Цели:
- закрепить отличия тайги, смешанного и широколиственного лесов;
- познакомить со значением леса в природе и для человека;
- рассмотреть экологические проблемы в лесной полосе, возникающие по вине человека;
- развивать умение анализировать, делать выводы;
- воспитывать познавательный интерес к изучению природы.
Оборудование: карта «Природные зоны России»; фотографии и рисунки с изображением растительного и животного мира лесов; гербарий; схема»Значение лесов»
Ход урока:
II. Проверка домашнего задания.
1 Рабочая тетрадь № 1: задание №18.
III. Сообщение темы урока.
- Сегодня на уроке мы отправимся в путешествие. А куда – отгадайте:
Дом со всех сторон открыт,
Он резною крышей крыт.
Заходи в зеленый дом –
Чудеса увидишь в нем.
(Лес)
- На прошлом уроке мы уже изучали лес как природную зону. А сегодня будем изучать лес более детально, как бы рассматривая его под микроскопом. Так что же такое лес?
- Я хочу, чтобы вы познакомились с отрывком из рассказа Юрия Дмитриева о лесе.
Заранее подготовленный ученик читает текст.
Один художник решил нарисовать лес.
-Что такое лес? – размышлял он.- Конечно, деревья!
Нарисовал березы, еле, сосны и осины, дубы и липы. Да какими похожими на настоящие они получились – вот-вот ветки закачаются . а в углу, как и положено, нарисовал старичка-лесовичка. Повесил картину, а через некоторое время увидел на ней сухие стволы.
Это не лес! послышался голос старичка-лесовечка из угла картины.- Без цветов, без трав-не лес!
Нарисовал художник траву и цветы, но лес опять засох.
- А насекомых нарисовал?- опять послышался голос лесовичка. Нарисовал художник насекомых, но они облепили все деревья.
-Нужны птицы, а еще – кусты и ягоды, - не унимался старичок лесовичок
Дорисовал и их художник, но лес все равно чахнет.
-Нарисуй жабу и ящерицу.
Согласился художник и еще дорисовал много разных зверей.
Было темно, и художник решил зажечь свет, но вдруг послышались треск сучьев и чье-то фырканье.
-Вот это лес!- сказал старичок – лесовичок и исчез. А может, и не исчез, а притаился за кустом или деревом. Ведь прячутся же в нем тысячи жителей. И все вместе они и есть лес.
- Что же такое Лес? (Лес- это целый мир)
-В нем обитает множество растений и животных, жизнь которых тесно взаимосвязана. Многое мы видим , но еще больше скрыто от наших глаз.
IV. Повторение и систематизация знаний о растительном мире лесной полосы
-В лесу много деревьев, вы все их знаете. Я предлагаю вам отгадать кроссворд «Растения леса» и указать, какой ярус занимает каждое растение.
Вопросы:
1.Клейкие почки, зеленые листочки.
С белой корой растут под горой.
(Береза)
2. С моего цветка берет
пчелка самый вкусный мед.
(Липа)
Ветра нет, а лист дрожит?
(Осина)
Просто смех!
Снег по городу летает,
Почему же он не тает?
(Тополь)
5. Зимой и летом одним цветом.
(Ель)
Чем у елки .
Очень прямо я расту в высоту.
(Сосна)
Неколючие иголки,
Но в отличие от елки
Опадают те иголки.
(Лиственница)
А в мороз –сладка.
Что за ягодка?
(Рябина)
Никогда он не звонит
(Колокольчик)
Много тонких стебельков.
Каждый тонкий стебелек
Держит алый огонек.
(Земляника)
Среди корней осиновых.
Меня увидишь за версту,
Зовусь я …. (подосиновик)
На зеленой ножке.
(Ландыш)
- Какое слово в словах – отгадках лишнее ? (Подосиновик)
- Какую роль выполняют грибы в лесу?
V. Беседа «Что лес дает человеку».
Нет ничего милее
Бродить и думать здесь,
Излечит, обогреет,
Накормит русский лес.
То мне лесовичок
Средь зарослей колючих
Покажет родничок.
И видно все до дна.
Течет вода водица,
Вкусна и холодна.
Орехи и цветы.
Душистая малина
На кустиках густых.
Я, не жалея ног,
А если я устану-
Присяду на пенек!
Для них совсем он свой.
Здесь где-то бродит леший
С зеленой бородой.
И сердце не болит,
Когда над головою,
Как вечность, лес шумит.
- О каких отношениях говорится в этом стихотворении? (Отношениях между человеком и лесом.)
-Какую роль выполняет лес в жизни людей ?
- Какая беда может грозить лесу? Как люди заботятся о сохранении лесов?
VI. Работа в группах.
- Нарисуйте плакат, что нельзя делать, бывая в лесу?
VII. Итог урока.
- Какое значение имеет лес для людей?
- Какие растения и животные леса занесены в Красную книгу?
Домашнее задание: рабочая тетрадь №1 (задания №22 , 24,с.52-53); учебник (с. 136-138); рисунки « Правила поведения в лесу».