ГлавнаяВоспитательная работаДокументация по воспитательной работеПрограмма профилактики детского дорожно-транспортного травматизма МОУ КСОШ № 1 на 2012-2013 гг

Программа профилактики детского дорожно-транспортного травматизма МОУ КСОШ № 1 на 2012-2013 гг

Программа профилактики детского дорожно-транспортного травматизма
МБОУ КСОШ № 1 на 20010-2012 гг.


ВВЕДЕНИЕ

Согласно Федеральному закону «О безопасности дорожного движения», основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются: приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении; соблюдение интересов граждан, общества и государства.

Резкое возрастание в последние годы автомобилизации крупных городов порождает множество проблем, среди которых дорожно-транспортный травматизм все больше приобретает характер «национальной катастрофы». Такое определение было дано на заседании рабочей группы по вопросам охраны здоровья детей при Правительственной комиссии по охране здоровья граждан.

Ущерб только от гибели, ранения людей и повреждения транспортных средств в ДТП сопоставим с доходной частью бюджета и составляет в целом по России около 15 % от его величины. В отдельных регионах значение этого показателя достигает 30-40%. Общее число погибших в ДТП за последние 10 лет эквивалентно населению среднего областного центра страны, а ежегодное число пострадавших в ДТП многократно превышает количество жертв стихийных бедствий и техногенных катастроф.

Особую категорию пострадавших в результате ДТП составляют дети. Согласно Международной конвенции о правах ребенка (принята ООН 5 декабря 1989г. и ратифицирована Верховным Советом СССР в декабре 1989г.) ребенком считается лицо, не достигшее 18 лет. Однако статистика часто выделяет категорию детей – до 12 лет, и подростков – от 12 до 16 лет.

По усредненным данным ежегодно на улицах и дорогах страны гибнет 1500 и получает ранения 24000 несовершеннолетних участников дорожного движения. Около четверти (26,8%) всех пострадавших детей – это подростки от 14 до 16 лет. Каждый пятый пострадавший ребенок не достиг восьмилетнего возраста. Более половины (55%) пострадавших составили школьники в возрасте от 7 до 14 лет: из 100 пострадавших – 9 получают смертельные ранения. Тяжесть травмирования детей других возрастных групп несколько ниже: 5 погибших из 100 пострадавших в возрасте от 7 до 14 лет и 7 – от 14 до 16 лет.

В Российской Федерации количество ДТП с участием детей в возрасте до 14 лет в расчете на 10 тыс. единиц транспорта почти в 10 раз выше, чем в Великобритании, в 30 раз выше, чем в Италии и в 20 раз выше, чем во Франции и Германии.

Сложившееся положение с детским дорожно-транспортным травматизмом, - по оценке ГУ ГИБДД МВД России, - свидетельствует о незнании детьми Правил дорожного движения и неумении правильно ориентироваться в дорожной обстановке, что является следствием недостаточного внимания к проблемам предупреждения детского травматизма, в первую очередь, со стороны органов образования.

Несмотря на то, что в России действует целый ряд нормативных документов, обязывающих учебные заведения проводить последовательную профилактическую работу по изучению Правил дорожного движения, результаты контрольно-аналитической работы Госавтоинспекции в крупных городах показывают, что более половины дорожно-транспортных происшествий происходит по вине детей, нарушающих правила поведения на улицах и дорогах.

Социальная острота проблемы диктует необходимость активизации местных органов образования, разработки и внедрения программ профилактических мероприятий по предотвращению увеличения количества ДТП с участием детей. Поэтому педагогами КСОШ № 1 быларазработана «Программа профилактики детского дорожно-транспортного травматизма.»

Цели и задачи программы:

Цель программы – повышение эффективности педагогической профилактики детского дорожно-транспортного травматизма посредством научно-методического обоснования и систематизации деятельности образовательных учреждений округа, а также консолидация деятельности всех субъектов, ответственных за безопасность детей на дорогах города.

