ГлавнаяВоспитательная работаДокументация по воспитательной работеПрограмма гражданско-патриотического воспитания "Я рожден в России"

Программа гражданско-патриотического воспитания "Я рожден в России"

 

«Всякая благородная личность глубоко

осознает свое кровное родство, 

свои кровные связи с Отечеством».

В.Г. Белинский 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

 Введение

 

 Программа гражданско – патриотического воспитания «Я - гражданин России» разработана в соответствии с Концепцией патриотического воспитания граждан Российской Федерации и государственными программами «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2001-2005г», «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010г», Уставом МОУ ДОД « Центр юных техников», локальными правовыми актами. - Законом РФ « Об образовании»;Конвенцией о правах ребенка; Декларацией прав ребенка; Конституцией РФ; Программой развития МОУДОД « Центр юных техников».

 Программа определяет содержание, основные пути развития гражданско-патриотического воспитания в муниципальном образовательном учреждении дополнительного образования детей « Центр юных техников» и направлена на воспитание патриотизма и формирование гражданственности.

 Программа представляет собой определенную систему содержания, форм, методов и приемов педагогических воздействий.

 Программа гражданско-патриотического воспитания имеет большое значение для решения ряда воспитательных и социальных проблем. 

 

 Актуальность проблемы патриотического воспитания детей и молодежи

 Становление гражданского общества и правового государства в нашей стране во многом зависит от уровня гражданского образования и патриотического воспитания. Сегодня коренным образом меняются отношения гражданина России с государством и обществом. Он получил большие возможности реализовать себя как самостоятельную личность в различных областях жизни и в то же время возросла ответственность за свою судьбу и судьбу других людей. В этих условиях патриотизм становится важнейшей ценностью, интегрирующей не только социальный, но и духовно-нравственный, идеологический, культурно-исторический, военно-патриотический и другие аспекты.

 В условиях становления гражданского общества и правового государства необходимо осуществлять воспитание принципиально нового, демократического типа личности, способной к инновациям, к управлению собственной жизнью и деятельностью, делами общества, готовой рассчитывать на собственные силы, собственным трудом обеспечивать свою материальную независимость. В формирование такой гражданской личности, сочетающей в себе развитую нравственную, правовую и политическую культуру, ощутимый вклад должна внести современная школа. 

 Учреждение дополнительного образования детей, являясь сложным организмом, отражает характер, проблемы и противоречия общества и в значительной степени благодаря своему воспитательному потенциалу определяет ориентацию конкретной личности, отвечает за социализацию личности. Детский возраст является наиболее оптимальным для системы гражданско-патриотического воспитания, так как это период самоутверждения, активного развития социальных интересов и жизненных идеалов. 

 Но реализация гражданско-патриотического воспитания только с помощью знаниевого подхода невозможна. Новое время требует от учреждения дополнительного образования детей содержания, форм и методов гражданско-патриотического воспитания, адекватных современным социально-педагогическим реалиям. Появляется необходимость в деятельностном компоненте гражданско-патриотического воспитания. Только через активное вовлечение в социальную деятельность и сознательное участие в ней, через изменение климата учреждения, развитие самоуправления можно достигнуть успехов в этом направлении.

 Гражданско-патриотическое воспитание в современных условиях – это целенаправленный, нравственно обусловленный процесс подготовки подрастающего поколения к функционированию и взаимодействию в условиях демократического общества, к инициативному труду, участию в управлении социально ценными делами, к реализации прав и обязанностей, а также укрепления ответственности за свой политический, нравственный и правовой выбор, за максимальное развитие своих способностей в целях достижения жизненного успеха. Гражданско-патриотическое воспитание способствует становлению и развитию личности, обладающей качествами гражданина и патриота своей страны.

 

 Цель и задачи Программы

 Цель: создание условий для  формирования личности гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, взглядами, ориентациями, установками, мотивами деятельности и поведения. 

 Данная цель охватывает весь педагогический процесс, пронизывает все структуры, интегрируя учебные занятия и внеурочную жизнь обучающихся, разнообразные виды деятельности. Ее достижение становится возможным через решение следующих задач:

  • проведение обоснованной организаторской деятельности по созданию условий для эффективного патриотического воспитания школьников;
  • формирование эффективной работы по патриотическому воспитанию, обеспечивающей оптимальные условия развития у каждого подростка, юноши и девушки верности Отечеству, готовности приносить пользу обществу и государству;
  • утверждение в сознании и чувствах воспитанников патриотических ценностей, взглядов и убеждений, воспитание уважения к культурному и историческому прошлому России, к традициям родного края;
  • привлечение учащихся к работе по возрождению и сохранению культурных и духовно-нравственных ценностей родного края.

