Грибы

-

 Урок окружающего мира
2 класс
Тема. Грибы.
Цели.
1.Уточнить и расширить знания детей о грибах.
2.Формировать представление единства природы и человека, а также знания об отрицательном влиянии человека на природу и её охране.
3.Расширять кругозор и словарный запас детей.
4.Привить интерес к предмету, используя информационные компьютерные технологии.
Оборудование. Презентация в программе Microsoft PowerPoint, обучающая программа «Естествознание» на диске
I.Основная часть урока. (Презентация.)
1. Организационный момент, постановка темы урока, выявление проблемы урока.
Загадка.
Под кочкой крошка.
Только шляпа да ножка. (Гриб.)

О чём будем говорить на уроке? Всё ли мы знаем о грибах?
2. Знакомство с планом урока.
На уроке мы узнаем, что такое грибы. Познакомимся со строением гриба. Вспомним, какие съедобные грибы вы знаете. Чем питаются грибы. Какие грибы смертельны для жизни. Познакомимся с грибом-паразитом. Узнаем о полезных грибах. Выполним задания по теме урока на компьютерах. Подведём итоги работы на уроке. Запишем домашнее задание.
3. Грибы – это… (Грибы – это не растения и не животные).
4. Части гриба. Сначала дети, используя свой жизненный опыт, рассказывают о строении гриба. Гриб состоит из плодового тела, грибницы и спор. После беседы с детьми использую рассказ (звук из файла «Грибы»).
5.Съедобные грибы. Какие съедобные грибы вы знаете? (Ответы детей).
6. Найди пару. Соединить стрелочками грибы и место их произрастания.
7. Питание гриба. Чем питаются грибы? (Ответы детей). Грибы питаются водой, разложившимися остатками растений, солями.
8. Ядовитые грибы. Дети внимательно прослушивают сведения об ядовитых грибах. Перечисляют все знакомые им ядовитые грибы. Учитель обращает особое внимание детей на внешний вид ядовитых грибов. Звук из файла «Ядовитые грибы»
9. Грибы-паразиты. Познакомить детей с трутовиком и чагой (берёзовым трутовиком).
10. Это тоже грибы. Беседа о полезных грибах: дрожжи, кефирные, чайные
грибы.
11. Правила грибника. Разработать вместе с детьми правила грибника.
Собирай грибы, которые хорошо знакомы.
Нельзя собирать грибы в городе и вдоль шоссейных дорог.
Не берите старые грибы.
Срезай грибы ножом. Не разрушай грибницу.
Мухоморы, поганки не сшибайте и не топчите.
II.После работы по теме урока проводится физминутка.

По тропинке леший шёл.
На поляне гриб нашёл.
(Ходьба на месте.)
Раз грибок, два грибок,
Вот и полный кузовок.
(Приседания.)
Леший охает: устал
От того, что приседал.
Леший сладко потянулся,
(Потягивания – руки вверх.)
Леший выполнил разминку
И уселся на тропинку.
(Дети садятся за парты.)
III.Практическая часть. (Работа за компьютерами.)
Дети выполняют задания,
1)Введите, пожалуйста, ваше имя.
Дети вводят своё имя, нажимают кнопку «Дальше».
2)Выберите тему «Грибы шляпочные». Нажмите кнопку «Дальше».
3)Выполни вариант №17. «Дальше»
4)Покажи части гриба (Грибница, плодовое тело, споры.) Дети вводят нужные цифры. «Дальше»
5)Знаешь ли ты грибы? (Боровик, лисичка, бледная поганка, сыроежка, подосиновик.) Дети над изображениями грибов вводят соответствующую цифру. «Дальше»
6)Серёжа написал правила поведения в лесу. Согласен ли ты с ним? Поставь «+», если согласен, и «-» если нет. «Дальше»
7)Чем питается гриб? (Кислород, вода, углекислый газ, соли, бактерии, разложившиеся остатки растений.) Поставить «+», или «-». «Дальше»
8)Серёжа решил выкопать немного почвы с грибницей и посадить дома в ящике, чтобы грибы росли зимой. «Какие бы мне грибы лучше выращивать? – задумался Серёжа. Помоги Серёже: поставь «+» или «-» списке грибов. (Белый, лисичка, шампиньон, подосиновик, сыроежка.) «Дальше»
9)Вы закончили выполнение варианта.
Результаты:
Выполнили кадров: 4
Ошибок:
Подсказок:
Шпаргалок:
IV.Подведение итогов урока.
(Слайд 12)Как мы работали?
Дети отмечают на шкале уровни: настроение, интерес, активность.
V. Домашнее задание.
(Слайд 2)Домашнее задание. Учебник стр. 146 – 148, вопросы.

