ГлавнаяМетодическая копилкаНачальная школаЗнакомство со случаями написания Ь и его отсутствием в сочетаниях ЧК, ЧН, ЧТ,ЩИ.

Знакомство со случаями написания Ь и его отсутствием в сочетаниях ЧК, ЧН, ЧТ,ЩИ.

-

ПРАВОПИСАНИЕ Ь МЕЖДУ СОГЛАСНЫМИ

(«Всегда ли нужно обозначать мягкость согласного

звука перед согласным?»)

Урок 9. ЗНАКОМСТВО СО СЛУЧАЯМИ НАПИСАНИЯ Ь И ЕГО ОТСУТСТВИЕМ В СОЧЕТАНИЯХ ЧК, ЧН, ЧТ, ЩИ

Цели: помочь учащимся осознать проблему написания ь как показателя мягкости; учить решению этой проблемы.

Оборудование: карточки с сочетаниями чк, чн, чт, щн.

Ход урока

I. Проверка домашнего задания. Постановка учебной задачи.

  • В каких словах мягкость согласных никак не обозначена (Записать слова на доске: костяника, брусничка.)
  • Проверьте, отмечены ли в словах известные «опасные места».
  • Перед какими звуками стоят эти мягкие согласные? (Перед согласными.)
  • Вам предстоит ответить на вопрос: всегда ли так бывает, что мягкость согласного перед другими согласным никак не обозначается? Послушайте словесную картинку, представьте ее.

Увидел медвежонок пень и прямо к нему. Сунул нос в щель. Пень как пень. И потрусил мишка дальше. (По Н. Сладкову.)

  • Послушайте еще раз, найдите и выпишите слово, в котором мягкий звук стоит перед согласным. (Выписывают слово дальше в тетрадь и на доску.)
  • Назовите мягкий согласный звук.
  • Как вы обозначили его мягкость при письме?
  • А можно ли обойтись без мягкого знака? Попробуйте прочитать так, как было бы без него.

Вывод: ь нужен, без него «сломается» слово.

  • Сравните слова: что общего? (В каждом есть мягкие согласные звуки, стоящие перед согласными.)
  • Чем отличаются? (В одних словах ь написан, а в других нет.)
  • Почему так бывает, вам предстоит открыть одну из тайн русского языка.

II. Наблюдение за работой мягкого знака (ь).

Задание 39 перенести на доску.

- Читайте слова и слушайте себя. (Чтение с акцентом на мягкие согласные звуки перед согласными.)

 ступе[н'к]а де[н'г']и
 мы[л'н]ый да[л'н']ий
 пи[с'м]о ле[с'н']ик
 во[з'м]у гво[з'д']ик

-   Чем схожи все слова?

-   Найди у каждого указанного мягкого согласного звука его соседа справа. Чем различаются эти соседи в разных столбиках?

-   Покажи свои выводы над столбиками. (В левом столбике после мягкого согласного звука стоит твердый согласный, а в правом столбике после мягкого согласного звука стоит мягкий согласный.)

-   Прочитайте те же слова, записанные буквами. Чем столбики слов отличаются друг от друга?

-   Выбери для каждого столбика схему-заголовок и сделай запись на оставленной строке.

= - (Сочетание мягкого                                          = - (Сочетание двух

согласного с твердым.)                                                          мягких согласных.)

ступе[н'к]а                                                                            де[н'г']и

мы[л'н]ый                                                                             да[л'н']ий

пи[с'м]о                                                                                 ле[с'н']ик

во[з'м]у                                                                                  гво[з'д']ик

-   Какую тайну обозначения мягкости согласных звуков перед согласными вы открыли?

-   Прочитайте сообщение на с. 16 тетради-задачника и впишите то, чего недостает. (Строчка после слова «кроме» пока не заполняется.)

III.  Закрепление полученных знаний.

Выполнение заданий 40,41,42.

IV. Итог урока.

- Как вы ответите на вопрос: Всегда ли нужно обозначать мягкость согласного перед согласным?

Задание на дом: задание 43.

Рейтинг: +1 Голосов: 1 5722 просмотра
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!