ГлавнаяМетодическая копилкаНачальная школаРефлексия и самооценка

Рефлексия и самооценка

-

Важным принципом обучения является принцип активности и сознательности. А это возможно только если учащийся осознает необходимость учения, цель своей деятельности. Положительный эффект достигается только при осознанности и понятности каждого действия для учащегося.

В условия современного урока обязательным условием является наличие такого важного этапа деятельности как рефлексии. Слово рефлексия происходит от латинского reflexio – обращение назад. Словарь иностранных слов определяет рефлексию как размышление о своем внутреннем состоянии, самопознание. Толковый словарь русского языка трактует рефлексию как самоанализ. В современной педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и её  результатов.

При анализе своего поведения во взаимоотношениях, анализе себя человек постепенно приходит к познанию своего "Я". Это, с свою очередь, помогает человеку разобраться в особенностях своего характера,  его положительных и отрицательных сторон. Это все является составляющей личностной рефлексии.   В отличии от интеллектуальной, личностная рефлексия основывается на оценке по собственным, зачастую довольно субъективным параметрам, которые могут иметь морально-нравственную, этическую, культурологическую природу. Отсюда следует, что процесс личностной рефлексии зависит от индивида и является одним из механизмов саморазвития личности.

Особенностью младшего школьного возраста является возникновение и развитие в данном возрасте своей позиции и своей точки зрения на все. Но при этом сохраняется влияние окружающих на самооценку младших школьников. В связи с этим, младше школьники больше концентрируют свое внимание на конкретных делах и поступках. И лишь в подростковом возрасте дети начинают разбираться в тонкостях и особенностях своего характера.  

Оценочные представления младших школьников достаточно ситуативны, и критерии их оценок довольно относительны.

В школьные годы дети способны не только запоминать информацию, но и размышлять о том, как они это делают.

Наряду с личностной рефлексией, интеллектуальная рефлексия играет немаловажную роль в развитии младших школьников. Через нее ребенок осмысливает свои действия, благодаря чему он осознаёт схемы и правила его деятельности. Основой интеллектуальной рефлексии являются мыслительные операции: анализ, синтез, построение умозаключений, обобщений, аналогий, сопоставлений, оценок, выводов.

Механизм порождения рефлексии определяется как процесс осознания оснований собственных действий и способности различения собственного знания и незнания.

На учебных занятиях имеют место быть 3 вида рефлексии:

рефлексия настроения и эмоционального состояния
рефлексия деятельности
рефлексия содержания учебного материала

Рефлексия может осуществляться на любом этапе урока. При этом цель рефлексии —  Цель рефлексии –выстроить свою смысловую цепочку, сравнить способы и методы, применяемые другими, со своими.

С целью установления эмоционального контакта с группой или всем классом проводиться первый вид рефлексии —  рефлексия настроения и эмоционального состояния Этот же вид можно применять в конце деятельности.  Для этого можно применять карточки с изображением лиц, цветовое изображение настроения, эмоционально-художественное оформление (картина, музыкальный фрагмент).

Рефлексия деятельности наиболее эффективен на этапе проверки домашнего задания или защите работ. Данный вид  дает  возможность осмысления способов и приемов работы с учебным материалом, поиска наиболее рациональных. Применение этого вида рефлексии в конце урока дает возможность оценить активность каждого на разных этапах урока, используя например прием «восхождение на пик знаний»,«лестницы успеха», «ёлочки».

Рефлексия содержания учебного материала используется для выявления уровня осознания содержания пройденного. Часто используется прием незаконченного предложения. Рефлексия достижения цели с использованием «дерева целей»,  оценки «приращения» знаний и достижения целей (высказывания Я не знал… — Теперь я знаю…)

В качестве подведения итогов урока моно воспользоваться упражнением «Плюс-минус-интересно». Оно может быть выполнено как устно, так и письменно.

П  
М  
И  

 В графу «П» — «плюс» записывается все, что понравилось на уроке, информация и формы работы,  которые вызвали положительные эмоции, либо по мнению ученика могут быть ему полезны для достижения каких-то целей.

 В графу «М «минус» записывается все, что не понравилось на уроке, показалось скучным, вызвало неприязнь, осталось непонятным, или информация, которая, по мнению ученика, оказалась для него не нужной, бесполезной с точки зрения решения жизненных ситуаций.

 В графу «И» — «интересно» учащиеся вписывают все любопытные факты, о которых узнали на уроке и что бы еще хотелось узнать по данной проблеме, вопросы к учителю.

Обычно в конце урока подводятся его итоги,  обсуждение того, что узнали, и того, как работали – т.е. каждый оценивает свой вклад в достижение поставленных в начале урока целей, свою активность, эффективность работы класса, увлекательность и полезность выбранных форм работы.  Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске.

сегодня я узнал…
было интересно…
было трудно…
я выполнял задания…
я понял, что…
теперь я могу…
я почувствовал, что…
я приобрел…
я научился…
у меня получилось …
я смог…
я попробую…
меня удивило…
урок дал мне для жизни…
мне захотелось…

Закончить урок желательно рефлексией настроения

Процесс рефлексии должен быть  многогранным. Оценка деятельности должна проводиться не только самой личностью, но и окружающими людьми. Таким образом, рефлексия на уроке – это совместная деятельность учащихся и учителя, позволяющая совершенствовать учебный процесс, ориентируясь на личность каждого ученика.

В начальной школе такое сотрудничество приводит к взаимопониманию между учениками и доверию к учителю, вызывает позитивное настроение на любом этапе урока, не оставляет равнодушными никого в классе. Ученики видят и чувствуют заинтересованность учителя в их успешности и с удовольствием идут в школу, зная, что их мнение нужно и важно!

Рейтинг: 0 Голосов: 0 2913 просмотров
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!