 

 

 

 

Изобразительное искусство

Русские народные и календарные праздники

4 класс


Цели
1. Прививать интерес к предмету через применение ИКТ и разных форм обучения.
Материал: презентация, предметы промыслов: хохлома, Городец, Полхов Майдан, и др.; репродукции: Кустодиев. Ярмарка; Юон. Масленица; Н. Рерих. Ярмарочные балаганы - декорации.

Ход урока

I. Организационный момент. (Слайд №1)
II. Знакомство с темой урока. (Слайд №2)
Какие вы знаете народные и календарные праздники?
Рождественский – зимний новогодний праздник.
Масленица – встреча весны, проводы зимы.
Троица – летний праздник.
Осенние ярмарки.
Все народные праздники связаны с природой, с древними традициями и обычаями, верованиями людей. Они сопровождались разными действиями: играми, песнями, танцами, песнями. Гуляния на праздниках красочные, символичные: катание на санях с гор, заклички, колядование, угощение сладостями.
Мы сегодня на уроке будем рассказывать о большом народном празднике – ярмарке.
-Что за праздник? Что случилось?
-Просто ярмарка открылась!
III. Беседа. (Слайд №2)
Ярмарка! Ярмарка!
Огневая, яркая,
Плясовая, жаркая!
Глянешь налево - лавки с товаром,
Глянешь направо - веселье даром!
Что же такое ярмарка? (слайды 6, 7, 8)
ЯРМАРКА (ярмонка) — это «большой торговый съезд и привоз товаров в срочное время года, годовой торг, длящийся неделями, большой сельский базар», — такое понятие о ярмарке дает В.И. Даль в своем знаменитом «Толковом словаре живого великорусского языка». Это значит, что купцы и прочие торговые люди в определенные дни года съезжались в известном им месте. Сюда они и привозили свои товары.
Здесь и происходила купля-продажа, то есть ЯРМАРКА, которая продолжалась не один день, а бывало, и целый месяц. Каждый хорошо знал, в каком месяце, в какие дни церковного календаря, в праздники каких православных святых отводилось время для ярмарок. Сроки крупнейших ярмарок определялись так, чтобы купцы по окончании одной ярмарки успевали перебраться на другую.
Так, например, летом в праздник Святой Троицы проводились большие Троицкие ярмарки. В августе бывала Ильинская ярмарка, в день Ильи-пророка. Осенью, в сентябре, — Семеновская ярмарка, в день Семена-летопроводца. В начале зимы, в декабре, был всем известный Никольский торг перед праздником Николы Зимнего. Эта ярмарка была важна тем, что устанавливала цены, которые держались всюду долгое время.
С течением времени ярмарок на русской земле становилось все больше и больше. Если в 1750-х годах в России было всего 627 ярмарок, то в 1790-х годах их уже насчитывалось 4044. В середине XIX века число ярмарок увеличивается до 6,5 тысячи, а в начале XX века — до 18,5 тысячи.
На ярмарке каждый торговал как и где только мог. Богатые, солидные купцы вели торговлю в каменных постройках и складах, специальных гостиных дворах и торговых рядах. Торговцы средней руки — в сараях и деревянных лавках и клетях, в балаганах и палатках, в ларьках и киосках. Те, кто победнее, — в шалашах, крытых лубком или рогожами, а то и прямо с возов и телег.
Что здесь только не выставлялось на продажу в те годы! Уральское железо и алтайская медь, зерно, икра и рыба, бобровые, куньи и лисьи меха, медвежьи шкуры, яловые кожи, холсты «разной доброты», шапки и тулупы, чулки, рукавицы и валенки, жестяные ларцы, расписные и кованые сундуки, телеги и оглобли, мочалы и конский волос.
Было здесь также множество иноземных товаров — чай и орехи, кофе и корица, драгоценные камни, ковры и циновки, кавказские и персидские шелка, китайские и турецкие ткани, индийские шали, восточные кинжалы и пистолеты, сабли, уздечки и попоны, модные товары и ювелирные изделия из Европы.
Понятно, что каждая ярмарка — это прежде всего место торговли и всяческих сделок, место для дела. «Куплей да продажей торг стоит», — подтверждает это народная пословица. Вместе с тем нужно помнить, что душа каждого человека всегда ждет и разрядки, отдыха и веселья. Об этом же говорят и в народе: «Мешай дело с бездельем, проводи время с весельем». Или — «Умей дело делать, умей и позабавиться».
Именно поэтому ярмарочная площадь становилась еще и местом проведения традиционного досуга — местом гуляний, разнообразных представлений, затей и увеселений.
«Хмельно, горласто, празднично, пестро, красно кругом!» — писал о ярмарке поэт Н.А. Некрасов. На ярмарочной площади было много такого, что поражало всякого, кто попадал сюда впервые. Ярмарки и гулянья занимали заметное место в жизни каждого русского человека. Такое запоминалось надолго. Поэтому, к примеру, на Нижегородскую ярмарку стремились попасть из разных концов России, чтобы «других поглядеть, себя показать».
Большинство качелей, каруселей, балаганов и прочих ярмарочных аттракционов и увеселений не обходилось без специальных зазывал, или закликал, которые выступали здесь в роли распорядителей и ведущих. Эти персонажи звались по-разному: балконный комик, балаганный, карусельный или масленичный дед. Это был прямой потомок скомороха — шутник и балагур с подковыркой, сметливый и находчивый, острый на язык, веселый малый. Для того чтобы привлечь публику в балаган или на карусель («для замана»), он усердно расхваливал представление, задирал публику и сыпал шутками и прибаутками (слайд 3)
Петрушка — главный герой народного кукольного театра, главный герой ярмарочных увеселений. Действительно, трудно представить без него русскую ярмарку. Такого же мнения был и писатель Ф.М. Достоевский, записав об увиденном, что «это было чуть ли не всего веселее на всем празднике» (слайд 4)
Петрушечник очень часто выступал в паре с «Музыкантом», у которого могли быть гармошка, скрипка, бубен или барабан. Но чаще всего «Музыкант» был шарманщиком. Шарманка — это музыкальный ящик, точнее, небольшой переносной орган. В нем звучащие трубки, мех и валики, приводимые в движение вращением ручки. Каждой музыкальной пьесе, которую играет шарманщик, соответствует отдельный валик. Носили шарманку на ремне, за спиной. Иногда возили на тележке, так как бывали шарманки весом до тридцати килограммов (слайд 5)