   

 Ресурсное обеспечение Программы

 

Кадровое обеспечение

   

Группа

Функции

Состав

Административно - координационная

Осуществление общего контроля и руководства.

Руководство деятельностью коллектива.

Анализ ситуации и внесение корректив.

Директор учреждения

Консультативная

Координация реализации программы.

Проведение семинаров, консультаций.

Подготовка и издание методических рекомендаций.

Заместитель директора по УВР,методист по программному обеспечению,методист по УВР

Педагоги учреждения дополнительного образования

Реализация программы в системе воспитательной работы.

Использование современных воспитательных технологий.

Педагоги  дополнительного образования, педагог- организатор

Специалисты, сотрудничающие с учреждением

( социум)

Организация профессиональной помощи педагогам.

Проведение тренингов, круглых столов, встреч.

Диагностика.

Участие в мероприятиях учреждения.

Методисты, педагоги дополнительного образования , специалисты

 Возраст детей, участвующих в организации программы. Сроки реализации программы

 Программа «Я рожден в России» рассчитана на 3 года. Программа ориентирована на все возрастные группы учащихся, коллектив педагогов и родителей муниципального образовательного учреждения  дополнительного  образования детей « Центр юных техников». 

 Основными исполнителями мероприятий Программы являются педагоги, учащиеся и их родители.

 

 Форма реализации Программы

 Форма организации работы по программе в основном – коллективная, а также используется групповая и индивидуальная формы работы.

 

 Принципы, положенные в основу массовых мероприятий

 Патриотическое воспитание понимается  как систематическая и целенаправленная педагогическая деятельность по формированию у учащихся высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, стремления к выполнению своего гражданского долга.

 Программа опирается на принципы социальной активности, индивидуализации, мотивированности, взаимодействия личности и коллектива, развивающего воспитания и единства образовательной и воспитательной среды. 

 

 Этапы реализации Программы

 

 I этап: проектный 

 Цель: подготовка условий создания системы гражданско-патриотического воспитания.

 Задачи

  1. Изучить нормативную базу, подзаконные акты. 
  1. Разработать, обсудить и утвердить программу по гражданско-патриотическому воспитанию. 
  1. Проанализировать материально-технические, педагогические условия реализа-ции программы. 
  1. Подобрать диагностические методики по основным направлениям программы. 

 

 II этап: практический

 Цель: реализация программы по гражданско-патриотическому воспитанию «Я – гражданин России».

 Задачи:

  1. Отработать содержание деятельности, наиболее эффективные формы и методы воспитательного воздействия.
  1. Разработать методические рекомендации по гражданско-патриотическому воспитанию.
  1. Расширять и укреплять связи и отношения учреждений дополнительного образования детей  и культуры, спортивными школами города.
  1. Вовлекать в систему гражданско-патриотического воспитания представителей всех субъектов образовательной деятельности.
  1. Проводить мониторинг реализации программы.
  1. Принимать участие в конкурсах по гражданско-патриотическому воспитанию.

 

 III этап: аналитический

 Цель: анализ итогов реализации программы.

 Задачи:

  1. Обобщить результаты работы учреждения. 
  1. Провести коррекцию затруднений в реализации программы. 
  1. Спланировать работу на следующий период. 

   

 Механизм реализации Программы

 

 Для решения поставленных задач используется сложившееся социально-педагогическое пространство МОУДОД « Центр юных техников» сотрудничает с музеем, библиотеками, общественными организациями.

 Воспитательная работа строится с учетом возрастного критерия. 

 При планировании работы учитываются традиционные, институциональные, муниципальные, региональные, всероссийские мероприятия, связанные с юбилейными и государственными датами; положения  институциональных, муниципальных, региональных, федеральных конкурсах.

 

 Оценка эффективности реализации Программы

 

 Оценка результативности реализации Программы осуществляется на основе ис-пользования системы объективных критериев, представленных нравственно-духовными и количественными параметрами.

 Нравственно-духовные параметры:

 1. Сформированность гражданских навыков: 

  • умение работать и действовать индивидуально и в коллективе;
  • знание своих прав и обязанностей и умение их использовать;
  • умение принимать и защищать свои решения;
  • готовность к участию в общественных делах;
  • готовность к образованию.

