки для начинающих журналистов
al-dedov.narod.ru/proryv/bloknot.htm

www.studio-mix.info/ Студия юных журналистов

jjhelp.narod.ru/ В помощь юным журналистам

www.journ-lessons.com/ Как стать журналистом?

yojo.ru/?p=1921 Для начинающих журналистов. Как писать новости

kgu-journalist.ucoz.ru/publ/zhurnalistika_dlja_nachinajushhikh/7 неофициальный сайт факультета КГУ

www.znaikak.ru/whatreadjurnalistu.html Что и как читать начинающему журналисту?

24warez.ru/main/1157418794-samouchitel-dlya-nachinayuschih-zhurnalistov.html Самоучитель для начинающих журналистов


Буду признательна за добавленные ссылки для начинающих журналистов!!!!
Словарь терминов для начинающего журналиста
Агентство печати — организация, занимающаяся сбором информации, ее обработкой и снабжением ею газет, журналов, радио, телевидения, издательств, правительственных учреждений и др.
Аннотация — краткое изложение содержания книги, журнала, их характеристика и библиографическое описание.
Анонс — краткая информация лозунгового типа, объявляющая читателю о тексте, который редакция считает наиболее важным и интересным.
Вводка (лид) — лидер-абзац, небольшое взедение, объясняющее читателю газеты или журнала содержание или значение нижерасположенного материала.
Верстка — типографский процесс формирования полос (газет, книг, журналов) из гранок набора, линеек, заголовков и шапок, клише и пробельного материала; на телевидении — компоновка программы из ее элементов.
Выходные сведения — основные данные о печатном издании, которые обязательно публикуются в издании.
Газета — оперативное периодическое издание. В зависимости от типа и назначения газеты имеют разные сроки выхода, форматы и тиражи.
Жанр — исторически складывающийся тип произведения. Жанр есть конкретное единство особенных свойств формы t ее основных моментах — своеобразной композиции, образности, речи, ритме.
«Желтая» пресса — издания, специализирующиеся на сплетнях, скандалах, дешевой сенсации.
Журнал — периодическое издание, в котором основное место отводится не оперативной информации, как в газете, а литературно-публицистическим материалам.
Журналистика — деятельность по сбору, обработке и распространению информации с помощью средств массовой информации (печать, радио, телевидение, кино и др:); научная дисциплина «журналистика» возникла с созданием печати. Во второй половине XIX—начале XX в. появились фото- и киножурналистика, в 1920-1940-е гг. — радио- и тележурналистика.
Заголовок — вторичный источник информации, передающий содержание или идею произведения.
Заказ социальный — совокупность проблем, задач и целей, которые ставятся социальными субъектами различных уровней перед социологами-исследователями, практиками, консультантами, журналистами.
Заявление для СМИ — это PR-текст, объявляющий или объясняющий позицию базисного субъекта PR по какому-либо вопросу или реакцию на событие.
Идея — главная мысль произведения, имеет программный характер.
Издание — произведение печати, выпущенное определенным тиражом, в одинаковом оформлений и при полном тождестве содержания во всех экземплярах.
Издательская марка — знак, эмблема, символизирующая специфику данного издательства.
Интервью — целенаправленная беседа, цель которой — получить ответы на вопросы, предусмотренные программой социологического исследования, журналистский жанр (беседа).
Интернет — глобальная информационная сеть, объединяющая пользователей из различных организаций, учреждений и фирм, а также частных пользователей.
Информация — сведения, содержащиеся в конкретном высказывании, представляющие собой объект передачи, хранения, переработки, воспроизведения.
Колонка — столбец набора. Из колонок набора складываются полосы газет.
Корреспондент — постоянный сотрудник редакции, выступающий как автор и выполняющий поручения редакции.
Корреспонденция — 1) почта, приходящая в редакцию; 2) один из аналитических жанров газеты. Корреспонденция сообщает, анализирует факты на конкретном материале в нешироком масштабе.
Макет — графический план верстки полос газеты.
Маркетинг — комплекс мероприятий по исследованию рынка, организации рекламы и сбыта изделий, соответствующих рыночным стандартам.
Массовая информация — тиражируемая во времени или пространстве и предназначенная для большого числа потребителей.