IV. Физминутка
Как у нашей у хохлатки
Нынче вывелись цыплятки,
А из одной скорлупочки
Матрёшка вышла в юбочке!
Шла по ягоды Матрёшка,
Да забыла взять лукошко…
А куда такую сласть
Мне теперь подружки, класть?
V. Практическая работа
Коллективное живописное панно.
Изобразите сценки русской осенней ярмарки. Выберите тему:
«Торг в игрушечном ряду», «Торг в сладком ряду», «Катание на карусели», «Игры ряженных»
Постройте композицию из нескольких фигур людей. Нарисуйте их в движении. Подумайте, в какие костюмы будут на них одеты. Выполните работу чистыми. Яркими красками.
VI. Эстетическая оценка работ
Рассмотрим работы, составим из них большое панно.
Удалось ли передать настроение праздника? Как оно выражено? Расскажите о том, что понравилось.
VII. Итог урока
Мы и пели, и плясали,
Мы на ярмарке бывали.
Расставаться нам пора,
Дома ждут уже дела…
А наступит час потехи-
Приходите без помехи!
Рейтинг: +1 Голосов: 1 4458 просмотров
Комментарии (2)
Кожуренко Л.В. # 20 апреля 2012 в 18:23 0
Светлана Анатольевна, очень богатый материал про ярмарки для 4-го класса. Этот материал Вы детям представляете сами или они каким-то образом находят его и представляют через презентацию?
Черкова С.А. # 26 апреля 2012 в 20:59 0
Уважаемая Лариса Владимировна!
Подготовка к данному уроку может идти в разных направлениях. Все зависит от творчества учителя и от задач, которые он преследует. На данном уроке весь материал я представляла сама. Моя главная задача была удивить детей. Это у меня хорошо, думаю, получилось, потому что результат, который дети выдали был на 5+. smile