Задачи программы:

  • Разработать и внедрить единую педагогическую систему профилактической работы по безопасности дорожного движения, объединяющую деятельность преподавателей дошкольных, школьных, профессиональных образовательных учреждений ( Примечание: отдельно необходимо выделить программу по образовательным учреждениям) и учреждений дополнительного образования, руководителей и участников специализированных центров и детских движений, родителей, сотрудников средств массовой информации, и сотрудников ГИБДД САО.
  • Разработать психолого-педагогическое обоснование содержания работы для разных возрастных групп детей.
  • Разработать и апробировать содержание и методы обучения детей безопасному поведении поведению на дорогах с учетом их возрастных особенностей, ( Примечание: разработать отдельную программу для преподавателей) а также ключевые воспитательные идеи, на основе которых необходимо развивать мотивы правопослушного поведения на разных этапах возрастного развития детей.
  • Сформулировать методические рекомендации по подготовке и переподготовке педагогов в области педагогической профилактики детского дорожно-транспортного травматизма. ( Примечание: составить график проведения семинаров)

Социально-педагогические основы профилактики детского дорожно-транспортного травматизма

В Государственном докладе о состоянии безопасности дорожного движения в Российской Федерации указывается, что «основной причиной аварийности по-прежнему является низкая дисциплина водителей и пешеходов, выражающаяся в их сознательном пренебрежении Правилами дорожного движения».

Основными причинами ДТП по неосторожности детей чаще всего становятся: нарушение правил перехода проезжей части (61,9%); неподчинение сигналам светофора (11,8%); неожиданный выход из-за транспортного средства, деревьев (15,3%); игра на проезжей части (4,2%); неумелое управление велосипедом (3,0%). В течении года наиболее опасными с точки зрения риска ДТП являются апрель-май, а также конец августа и сентябрь. Из дней недели наиболее часто ДТП с участием детей происходят в понедельник, меньше всего в четверг. Наиболее аварийное время суток – это утренние часы с 8 до 9, когда дети идут в школу, а также с 15 до 20 часов. При этом с 17 до 18 часов происходит наибольшее число аварий, что объясняется увеличением потока транспорта, когда взрослые возвращаются с работы домой. Основной категорией детей, пострадавших в ДТП являются школьники, из них мальчиков гибнет больше.

Предрасположенность детей к несчастным случаям на дороге обусловлена особенностями психофизиологического развития, такими как:

  • неустойчивость и быстрое истощение нервной системы;
  • неспособность адекватно оценивать обстановку;
  • быстрое образование и исчезновение условных рефлексов;
  • преобладание процессов возбуждения над процессами торможения;
  • преобладание потребности в движении над осторожностью;
  • стремление подражать взрослым;
  • недостаток знаний об источниках опасности;
  • отсутствие способности отделять главное от второстепенного;
  • переоценка своих возможностей в реальной ситуации;
  • неадекватная реакция на сильные резкие раздражители и др.

Почти две трети из общего числа пострадавших на дороге детей попадает под машину из-за отсутствия главного транспортного навыка: предвидения скрытой опасности.

Эффективность и. соответственно, направления профилактических мероприятий тесно связаны с возрастными особенностями детей.

В дошкольном возрасте отношения и ценности формируются прежде всего через пример, оценочные суждения взрослых, через поощрение желательного поведения детей. Воспитателям детских дошкольных учреждений необходимо особенно подчеркивать ценность человека, соблюдающего правила. Эти же идеи необходимо доводить через пропагандистские материалы до сведения родителей. Бесплатные памятки, буклеты, должны быть доступны для родителей и находиться, в том числе, в детских поликлиниках, детских отделах магазинов.

Основой профилактической работы с детьми младшего и среднего школьного возраста является формирование знаний о Правилах дорожного движения и навыков их применения.

В рабочих материалах по профилактике ДДТТ подготовленных сотрудниками ГИБДД приводятся следующие данные об особенностях детского восприятия и действий в экстремальных ситуациях: «Часто дети с большим трудом могут дать правильную оценку увиденной дорожно-транспортной ситуации и не способны принимать решения, соизмерять скорость движения автомобиля с тем расстоянием, на котором автомобиль находиться от них. Они еще не способны предугадывать все возможные варианты поведения водителя. Больше того, в экстремальной ситуации, и вообще в случаях, когда ребенок поставлен перед срочным выбором: как поступить, он легко впадает в состояние безысходности, незащищенности, он просто теряется. Чем труднее ситуация для ребенка, и чем большую сообразительность и скорость в принятии решения ему надо проявить, тем сильнее развивается торможение в центральной нервной системе ребенка. И, таким образом, возникает замкнутый круг: чем опаснее ситуация, тем ребенок медленнее и неправильнее принимает решение».

Вместе с тем оценка детьми собственного безопасного поведения существенно различается в зависимости от возраста. Чем младше школьники, тем чаще они завышают оценку собственной дисциплинированности на дорогах, стараясь произвести хорошее впечатление на педагога. Авторитет учителя в начальной школе может быть выше авторитета родителей. Помимо формирования знаний о Правилах дорожного движения, педагогу, с первых дней обучения детей в школе необходимо обсудить с детьми безопасный маршрут движения в школу и из школы, опасные участки в микрорайоне, поведение во дворах, дорогах между домами, где ездят автомашины.