 2. Сформированность осознанного отношения к базовым ценностям:

  • патриотизм и любовь к Родине;
  • права и свобода человека и гражданина;
  • символика Российской Федерации;
  • национальное самосознание;
  • уважение чести и достоинства других граждан;- гражданственность.

 

 Количественные параметры: 

  • включенность каждого воспитанника в воспитательные ситуации; 
  • качество отношений (отношения детей к реалиям жизни учреждения, к  учреж-дению, к педагогу, объединению, совместным делам); 
  • отсутствие детей с девиантным поведением; 
  • участие в конкурсах по гражданско-патриотической тематике; 
  • проведение мероприятий. 

 

 Ожидаемые результаты, их социальная и воспитательная значимость

 

 В результате реализации Программы ожидается:

 1. В  учреждении, как в образовательной системе:

  • создание работы по гражданско-патриотическому воспитанию;
  • обогащение содержания гражданско-патриотического воспитания;
  • вовлечение в работу гражданско-патриотического воспитания представителей всех субъектов образовательной деятельности.

 

 2. В образе  выпускника:

  • в познавательной сфере: развитие творческих способностей;
  • в историко - краеведческой: осознание ответственности за судьбу страны, формирование гордости за сопричастность к деяниям предыдущих поколе-ний; 
  • в социальной: способность к самореализации в пространстве российского государства, формирование активной жизненной позиции; знание и соблюдение норм правового государства;
  • в духовно-нравственной сфере: осознание обучающимися высших ценностей, идеалов, ориентиров, способность руководствоваться ими в практической деятельности.

 

 Программа отражает необходимый обществу и государству социальный заказ на воспитание гражданина своей Родины, патриота с активной жизненной позицией Конечным результатом реализации Программы должна стать активная гражданская позиция и патриотическое сознание обучающихся, как основа личности гражданина России.

 

 Формы подведения итогов реализации программы

 

 При подведении итогов реализации Программы проводится итоговый праздник, который включает в себя награждение лучших и самых активных учащихся в учебном году почетными грамотами, благодарственными письмами и призами; организацию итоговой выставки с художественно -прикладными и техническими работами; формирование лидерской группы из инициативных и активных участников программы.

       

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

 

 Программа включает в себя следующие  направления:

 

 1.Направление « Связь поколений»

 Цель: Осознание обучающимися ценности причастности к судьбе Отечества, его прошлому, настоящему, будущему.

 Задачи:

 1. Воспитывать гордость за свою Родину, народных героев.

 2. Сохранять историческую память поколений в памяти подрастающего поколе-ния.

 3. Способствовать формированию у обучающихся чувства сопричастности к истории и ответственности за будущее страны.

 

 Формы: тематические беседы, предметные недели, встречи с ветеранами Вели-кой Отечественной войны, воинами–интернационалистами, конкурсы, посещение музеев, праздники, посвященные памятным датам.

 

 2. Направление « Растим патриота и гражданина России»

 Цель: формирование гражданской и правовой направленности личности, активной жизненной позиции.

 Задачи:

 1. Воспитывать правосознание, способность к осознанию своих прав и прав дру-гого человека.

 2. Формировать культуру проявления гражданской позиции.

 3. Формировать у учащихся систему знаний, уважения и интереса к государственным символам России.

 

 Формы: тематические беседы, коллективные творческие дела, конкурсы, викто-рины по правовой тематике, праздник получения паспорта, дня Конституции, устный журнал, встречи с интересными людьми, акции, диспуты.

 

 3. Направление «Мой край родной»

 Цель: Воспитание у обучающихся любви к родному краю как к своей малой Родине.

 Задачи:

 1.Изучать историю родного края.

 2. Воспитывать у обучающихся позицию «Я – гражданин  Урала».

 3.Формировать экологическое поведение.

 

 Формы: тематические беседы, коллективные творческие дела, конкурсы, викто-рины по правовой тематике, праздник получения паспорта, дня Конституции, устный журнал, встречи с интересными людьми, акции, диспуты.

 

 4. Направление «Я и семья»

 Цель: осознание обучающимися семьи как важнейшей жизненной ценности.

 Задачи:

 1.Воспитывать культуру семейных отношений, позитивных семейных ценностей.

 2.Повышать педагогическую и психологическую компетенцию родителей.

 3. Создавать условия для участия родителей в воспитательном процессе.