Массовая коммуникация — 1) процесс распространения социальной информации с помощью технических средств на численно большие и рассредоточенные аудитории (через печать, радио, телевидение, кино, звукозапись, видеозапись) с целью оказания идеологического, политического, экономического, психологического и организационного воздействия на оценки, мнения и поведение людей; 2) интерактивные двусторонние информационные потоки между субъектами коммуникации, служащие целям распространения социально значимой информации (о фактах, событиях, социальных, культурных ценностях) посредством различных технических средств на большие массовые аудитории.
Массовое издание — выпуск книги или брошюры для широкого круга читателей тиражом не менее 75 тыс. экземпляров.
Надзаголовок - вспомогательное заглавие, расположенное над основным.
Обзор — материал, призванный рецензировать газеты, журналы, книги, радио- и телевизионные передачи.
Опросы — метод сбора первичной информации с помощью обращения с вопросами к определенной группе.
Очерк — художественно-публицистический жанр, характеризующийся образным отражением действительности. В очерке обычно присутствуют конфликт, ярко выписанные эпизоды, напряженные диалоги, приметные детали, портреты людей.
Передовица — наиболее важный материал издания, размещенный на первой странице под шапкой (каждая страница может иметь свою передовицу или ведущий материал).
Периодическая печать — газеты, журналы, периодические сборники и бюллетени, т. е. издания, выпускаемые в определенные промежутки времени [отсюда синоним (устар.) — повременная печать]; одно из основных средств массовой информации.
Подзаголовок - вспомогательное заглавие, расположенное под основным.
Полоса — страница газеты, журнала.
Пресса — периодическая печать (газеты, журналы и т. д.).
Пресс-релизы — 1) информационные листки и бюллетени, предназначенные для СМИ; 2) основной жанр PR-текста, несущий предназначенную для прессы актуальную оперативную информацию о событии, касающемся базисного субъекта PR. Предмет — новое событие, услуга, продукт; управленческие изменения в организации (структурные преобразования в компаниях, связанные с банкротством, нарушениями, образованием новых представительств и филиалов); публичные выступления в СМИ ведущих специалистов компании, ее руководства.
Пресс-центр — служба информации, создаваемая из сотрудников органов управления, фирм, организаторов конференций, фестивалей, ярмарок и т. д.
Публикация — доведение информации до массового потребителя, в случае печатных источников — путем тиражирования.
Публицистика — общественно-политическая литература (статьи, очерки, фельетоны, памфлеты, обзоры и т. д.) на актуальные темы.
Редактор — лицо, осуществляющее проверку и правку авторского текста; руководитель редакции газеты, журнала, издательства.
Редакция (от лат. redactus — «приведенный в порядок») — 1) процесс обработки редактором авторского произведения для публикации (синоним — редактирование); 2) вариант текста литературного произведения, получившийся в результате его переработки автором или каким-либо другим лицом; 3) административная единица учреждений системы средств массовой информации (печати, радиовещания, телевидения, кино), специализированная по отраслевому, тематическому или языковому принципу.
Репортаж — информационный газетно-журнальный (радио- и телевизионный) жанр, отличающийся динамичной, красочной передачей события, участником которого был сам автор.
Рецензия — литературно-художественный жанр, дающий оценку какому-либо произведению литературы, искусства. Виды рецензии: театральная, книжная, кинорецензия и т. д. Автор дает оценку локальному объекту (книга, фильм, спектакль).
в каком-либо произведении, во времени и пространстве.
Таблоид (англ. tabloid) — бульварная газета или журнал, угождающие вкусам самой низкопробной публики. Публикует материалы, как правило, скандального содержания, связанных с личной жизнью известных людей. Для таблоидов характерно обилие фотографий.
Фельетон — сатирико-юмористический художественно-публицистический жанр, главная цель которого — высмеять отрицательное явление. Хроника — вид информации, короткое сообщение.
Цель — один из основных элементов поведения и сознательной деятельности человека, организации, коллектива, который характеризует мысленное предвосхищение результата деятельности.
PR-информация — тип социальной информации, которая производится в процессе деятельности базисного субъекта (фирмы, организации, персоны) и распространяется по его же инициативе, отражает в оптимизированном виде значимые факты деятельности данного субъекта, предназначена для определенного сегмента общественности и служит целям формирования коммуникативной среды данного социального субъекта.
