ВВЕДЕНИЕ
Наши учителя часто говорят, что речь учащихся очень засорена. И мне захотелось узнать об этой проблеме подробнее. Интересно будет понаблюдать за одноклассниками, друзьями, родственниками и учителями, что делает нашу речь грязной, только ли у детей есть сложность с красноречием?
Проблема исследования: какие слова-паразиты присутствуют в нашей речи?
Актуальность: в древности люди соревновались в ораторском искусстве, но в наше время наша речь очень изменилась. В ней появилось много примитивных слов, которые совсем не красят человека.
Гипотеза: я предполагаю, что самым распространенным будет слово-паразит «короче».
Цель исследования: установить, какие слова-паразиты засоряют речь детей.
Задачи:
-
Уточнить определение понятия слова-паразиты.
-
Выяснить причины применения слов-паразитов.
-
Провести наблюдения за речью окружающих.
-
Описать полученные результаты.
Методы исследования: анализ, обобщение, систематизация, наблюдение, описание.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ
Я изучила много информации по теме моего исследования. В электронной библиотеке «Культура речи» я нашла определение: «Слова-паразиты» (также заполнители пауз) — лингвистическое явление, выраженное в употреблении лишних и бессмысленных в данном контексте слов вроде «типа», «как бы», «это самое», «короче», «на самом деле», «собственно», «ну..», «так сказать», «вот», «как сказать», «в общем-то», «а именно», «на этом», «действительно» и многие другие [1].
Слова-паразиты ещё называют «вставными элементами» или «речевыми штампами», они не несут никакую мысль или смысл в высказывания человека.
ПРИЧИНЫ ПРИМЕНЕНИЯ СЛОВ-ПАРАЗИТОВ
Учёные считают, что так называемые слова-паразиты употребляются человеком, когда ему не хватает обычных слов. Но многие сомневаются, действительно ли эти слова лишние в языке? Или, может быть, языку они нужны, а мы просто не всегда умеем ими пользоваться?
По словам доктора филологических наук профессора Ставропольского госуниверситета Клары Штайн, слова-паразиты известны давно. "Как правило, они служат для заполнения пауз в речи. Достаточно вспомнить словечки "ну", "так сказать". Новомодная частица "как бы" пошла в регионы из Москвы."
Она считает, что слова - паразиты — это удобная лазейка, которая даёт человеку возможность быть неточным, некомпетентным, неискренним, но при этом "не расстрелянным". "Особенно огорчительно, что эти уклончивые штампы все чаще встречаются в письменной речи. Мы забываем постулат: язык - дом бытия, а дом должен быть чист", - утверждает Клара Штайн [2].
Наша обычная речь называется спонтанной, то есть неподготовленной. Мы одновременно говорим, думаем и не всегда успеваем сформулировать свою мысль. Нам приходится останавливаться, чтобы подумать или подыскать подходящее слово. Конечно, мы можем замолчать и держать паузу до тех пор, пока не придумаем красивую фразу. «Но тогда собеседник засомневается: то ли вы все еще формулируете, то ли уже заснули или отвлеклись», - шутливо замечает кандидат филологических наук Ирина Борисовна Ливонтина. В таких случаях на помощь приходят всевозможные э-э-э, ну, это и так далее. Они являются своего рода сигналами: я здесь, я на связи, сейчас уже скажу, ждите ответа. Кроме того, в режиме цейтнота не всегда удается найти самое подходящее слово.
Многие слова-паразиты: вроде, типа, как бы и так далее – выполняют именно такую функцию: слово, может, и не совсем подходящее, но другое что-то пока в голову не приходит.
Часто собеседники понимают друг друга гораздо лучше, если они пытаются точнее выразиться и подыскать слово. И.Б.Левонтина рассказывает: «Бывает, объясняешь что-то, что объяснял уже тысячу раз, и точно знаешь, что надо сказать и какими словами. Но если просто отбарабанить готовый текст, никто ничего не усвоит. Гораздо лучше, если слегка имитировать спонтанность: остановиться, призадуматься, поискать слово; ученик тогда будет думать вместе с вами».
Ещё есть такие случаи: обычно по радио произносят сразу готовую речь, но иногда речь не готовят и произносят «на ходу». Некоторым может показаться неприемлемым, но зато другим диктора слушать приятно. А знаете почему? Потому, что есть такое ощущение, что диктор разговаривает именно с тобой, и не с кем иным.