 

 Формы: беседы, родительские собрания, родительский лекторий, индивидуальное консультирование, совместные мероприятия, игры, анкетирование, семейные праздники, часы общения. 

 

 Все эти направления взаимосвязаны и дополняют друг друга. Комплекс про-граммных мероприятий предусматривает их воплощение в жизнь через: 

 1.Знаниевый компонент, основанный на предметном начале для детей младшего, среднего и старшего школьного возраста.

 2.Региональный компонент с рассмотрением гражданской тематики. 

 3.Систему тематических бесед, творческих встреч и внеклассных воспитательных мероприятий. 

 4.Участие в тематических конкурсах, выставках. 

 5.Активное сотрудничество с  социумом и общественными организациями. 

       

Используемая литература:

 

1. Военно-патриотическое воспитание в школе. Сборник мероприятий к празднованию дня Победы, дня защитника Отечества и другим патриотическим праздникам: сценарии торжественных линеек, вечеров, литературно-музыкальных композиций, классных часов, военно-спортивных игр. Автор-составитель М.В. Видякин. - Волгоград: «Учитель», 2006.

 

2. Вяземский Е.Е. Гражданское образование в основной школе. // Преподавание истории и обществознания в школе.- 2001.- № 9. 

 

3. Гражданственность, патриотизм, культура межнационального общения – российский путь развития. // Воспитание школьников.- 2002. – № 7.

 

4. Иоффе А.Н. Современные вызовы и риски развития гражданского образования в России. // Преподавание истории и обществознания в школе.- 2006.- № 9. 

 

5. Кузнецова Л.В. Развитие содержания понятий «гражданственность» и «гражданское воспитание» в педагогике ХХ века. // Преподавание истории и обществознания в школе.- 2006.- № 9. 

 

6. Мастер-класс для заместителей директора по воспитательной работе: Организация и планирование работы. Автор-составитель Т.М. Кумицкая.- М.: 5 за знания,2006.

 

7. Патриотическое воспитание. Нормативные правовые документы. 2-е издание, переработанное. М.: 2006.

 

8. Патриотическое воспитание. Система работы, планирование, конспекты уро-ков, разработки занятий. Автор-составитель И.А. Пашкович. Волгоград: «Учитель», 2006.

 

9. Фестиваль «Открытый урок», Москва,2007-2008 уч.год.

   

Методическое обеспечение

Для успешной реализации данной программы необходимы следующие средства обучения:

  • листы ватмана;
  • маркеры;
  • ручки, карандаши;
  • листы бумаги ;;
  • ножницы;
  • линейки;
  • цветная бумага;
  • наглядный материал;
  • различные атрибуты;
  • стулья;
  • костюмы;
  • шары;
  • призы;
  • столы…

И техническое оснащение мероприятий:

  • музыкальный центр;
  • мультимедийная установка;
  • микрофон;
  • диски с музыкальными композициями…

     

Формы занятий  и подведение итогов планируемых по каждому направлению

           

Название направления

Формы занятий

Подведение итогов

1.

" Связь поколений"

Тематические беседы, предметные недели, встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, воинами - интернационалистами, конкурсы, посещение музеев, праздники, посвященные памятным датам.

 

2.

"Растим патриота и гражданина России"

Тематические беседы, коллективные творческие дела, конкурсы, викторины по правовой тематике, праздник получения паспорта, дня Конституции, устный журнал, встречи с интересными людьми, акции, диспуты.

Техническая выставка и показательные заезды картингистов, посвященные Дню города, анкетирование

3.

"Мой край родной"

Тематические беседы, коллективные творческие дела, конкурсы, викторины по правовой тематике, встречи с интересными людьми, акции, диспуты.

 

4.

" Я и семья"

Беседы, родительские собрания, родительский лекторий, индивидуальное консультирование, совместные мероприятия, игры, анкетирование, семейные праздники, часы общения.