PR-текст — разновидность текстов массовой коммуникации, отвечающих категориям «доступность», «лаконизм», «удобство восприятия», «эстетичность». PR-текст инициируется базисным субъектом, функционирует в пространстве публичных коммуникаций. Служит целям приращения паблицитного капитала базисного субъекта, адресован определенному сегменту общественности, обладает скрытым авторством; распространяется путем прямой рассылки, посредством личной доставки или через СМИ.
Эти фильмы нужно посмотреть обязательно!
"Газета"
"Профессия: репортер"
"Тонкая ложь"
"Близко к сердцу"
"Послание в бутылке"
"Верность"
"Папарацци"
"Корабельные вести"
"Год трудной жизни".
Общение - это искусство
Начинайте интервью с установления психологического контакта с вашим собеседником. Как это сделать? Представьтесь и объясните цель вашего интервью, а также покажите свою заинтересованность в теме. Если ваш собеседник располагает временем (а перед началом интервью нужно обязательно уточнить, сколько у вас времени), вы можете коротко рассказать о своем предыдущем опыте, связав его с предметом предстоящего разговора. Выразите свое восхищение проектом, которым занимается ваш собеседник (к примеру), дайте ему повод поговорить о себе. Все это разрядит обстановку, и вы сможете плавно перейти к официальному разговору. Обязательно смотрите вашему собеседнику в глаза. Помните о том, что общение всегда происходит на двух уровнях - вербальном (речевом) и невербальном (язык тела). Если ваш собеседник не будет улавливать того, что вы его понимаете в вашем взгляде, в ваших жестах (самый распрастраненный жест - кивок головы), он не будет чувствовать себя комфортно и постарается сократить свои ответы. Умение найти "общий язык" со своим собеседником психологи называют "обратной связью". Разговор становится намного легче, когда эта связь начинает работать. Исчезают неловкие паузы - ваш собеседник сам готов прийти к вам на помощь. Но к сожалению, установить обратную связь не так просто. Вот несколько рекомендаций профессиональных журналистов:
• Не показывайте свою неуверенность. Будьте вежливы, доброжелательны и спокойны.
• Говорите четко и разборчиво.
• Не забудьте представиться перед началом интервью. Назовите не только свою фамилию и имя, но и название издания, для которого вы делаете этот материал. Будьте готовы очень коротко охарактеризовать данное издание (его тираж, сколько раз в месяц оно выходит и т.д)
• Проявляйте гибкость в общении. Если вы видите, что перед вами строгий, озабоченный работой человек, будьте сдержанны и деловиты. Если перед вами - творческая натура - неплохо проявить больше эмоций - удивления, восхищения, любознательности.
Общение - это большое искусство. Умение находить "общий язык с другими людьми предопределяет успех во многих сферах жизни. Так что овладеть приемами интервью не помешает никому.
Как подготовить интервью
«Каков вопрос - таков ответ» - в этом бесхитростном утверждении таится глубокий смысл. Запомните, что самое главное для вас - это заранее продумать все возможные вопросы. Ваш собеседник, особенно если он является офоициальным лицом, ценит свое время. Поэтому ваши вопросы должны быть лаконичными и конкретными и конечно, касаться темы. Очень важно умение журналиста направлять разговор в нужное русло, акцентировать внимание на самом важном и интересном. Журналист, а особенно начинающий, не может знать все обо всем. Так что не волнуйтесь, если тема вашего интервью вам кажется сложной (К примеру, вам поручили взять интервью для школьной газеты у тренера футбольной команды или руководителя балетного кружка, а вы не являетесь поклонником ни футбола, ни балета). Перед интервью постарайтесь почитать как можно больше о предмете вашего разговора. Используйте библиотеки, Интернет, обратитесь за дополнительной информацией к знакомому специалисту. Еще лучше - если вам удастся узнать что-то о вашем собеседнике - о его профессиональных достижениях, планах. Эту информацию вы можете включать в свои вопросы. К примеру: "Я знаю, что ваша футбольная команда заняла в прошлом сезоне 1 место. Надеетесь ли вы на победу в этом сезоне?" Запомните, что если в процессе вашего разговора вы покажете свою осведомленность и эрудированность, ваш собеседник это оценит и уделит вам больше времени. Никогда не перебивайте вашего собеседника, даже если вам покажется, что он отклоняется от темы. Умение внимательно слушать не менее важно, чем умение задавать вопросы. Но при этом помните, что это вы дирижируете разговором, и в ваших интересах получить всю нужную вам информацию.