В электронном журнале «ПостНаук» [3] я познакомилась с мнением лингвиста Веры Подлесской и сравнила с выводами К. Штайн, И. Левонтиной и пришла к выводу, что между ними нет противоречий. Она пишет: «Говорящий может быть более умелым или менее умелым, но и самые красноречивые далеко не всегда справляются со всем комплексом необходимых для говорения операций. Чтобы помочь говорящему преодолеть эти трудности … в языке имеются специальные средства». Она считает, что слова-паразиты или речевые штампы нужны и помогают человеку в разных случаях:
-
позволяют говорящему выиграть время, если он не может сразу подобрать нужное выражение;
-
некоторые слова такого рода могут даже подсказать слушающему, о чём хочет говорящий сказать;
-
снять с себя ответственность за точность высказывания: это, например, многократно заклеймённые «типа» и «как бы»;
-
перейти в речи от одной мысли к другой. Например, слово «вот» часто показывает, что рассказ закончен. А слово «ну», наоборот, начинает новое сообщение.
В. Подлесская утвержает: «Другое дело, что неумелые говорящие часто злоупотребляют этими словами». В этом случае слова-паразиты применяются из-за бедности речи и делают высказывания ещё больше некрасивыми.
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
С сентября я наблюдала за речью детей, и это было очень интересно. Я заметила, что все дети, с которыми я общаюсь часто употребляют и даже злоупотребляют словами-паразитами.
Самые распространенные слова-паразиты можно разделить на
- отдельные короткие слова: типа, короче, вот, ваще, ну, вот, во-о-от, так, блин, да, это, значит, жесть, ужас, кошмар, афигеть, просто, нет, не-е, пакамись, прям, по-любому, капец, пипец;
- словосочетания: типа того, так сказать, как бы, вот так, ну блин, вот блин, ну значит, вот значит, значит так, в общем, как бы, это самое, ну это;
- предложения: Знаешь? Знаете? Ты, это… Как бы это сказать? Это и коню понятно. Как его? Ну как его? А нафига! Да нафига! Ну, нафига! По ходу дела. Так сказать. Ну там.
- Многие слова я написала так, как их произносят дети, а не по правилам русского языка.
- Свои наблюдения я постараюсь распределить по классификации лингвиста Веры Подлесской.
-
Когда мои одноклассники отвечают на уроках, не могут сразу подобрать нужное выражение или просто не знают, что говорить, то стараются выиграть время и применяют такие речевые штампы: значит, ну, во-о-от, это, Как бы это сказать? Как его? Ну как его? Ну там.
-
В разговоре часто употребляются такие слова: ну это, значит, ну это, это самое, Знаешь? Знаете? - они могут подсказать слушающему, о чём хочет говорящий сказать.
-
Когда дети в чем-то не уверены, то снимают с себя ответственность за точность высказывания, применяют «вставные элементы»: типа, как бы, просто, нет, ну нет, не-е, прям, типа того, так сказать, как бы, в общем, как бы, Так сказать.
-
Чтобы перейти в речи от одной мысли к другой или начать новое сообщение, говорят: вот, так, да, по-любому, вот так, значит так, ну значит, вот значит.
-
Но есть много слов, которые засоряют речь и являются настоящими паразитами: типа, короче, ваще, блин, ну блин, вот блин, жесть, ужас, кошмар, афигеть, пакамись, Ты, это… Это и коню понятно. А нафига! Да нафига! Ну, нафига! По ходу дела.
После долгих наблюдений я пришла ко мнению, что словом-паразитом может стать любое слово или выражение, которое часто повторяется и употребляется не по назначению.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Я занималась интересным исследованием, изучила много информации, узнала немало нового.
Сначала было уточнено определение понятия слова-паразиты, которые еще называют «вставными элементами» или «речевыми штампами» - это слова, которые не несут никакую мысль или смысл в высказывания человека.
Выясняя причины применения слов-паразитов, узнала, что учёные считают, что так называемые слова-паразиты употребляются человеком, когда ему не хватает обычных слов. Но есть и другие мнения, например, Клара Штайн, Вера Подлесская, Ирина Ливонтина утверждают необходимость многих слов-паразитов.
После долгих наблюдений за речью окружающих были записаны слова-паразиты, которые чаще всего употребляются детьми.
Цель исследования достигнута, мы установили, какие слова-паразиты засоряют речь детей.
Моя гипотеза, что самым распространенным будет слово-паразит «короче», не совсем подтвердилась. С одной стороны, это слово очень часто повторяется, но с другой, так же часто применяются слова: ну, вот, ваще, значит, по-любому и выделить одно невозможно.
Я надеюсь, что моё исследование поможет детям обратить внимание на свою речь и меньше употреблять слова-паразиты, которые засоряют их речь.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