ПРАВОПИСАНИЕ Ь МЕЖДУ СОГЛАСНЫМИ
(«Всегда ли нужно обозначать мягкость согласного
звука перед согласным?»)
Урок 9. ЗНАКОМСТВО СО СЛУЧАЯМИ НАПИСАНИЯ Ь И ЕГО ОТСУТСТВИЕМ В СОЧЕТАНИЯХ ЧК, ЧН, ЧТ, ЩИ
Цели: помочь учащимся осознать проблему написания ь как показателя мягкости; учить решению этой проблемы.
Оборудование: карточки с сочетаниями чк, чн, чт, щн.
Ход урока
- В каких словах мягкость согласных никак не обозначена (Записать слова на доске: костяника, брусничка.)
- Проверьте, отмечены ли в словах известные «опасные места».
- Перед какими звуками стоят эти мягкие согласные? (Перед согласными.)
- Вам предстоит ответить на вопрос: всегда ли так бывает, что мягкость согласного перед другими согласным никак не обозначается? Послушайте словесную картинку, представьте ее.
Увидел медвежонок пень и прямо к нему. Сунул нос в щель. Пень как пень. И потрусил мишка дальше. (По Н. Сладкову.)
- Послушайте еще раз, найдите и выпишите слово, в котором мягкий звук стоит перед согласным. (Выписывают слово дальше в тетрадь и на доску.)
- Назовите мягкий согласный звук.
- Как вы обозначили его мягкость при письме?
- А можно ли обойтись без мягкого знака? Попробуйте прочитать так, как было бы без него.
Вывод: ь нужен, без него «сломается» слово.
- Сравните слова: что общего? (В каждом есть мягкие согласные звуки, стоящие перед согласными.)
- Чем отличаются? (В одних словах ь написан, а в других нет.)
- Почему так бывает, вам предстоит открыть одну из тайн русского языка.
II. Наблюдение за работой мягкого знака (ь).
Задание 39 перенести на доску.
- Читайте слова и слушайте себя. (Чтение с акцентом на мягкие согласные звуки перед согласными.)
ступе[н'к]а | де[н'г']и |
мы[л'н]ый | да[л'н']ий |
пи[с'м]о | ле[с'н']ик |
во[з'м]у | гво[з'д']ик |
- Чем схожи все слова?
- Найди у каждого указанного мягкого согласного звука его соседа справа. Чем различаются эти соседи в разных столбиках?
- Покажи свои выводы над столбиками. (В левом столбике после мягкого согласного звука стоит твердый согласный, а в правом столбике после мягкого согласного звука стоит мягкий согласный.)
- Прочитайте те же слова, записанные буквами. Чем столбики слов отличаются друг от друга?
- Выбери для каждого столбика схему-заголовок и сделай запись на оставленной строке.
= - (Сочетание мягкого = - (Сочетание двух
согласного с твердым.) мягких согласных.)
ступе[н'к]а де[н'г']и
мы[л'н]ый да[л'н']ий
пи[с'м]о ле[с'н']ик
во[з'м]у гво[з'д']ик
- Какую тайну обозначения мягкости согласных звуков перед согласными вы открыли?
- Прочитайте сообщение на с. 16 тетради-задачника и впишите то, чего недостает. (Строчка после слова «кроме» пока не заполняется.)
III. Закрепление полученных знаний.
Выполнение заданий 40,41,42.
IV. Итог урока.
- Как вы ответите на вопрос: Всегда ли нужно обозначать мягкость согласного перед согласным?
Задание на дом: задание 43.