Сенсация: за и против
Сенсация – это новость, которая призвана шокировать читателей. В журналистской среде есть такое шутливое определение сенсационной новости: "Если собака укусила человека – это не новость; новость, – если собаку укусил человек, и к тому же известная личность". На самом деле доля сенсационности (читай: необычности и яркости) в журналистике новостей не дает читательскому интересу угаснуть, и в этом нет ничего плохого, если соблюдать меру. Сенсация автоматически повышает тираж издания, а журналист создает себе таким образом имя. Сенсация служит своеобразным эмоциональным толчком для аудитории, заставляет вновь удивляться многообразию и уникальности жизни. При этом сенсационные заявления так называемой "желтой прессы" существенно отличаются от сенсационных новостей серьезных общественно-политических изданий. Если "желтая пресса" в погоне за сенсацией не останавливается ни перед чем и способна на явную выдумку и ложь, то респектабельные газеты и журналы много раз проверят необычную информацию, прежде чем выделить ее из потока событий и представить читателям. Вы наверняка встречались с выражением "раздуть сенсацию". Для репортеров газет, ориентированных только на тираж и борьбу за читателя, это вероятно рабочее определение одного из методов работы. Но если вы настроены на настоящий профессионализм, старайтесь всегда соотносить неожиданную информационную находку с этической стороной своей профессии.
"Жесткие" и "мягкие" новости
В журналистской практике существуют параметры, по которым определяется, какое событие "достойно" отражения в прессе. Во-первых, это актуальность. Другими словами, то, что представляет интерес для общества (или какой-то его части) в настоящее время. Во-вторых, своевременность (насколько журналист смог оперативно написать материал). Если после состоявшегося события прошло три дня – это уже слишком поздно для подачи его на страницах печати в жанре событийной заметки. Важна также яркость или необычность события. А еще, конечно, журналист должен ориентироваться на тип читателя издания, для которого он пишет. Информация о возможном повышении пенсий может быть неинтересна для "Литературной газеты", так же как сообщение о новом сборнике начинающего поэта вряд ли будет опубликовано в общественно-политическом еженедельнике.
Другой совет начинающим журналистам: не пытайтесь в погоне за краткостью "лида" заметки, поместить всю информацию в одно предложение. Иногда это возможно, а иногда информация, представленная в нагроможденном предложении, теряет всякий смысл. Просто следите за тем, чтобы четко и кратко сформулировать главную новость в начале вашей заметки. Отсекайте лишние детали. Вы можете упомянуть их в конце вашего материала, если это имеет смысл. Если вы хотите написать хорошую с точки зрения профессионализма заметку, следите за тем, как вы расставляете акценты и насколько вы объективны в оценке события или явления. Не забудьте сослаться на источник информации, особенно если ваша корреспонденция затрагивает какие-то актуальные для общества проблемы.
Современные журналисты разделяют новости на две большие группы – "жесткие" и "мягкие" новости. "Жесткие" новости отличает повышенная оперативность. Обычно это сжатая хроника событий. Актуальность, краткость и выразительность – вот основные требования к этому типу новостей. Жесткие новости составляют основу информационных изданий и в последнее время пользуются все большей популярностью среди определенной читательской аудитории. Но есть целый ряд читателей, для которых важно быть не только в курсе актуальных событий, но и понимать их динамику. Для этой цели служат "мягкие" новости.
Оперативность – это не главное требование к такому роду новостей. Обычно центром их внимания становится что-то необычное (чей-то поступок, какой-то выявленный факт). Преимущество "мягких" новостей в том, что у журналиста есть время и возможность проанализировать какое-то явление, найти курьезный факт, остановиться на интересных деталях. Значение подобных новостей в их содержании, а не в актуальности сообщения.
Как построить заметку?