Анкетирование детей и родителей

Название мероприятия

Направле- ние программы

Ответственные

I. Разработка мероприятий, направленных на патриотическое воспитание в урочное время

1

Проведение факультативных курсов по военно-патриотической тематике

 

Заместитель директора по учебно-воспитательной работе

2

Экскурсии

 

Педагоги дополнительного образования

II. Внеурочная деятельность как условие воспитания патриотизма

у учащихся

2.1. Проведение массовых мероприятий учреждения

1

Мероприятия, посвященные Дню Победы в Великой Отечественной войне

1

Заместитель директора по воспитательной работе, педагог - организатор, методист по УВР

2

Проведение месячника военно-патриотической и оборонно-массовой работы, посвященного Дню защитника Отечества

2

Заместитель директора по воспитательной работе, педагог - организатор, методист по УВР

3

Организация и проведение соревнований по военно-прикладным и техническим видам спорта

2

Педагог - организатор, педагог дополнительного образования физкультурно - спортивной направленности, заведующий техническим отделом

4

Создание выставочных экспозиций: "Они сражались за Родину", "Ничто не забыто, никто не забыт"

1

Заместитель директора по воспитательной работе, педагог - организатор

5

Привлечение родительской общественности к проведению массовых лицейских мероприятий

4

Заместитель директора по воспитательной работе, педагог - организатор

6

Проведение операции "Забота":

-поздравление ветеранов Великой Отечественной войны и труда;

-концерты для ветеранов;

1

Заместитель директора по воспитательной работе, со-вет ветеранов, педагог -организатор, методист по УВР

7

Встречи с участниками Великой Отечественной войны и героями тыла

1

Заместитель директора по воспитательной работе, совет ветеранов, педагог - организатор, методист по УВР

2.2. Экскурсионно-туристическая деятельность

1

Организация экскурсий

3

Педагоги дополнительного образования детей туристическо-краеведческой направленности, педагог - организатор

2.3. Физкультурно-оздоровительная и военно-спортивная деятельность

1

Проведение игр на местности "Учимся выживать"

2

Педагог - организатор, педагог дополнительного образования физкультурно - спортивной направленности

2

Проведение спортивной эстафеты "А ну-ка, парни!"

2

Педагог - организатор, педагог дополнительного образования физкультурно - спортивной направленности

3

Проведение соревнований по мини-футболу, картингу

2

Педагог - организатор, педагог дополнительного образования физкультурно - спортивной  и спортивно - технической направленностей

2.4. Краеведение

1

Проведение тематических мероприятий "Почетные граждане города"

3

Педагоги дополнительного образования детей

2

Встречи с замечательными людьми города

3

Заместитель директора по воспитательной работе,

педагог -организатор

3

Проведение конкурсов сочинений, рисунков, викторин на темы:

- "Моя родословная";

- "Я в Златоусте был рожден. Город, я в тебя влюблен";

- "Есть такая профессия - Родину защищать"

-  "Есть город Златоуст"

3

Заместитель директора по воспитательной работе, педагог- организатор, методист по УВР, педагоги дополнительного образования детей

4

Организация походов по родному краю

3

Педагоги дополнительного образования туристическо-краеведческой направленности

2.5. Общественно полезный труд

1

Проведение конкурса на самый чистый и уютный кабинет

 

Заместитель директора по воспитательной работе, заместитель директора по АХЧ

2

Ремонт мебели в кабинетах

 

Педагоги дополнительного образования, зам.директора по УВР, заместитель директора по АХЧ

3

Благоустройство территории учреждения

 

Педагоги дополнительного образования, зам.директора по УВР, заместитель директора по АХЧ

4

Организация работы трудовых отрядов  в летнее время

 

Педагоги дополнительного образования, зам.директора по УВР, заместитель директора по АХЧ

5

Ремонт оборудования кабинетов

 

Педагоги дополнительного образования, родительская общественность, заместитель директора по АХЧ

2.6. Методическое обеспечение

1

Создание кино-, видеофонда для проведения тематических мероприятий  посвященных:

- Дню города;

- Дню защитника Отечества;

- Дню Победы.

 

Зам.диретора по УВР,

методист по УВР,

педагог - организатор

2

Создание СD- и аудифона

 

Методист по УВР, педагог-организатор

3

Организация подписки на периодические издания

 

Методист по программному обеспечению

4

Разработка сценариев традиционных лицейских праздников:

- "День знаний";

- "День города";

- Открытая олимпиада по начально- техническому моделированию, посвященная Дню защитника Отечества

- "День Памяти"

 

Замдиректора по УВР, методист по УВР, педагог - организатор, педагоги дополнительного образования

5

Разработка положений о различных спортивных и военно-спортивных соревнованиях

 

Зам.диретора по УВР, методист по УВР, педагог - организатор

6

Разработка инструкций по охране труда при проведении экскурсий, походов, экспедиций

 

Заместитель директора по УВР

7

Освещение опыта работы учреждения в средствах массовой информации

 

Заместитель директора по УВР, методист по УВР, педагог - организатор

             

 

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!