ГлавнаяМетодическая копилкаНачальная школаРоссия - страна лесов. Что дает лес человеку

Россия - страна лесов. Что дает лес человеку

-

 

Цели:

  • закрепить отличия тайги, смешанного и широколиственного лесов;
  • познакомить со значением леса в природе и для человека;
  • рассмотреть экологические проблемы в лесной полосе, возникающие по вине человека;
  • развивать умение анализировать, делать выводы;
  • воспитывать познавательный интерес к изучению природы.

Оборудование: карта «Природные зоны России»; фотографии и рисунки с изображением растительного и животного мира лесов; гербарий; схема»Значение лесов»

Ход урока:

I. Организационный момент.

 

II. Проверка домашнего задания.

1 Рабочая тетрадь № 1: задание №18.

 

III. Сообщение темы урока.

- Сегодня на уроке мы отправимся в путешествие. А куда – отгадайте:

Дом со всех сторон открыт,

Он резною крышей крыт.

Заходи в зеленый дом –

Чудеса увидишь в нем.

(Лес)

 

- На прошлом уроке мы уже изучали лес как природную зону. А сегодня будем изучать лес более детально, как бы рассматривая его под микроскопом. Так что же такое лес?

- Я хочу, чтобы вы познакомились с отрывком из рассказа Юрия Дмитриева о лесе.

Заранее подготовленный ученик читает текст.

Один художник решил нарисовать лес.

-Что такое лес? – размышлял он.-  Конечно, деревья!

Нарисовал березы, еле, сосны и осины, дубы и липы. Да какими похожими на настоящие они получились – вот-вот ветки закачаются . а в углу, как и положено, нарисовал старичка-лесовичка. Повесил картину, а через некоторое время увидел на ней сухие стволы.

Это не лес! послышался голос старичка-лесовечка из угла картины.- Без цветов, без трав-не лес!

Нарисовал художник траву и цветы, но лес опять засох.

- А насекомых нарисовал?- опять послышался голос лесовичка. Нарисовал художник насекомых, но они облепили все деревья.

-Нужны птицы, а еще – кусты и ягоды, - не унимался старичок лесовичок

Дорисовал и их художник, но лес все равно чахнет.

-Нарисуй жабу и ящерицу.

Согласился художник и еще дорисовал много разных зверей.

Было темно, и художник решил зажечь свет, но вдруг послышались треск сучьев и чье-то фырканье.

-Вот это лес!- сказал старичок – лесовичок и исчез. А может, и не исчез, а притаился за кустом или деревом. Ведь прячутся же в нем тысячи жителей. И все вместе они и есть лес.

- Что же такое Лес? (Лес- это целый мир)

-В нем обитает множество растений и животных, жизнь которых тесно взаимосвязана. Многое мы видим , но еще больше скрыто от наших глаз.

 

IV. Повторение и систематизация знаний о растительном мире лесной полосы

-В лесу много деревьев, вы все их знаете. Я предлагаю вам отгадать кроссворд «Растения леса» и указать, какой ярус занимает каждое растение.

Вопросы:

1.Клейкие почки, зеленые листочки.

С белой корой растут под горой.

(Береза)

 

2. С моего цветка берет

 пчелка самый вкусный мед.

(Липа)


3.Что за дерево стоит –

Ветра нет, а лист дрожит?

(Осина)


4.Летом с него снег-

Просто смех!

Снег по городу летает,

Почему же он не тает?

(Тополь)

 

5. Зимой и летом одним цветом.

(Ель)

 

6. У меня длинней иголки,

Чем у елки .

Очень прямо я расту в высоту.

(Сосна)


7. Есть у родственницы елки

Неколючие иголки,

Но в отличие от елки

Опадают те иголки.

(Лиственница)


8.В сенокосе –горька,

А в мороз –сладка.

Что за ягодка?

(Рябина)


9. Синенький звонок висит,

Никогда он не звонит

(Колокольчик)


10. На припеке пеньков

Много тонких стебельков.

Каждый тонкий стебелек

Держит алый огонек.

(Земляника)


11. Я в красной шапочке расту

Среди корней осиновых.

Меня увидишь за версту,

Зовусь я …. (подосиновик)


12. Беленькие горошки

На зеленой ножке.

(Ландыш)


-Какая фраза получилась? (Лесные растения)

- Какое слово в словах – отгадках лишнее ? (Подосиновик)

- Какую роль выполняют грибы в лесу?

V. Беседа «Что лес дает человеку».

Учитель читает стихотворение  С. Никулиной «Русский лес».

Нет ничего милее

Бродить и думать здесь,

Излечит, обогреет,

Накормит русский лес.


А будет жажда мучить –

То мне лесовичок

Средь зарослей колючих

Покажет родничок.


Нагнусь к нему напиться –

И видно все до дна.

Течет вода водица,

Вкусна и холодна.


Нас ждут в лесу рябинка,

Орехи и цветы.

Душистая малина

На кустиках густых.

Ищу грибов поляну

 

Я, не жалея ног,

А если я устану-

Присяду на пенек!


Лес  очень любит пеших,

Для них совсем он свой.

Здесь где-то бродит леший

С зеленой бородой.


Жизнь кажется иною,

И сердце не болит,

Когда над головою,

Как вечность, лес шумит.

 

- О каких отношениях говорится в этом стихотворении? (Отношениях между человеком и лесом.)

-Какую роль выполняет лес в жизни людей ?


Учащиеся читают статью «Что дает лес человеку» на с.136-138 учебника.

 - Какая беда может грозить лесу? Как люди заботятся о сохранении лесов?

 

VI. Работа в группах.

- Нарисуйте плакат, что нельзя делать, бывая в лесу?

 

VII. Итог урока.

 - Какое значение имеет лес для людей?

 - Какие растения и животные леса занесены в Красную книгу?

 

Домашнее задание: рабочая тетрадь  №1 (задания №22 , 24,с.52-53); учебник (с. 136-138); рисунки « Правила поведения в лесу».

Рейтинг: +1 Голосов: 1 5639 просмотров
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!