Среди подростков лишь 70% выражают уважение к соблюдению правил безопасного поведения на дорогах. Наряду с правопослушными, часто встречаются демонстративные или агрессивные высказывания. Соответственно, дети подросткового возраста часто становятся участниками и виновниками ДТП по причине проявления поведенческих рисков. Первый тип рисков связан с подражательным поведением. В этом случае подросток действует исходя из следующего понимания: так делать опасно, но другие так делают и ничего не происходит! Наиболее действенными мерами профилактики данной модели поведенческих рисков является демонстрация негативных последствий такого типа поведения.

Вторая модель проявления поведенческих рисков заключается в самоутверждении подростков в коллективе, что связано с переоценкой собственных возможностей, стремлении доказать свою смелость, перебежав на глазах у сверстников дорогу перед идущим транспортом или проехать, зацепившись за бампер транспортного средства.

Для профилактики этого типа рисков большое значение имеет формирование у подростков знаний о динамике движения транспортных средств, умения правильно соизмерять свои физические возможности и, самое главное, формировать стремление к самоутверждению в общественно значимых видах деятельности.

Направления педагогической профилактики детского дорожно-транспортного травматизма

Разработку комплекса профилактических мероприятий по безопасности дорожного движения для детей целесообразно проводить по пяти направлениям:

  • Информационное – обучение детей Правилам дорожного движения, формирование комплекса знаний по безопасному поведению на улицах и дорогах.
  • Развивающее – формирование практических умений и навыков безопасного поведения, представлений о том, что дорога несет потенциальную опасность и ребенок должен быть дисциплинированным и сосредоточенным.
  • Воспитательное – формирование мотивации ответственного и сознательного поведения на улицах и дорогах, формирование общих регуляторов социального поведения, позволяющих ребенку дорожить собственной жизнью и жизнью других людей, смотреть в будущее с оптимизмом, стремиться к самоутверждению в социально-значимой сфере.
  • Методическое – методическое обеспечение деятельности субъектов профилактики ДДТТ.
  • Контрольное – система контрольных мероприятий по оценке эффективности внедрения программы профилактики ДДТТ.

Комплекс мероприятий по профилактике ДДТТ

 
Мероприятия

Разработка и организация выпуска учебных и методических пособий для проведения занятий по изучению ПДД
20010-2012


Разработка рекомендаций по оформлению кабинетов по ПДД и организация выпуска наглядных пособий
2010-2012

Организация оформления кабинетов по ПДД
2010-20012

 
Разработка и организация выпуска методических и раздаточных материалов для проведения тестирования по ПДД
2010-2011
 
Создание информационных рубрик на радио.
 
 
Организация выпуска и распространения информационных материалов (буклетов, листовок, плакатов) в подъездах жилых домов, на остановочных пунктах, поликлиниках, в местах с массовым пребыванием детей
2010-2012


Комплектование библиотек литературой по ПДД
2010-2012

Проведение викторин и конкурсов на лучшее знание ПДД
2010-2012

Развивающее направление.
 

Организация экскурсий по микрорайонам с целью ознакомления с конкретной дорожно-транспортной ситуацией и отработки соответствующих навыков безопасного поведения
2006-2012

Воспитательное направление.
 
Мероприятия
Привлечение детей к проведению профилактической работы по предупреждению дорожно-транспортного травматизма среди сверстников
2010-2012 
Проведение акций, смотров, фестивалей, выставок, массовых мероприятий во время школьных каникул
2010-2012 
Организация посещения детьми театрализованных представлений по тематике дорожной безопасности
2010-2012
Проведение родительских собраний совместно с детьми
2010-2012

Проведение специальных смен в оздоровительных лагерях
2010-2012

Методическое направление.
 
Мероприятия

Организация и проведение семинаров по вопросам профилактики ДДТТ с участием руководителей образовательных учреждений, представителей администрации округа и сотрудников ГИБДД
2010-2012 
Обобщение опыта работы школ по изучению правил безопасного поведения на улицах и дорогах, по разработке примерных планов общешкольных мероприятий по профилактике ДДТТ на предстоящий учебный год
2010-2012

Проведение педагогических советов школ и других образовательных учреждений по данной тематике, проведение занятий с классным руководителями
2010-2012

Проведение социологического исследования и доведение его результатов до руководящего и педагогического состава образовательных учреждений
2010-2012

Контрольное направление.
 
Мероприятия

Разработка и внедрение стандартов по оценке эффективности профилактической работы
2010-2012
Проведение тестирования по оценке динамики формирования знаний и умений учащихся по теме ПДД
2006-2012
 

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!