ГлавнаяНОУ «Познание»Сборник лучших исследовательских работСборник лучших исследовательских работ за 2015-2016 годСвойства искусственного волокна, полученного в школьной лаборатории

Свойства искусственного волокна, полученного в школьной лаборатории

-

АННОТАЦИЯ

Бондаренко Анна Вадимовна

пгт. Курагино, МБОУ Курагинская СОШ №1 имени ГСС Петряева А. А., 10 класс

«Свойства искусственного волокна, полученного в школьной лаборатории»

Руководитель: Вольхина Елена Юрьевна, учитель химии МБОУ Курагинская СОШ №1 имени ГСС Петряева А.А.

Цель работы: получение искусственных волокон в школьной лаборатории и изучение физических свойств полученных волокон. Химические волокна представляют огромный интерес для изучения. В работах [1,2,9 ] представлены способы получения и свойства искусственных волокон, полученных промышленным способом. Данная работа выполнена с использованием хлопковой целлюлозы и реактива Швейцера в условиях школьной лаборатории. При сравнении результатов свойств волокон, полученных в лаборатории с промышленными образцами, отмечаются некоторые особенности физических свойств. Даны рекомендации по применению результатов исследования в практической части на уроках химии.

 

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время все больше и больше находят свое применение разные виды волокон. Это натуральные и химические. Химические волокна в свою очередь делятся еще на несколько видов. К сожалению, в школьном курсе химии нет практических работ, связанных с получением разных волокон, а только изучают свойства готовых волокон. Но ведь научное познание складывается не только из теоретических, но и эмпирических методов. Проводя эксперимент, учащийся сможет увидеть, потрогать, ощутить. Эти знания, полученные на практических занятиях, надолго ему запомнятся и будут белее прочными.

В научной литературе отмечается, что состав искусственных волокон не так уж и сложен, а значит, их можно получить в школьной лаборатории. В данной работе проводится получение и исследование таких волокон..

Гипотеза: свойства искусственных волокон, полученных в школьной лаборатории, не будут отличаться от свойств волокон, полученных в промышленности.

Цель работы:

  • получение искусственного волокна в школьной лаборатории.
  • изучение физических свойств полученного волокна.

Для достижения целей необходимо решить следующие основные задачи:

  • проанализировать различные методы получения искусственных волокон на основании литературных источников;
  • сравнить процесс получения волокон в школьной лаборатории и в промышленности;
  • получить волокна в лаборатории;
  • определить физические характеристики волокон;
  • сделать сравнительный анализ физических свойств полученных волокон с промышленными образцами.

Для решения задач мы использовали следующие методы: анализ научной литературы, метод получения искусственного волокна с помощью реактива Швейцера, сопоставление, сравнительный анализ результатов эксперимента и обобщение результатов работы.

Объект исследования – полученное волокно. Предмет исследования – физические свойства волокон.

 

ОСНОВНЫЕ СВЕДЕНИЯ О ИСКУССТВЕННЫХ ВОЛОКНАХ

С древних времен и до конца XIX века единственным сырьем для производства текстильных материалов служили натуральные волокна растительного или животного происхождения. В химии на рубеже XIX и XX вв. создали необходимые условия для получения и промышленного производства химических волокон. Химические волокна делят на две группы: искусственные и синтетические.

Искусственные волокна — это химические волокна, получаемые из природных полимеров, главным образом целлюлозы [4]. Искусственные волокна классифицируются на следующие группы:

Гидратцеллюлозные (вискозные, лиоцелл, медно – аммиачные волокна)

Ацетилцеллюлозные (ацетатные и триацетатные волокна)

Белковые (казеин, зеин)

Среди различных видов искусственного волокна, которые изготовляются из целлюлозы, медно - аммиачное волокно занимает особое место. Этот вид волокна был получен химиками раньше других.

 

МЕТОДЫ ПОЛУЧЕНИЯ ИСКУССТВЕННЫХ ВОЛОКОН В ПРОМЫШЛЕННОСТИ

Медно-аммиачные волокна в промышленной лаборатории получают следующим образом [6, 7]:

Смешивание целлюлозы с основной солью меди или с гидроксидом меди в присутствии концентрированного раствора аммиака. Фильтрация. Формование и продавливание через фильеры с отверстиями. Получение нити способом формования. Обрабатывание нити в ванне с разбавленной серной кислотой (2-3%-ной), которая разрушает продукт взаимодействия целлюлозы с реактивом Швейцера. Получение гидратцеллюлозных нитей.

Процесс получения медно-аммиачного волокна является в гидратцеллюлозной настоящее время единственным практически приемлемым методом получения нити.

 

ХИМИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ

Для производства медно-аммиачных волокон необходим гидроксид тетрамминмеди(II)
[Сu(NH3)4](OH)2. Этот реактив назван в честь Эдуарда Швейцера [8]. Его получают из CuSO4,

Na OH, NH3. Cu(OH)2 + 4NH3 = [Cu(NH3)4](OH)2 . Процесс производства основан на способности целлюлозы образовывать комплексные соединения с этим реактивом. Прядильный раствор, который получается с этим реактивом, пропускают через фильеры в ванну с разбавленной серной кислотой. Образуются тонкие «шелковые» нити медно-аммиачного волокна — чистой регенерированной целлюлозы, не содержащей ни меди, ни азота: реактив Швейцера в серной кислоте разрушается: [Cu(NH3)4](OH)2 + 3H2S04 = CuS04 + 2(NH4)2S04 + 2Н20 и выделяет растворенную в нем целлюлозу. В растворе остаются сульфат меди CuS04 и сульфат аммония (NH4)2S04.