Очень часто начинающие журналисты жалуются на то, что, несмотря на обилие собранного материала и желание написать "хотя бы заметку", они не знают с чего начать, как построить свое повествование. Чтобы преодолеть "барьер чистого листа" и неуверенность в себе, запомните, что о чем бы вы ни писали, в основе всего лежит информация и важно ее правильно "выстроить" для читателей. Если речь идет о каком-то событии, начните с того, что ответьте на следующие пять вопросов: что произошло, когда, где, почему и каким образом. К слову, эти вопросы и составляют универсальную модель информационной заметки, которая используется журналистами всего мира с начала двадцатого века. Ориентируясь по этим вопросам, можно легко написать заметку-хронику. Если вы хотите дать еще и свой комментарий, структура вашей заметки должна быть внешне похожа на перевернутую пирамиду. Вначале вы даете краткие сведения о событии (отвечая на вышеупомянутые вопросы). Западные журналисты эту часть материала называют lead (ведущая) и придают ей большое значение, потому что главное предназначение заметки (корреспонденции и т.д.) – это информация. Поэтому "лид" заметки должен быть четким, кратким, выразительным и привлекать внимание читателей. Вторая часть развернутой заметки – это, как правило, более подробное описание события. Журналист останавливается на каждом из пяти вопросов, делая особый акцент на одном из них в зависимости от цели своей заметки. В заметке-анонсе он больше внимания уделит вопросу "когда", хронику происшествий он скорее всего начнет с вопросов "где" и "кто". К слову, последовательность ответов – это выбор самого журналиста, который преследует таким образом определенную цель. Одну и ту же новость можно подать по-разному, наполнить ее другим содержанием, стоит только по-своему расставить акценты и заострить внимание на "нужных" деталях. Третья часть заметки содержит какие-то выводы, прогнозы, связанные с описанным событием, и как правило, длиннее предыдущих двух частей.
Можно ли научиться писать?
Знаете ли вы о том, что многие известные ныне писатели и журналисты начинали свой творческий путь с провальных дебютов? Им советовали отказаться от идеи писать, говорили об отсутствии способностей. На самом деле творческий процесс до сих пор по-настоящему не изучен. Константин Паустовский (писатель, журналист) писал следующее: « Главное – это попасть на творческую волну. Бывает, что не можешь написать ни одной живой строчки, мучаешься, злишься на себя. И вдруг возникает момент, когда материал организуется сам собой, и память вместе с воображением подает вам все нужное для того, чтобы получилась законченная статья или рассказ.. Поэтому никогда не нужно отчаиваться, а надо пробовать и пробовать, чтобы войти в творческий строй». Но при этом важно знать, о чем писать, важно найти свои темы. Журналисту в этом плане, казалось бы, значительно легче, чем писателю: ему дают задания. Но, оказавшись на месте какого-то происшествия или события, журналист может сам решить для себя, что написать – короткую информацию или проблемную статью, на чем сделать акцент. Все зависит от того, что он увидит. Есть такое выражение: ты увидишь в жизни много значительного и интересного, если сам будешь значительным и интересным.
Пишущий человек, видимо, действительно должен строить свою жизнь определенным образом. И, прежде всего он должен быть открыт новым впечатлениям, стараясь фиксировать их на бумаге. Его жизнь должна простираться дальше его личных интересов – и только так он сможет накопить нужное количество интеллектуального багажа, жизненного опыта и практики, чтобы писать значительные вещи. Константин Паустовский, к примеру, прежде чем стать журналистом и писателем, сознательно переменил много разнообразных профессий – матроса, водителя трамвая, учителя. При этом он постоянно вел дневник, многие истории из которого стали впоследствии темами его статей, новелл и повестей. Да, это правда, что журналиста создает время. Жизненный опыт, приобретенный с годами, помогает ему лучше ориентироваться в потоке событий, выбирать из массы незначительных деталей главные. Появляется свой собственный стиль письма, свои способы сбора информации и методы общения с героями будущих материалов.
Помните, журналистика – это не только искусство, требующее таланта, но и ремесло, в которое нужно вкладывать много труда, времени и души. Так что пишите и будьте журналистами, если вы этого хотите всем сердцем.
Страницы: Первая Предыдущая 1 2