Преимуществом такого метода является то, что нити получаются очень хорошего качества, а недостатком то, что нужны очень дорогие реактивы. Медно-аммиачное волокно применяют и сейчас - в ковроткачестве, на трикотажных фабриках, но гораздо реже, чем раньше, потому что появились более прочные и дешевые волокна.

 

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ЧАСТЬ

МЕТОДИКА ПОЛУЧЕНИЯ МЕДНО-АММИАЧНОГО ВОЛОКНА

Оборудование: стакан, шприц, пинцет, вата, мерная ложка, фильтровальная бумага, медный цилиндр, весы, стеклянная палочка, воронка, химический стакан. Реактивы: 25% раствор аммиака, серная кислота 10%, гидроксокарбонат меди (Сu ОН) 2CO3.

ПОЛУЧЕНИЕ МЕДНО-АММИАЧНОГО РАСТВОРА

Для получения медно-аммиачного комплекса необходим основной карбонат меди

(Сu ОН) 2CO3, берем навеску 5 грамм этого вещества и добавляем в стакан. Затем добавили 20 мл 25% раствора аммиака (нашатырного спирта) и тщательно перемешали. В итоге получили темно-синий медно-аммиачный раствор.

ПРИГОТОВЛЕНИЕ ПРЯДИЛЬНОГО РАСТВОРА

Для приготовления прядильного раствора самый главный компонент – это обычная аптечная вата. В стакане с медно-аммиачным растворомрастворили маленькие кусочки аптечной ваты. Для полного растворения и получения вязкого раствора необходимо 25 минут. Раствор стал густым, как сироп..

ПОЛУЧЕНИЕ МЕДНО-АММИАЧНОГО ВОЛОКНА

Для получения волокна вместо фильер, которые используются в промышленности, мы использовали простой шприц. В качестве ванны взяли стакан с 10% серной кислотой. Затем в шприц набрали прядильный раствор, опустили в стакан с серной кислотой и аккуратно начали надавливать на поршень. В стакане стали образовываться нити синего цвета. Для их выделения мы захватывали пинцетом нити, протягивали через разбавленную серную кислоту, где они обесцветились, и наматывали на катушки.

Обесцвеченные нити опустили в стакан с дистиллированной водой для промывания. Затем высушили. Весь процесс получения волокон занимает 40 минут. (Приложение №1)

ИЗУЧЕНИЕ СВОЙСТВ МЕДНО-АММИАЧНОГО ВОЛОКНА

При оценке свойств медно-аммиачного волокна исследовали:

1. механические свойства (прочность, блеск);

2. поведение волокна при поднесении к пламени;

2. растворение в органических (тетрахлорметан, ацетон) и неорганических (конценрированные серная, азотная кислоты, щелочи) веществах.

Результаты исследования приведены в таблице (Приложение №2)

Медно-аммиачное волокно имеют следующие свойства: на ощупь волокно мягкое, не имеет запаха, горюче, в органических веществах не растворяются, в неорганических растворяется, при высыхании волокно становится бесцветным. Свойства волокон, полученных разными способами, не имеют принципиальных различий.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Изучив промышленные и лабораторные способы, я сделала следующий вывод: методы не имеют принципиальных различий, имеют ряд достоинств – простота, доступность исходных веществ. Однако, главным недостатком, является то, что в процессе проведения эксперимента выделяется большое количество аммиака, поэтому необходим вытяжной шкаф.Сравнительный анализ физических свойств полученного волокна и промышленного образца доказал, что моя гипотеза оказалась верной, волокна действительно были похожи на промышленные образцы. Результаты исследования можно рекомендовать в виде практической работы на уроках химии в 10-11 классах, в теме «Углеводы» и «Волокна».

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.Технология медноаммиачного волокна. / Под ред. Доктора техн. Наук,проф. А.Б. Пашкевер. Москва, 1941.

2. Роговин, З. А. Основы химии и технологии производства химических волокон. - М.: - 1954. - С. 82, 185, 199, 567.

3. Зыков, Д. Д., Деревицкая, В. А., Тростянская , Е. Б., Чека Лин, М. А., Юкельсон, И. И., Яшунская, Ф. О. Общая химическая технология органических веществ /[Текст]// Издание второе, Переработанное, Издательство «Химия», М.: - 1966. - С. 460

4.Усольцева, В.А. Технология производства химических волокон

[Текст]: учебное пособие /В.А. Усольцева, Т.С. Семенова.– Иваново: ИвТИ, 1978.

5.http://www.ask4style.ru/materials/artificial-fibre.html

6.http://www.otkani.ru/silk/silkcloth/15.html

7.https://ru.wikipedia.org/wiki/Вискозное_волокно

8. http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/143207

9. http://www.findpatent.ru/patent/244/2443631.html

10. http://www.ktovdome.ru/57/371/106/11160.html

ПРИЛОЖЕНИЕ № 1

Приготовление прядильного раствора

Получение волокна

ПРИЛОЖЕНИЕ №2

Свойства

Медно-аммиачное волокно, полученное в лаборатории

Промышленное волокно

Характер горения

Загорается легко, образуется серый пепел, запах жженой бумаги

горит быстро с пламенем,

запах жженой бумаги

Ацетон

Не растворяется

Не растворяется

Тетрахлорметан СCl4

Не растворяется

Не растворяется

NaOH

Растворяется без нагревания

Растворяется без нагревания

H2SO4 конц.

Растворяется без нагревания

Растворяется без нагревания

HNO3 конц.

Растворяется без нагревания

Растворяется без нагревания

Запах, на ощупь, цвет

Не имеет запаха, мягкое, бесцветное

Без запаха, плотное, шелковистое, окрашено

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!