ГлавнаяВоспитательная работаДокументация по воспитательной работеКонцепция воспитательной системы МБОУ Курагинской СОШ №1

Концепция воспитательной системы МБОУ Курагинской СОШ №1

Курагинская средняя школа действует по системе обучения, которая перестраивает отношения между учителями и учениками, обеспечивая учет индивидуальных особенностей личности школьников, учителей и родителей, и способствует самораскрытию и самореализации всех участников единого воспитательного коллектива.
Следовательно, основным принципом организации жизнедеятельности является дифференциация учебно-воспитательной работы. Такая работа не ставит ученика и учителя в рамки жестких требований, а стремится максимально приспособить учебно-воспитательную жизнедеятельность под их потенциал, то есть позволяет каждому члену школьного коллектива иметь свою траекторию и в своем темпе.

Основные цели и задачи воспитания в школе.

В идеале человек, живущий в современном обществе, должен уметь самостоятельно строить свою жизнь, неся ответственность за нее и транслируя гуманистические ценности. Это предполагает, что он:

  • уверен в себе, активен, не боится пробовать;
  • умеет быть терпимым к другим людям, не похожим на него;
  • способен к самообразованию;
  • умеет принимать решения и достигать результата в соответствии с поставленной целью;
  • умеет брать на себя ответственность за свои поступки, не ущемляя
  • права и свободы других.

Стержнем воспитания, таким образом, является формирование социально необходимых знаний и навыков, профессиональных интересов, гражданской позиции учащихся.
Цели воспитания, таким образом, заключаются в том, чтобы научить ребенка социальным умениям:

  • осуществлять выбор в рамках принятых правил и быть успешным в выбранной деятельности;
  • развивать свои силы и способности;
  • понимать и принимать других;
  • адекватно оценивать свои силы и находить возможности их применения;
  • контролировать себя;
  • адаптироваться к социальным условиям и др.

Главная задача школы

  • быть помощником ребенку в его жизненном самоопределении.
    Для решения этой задачи:
  1. надо помочь ребенку поставить перед собой цель, овладеть способами ее достижения, не забывая при этом о нравственности;
  2. помочь ребенку стать Творцом.
  3. дать ребенку средства защиты, средства восстановления личностной гармонии, физического, психологического стимулирования, всегда быть в «форме».

Личность должна быть активной и обладать устойчивостью своей направленности, поэтому необходимы следующие качества:

  • гуманизм - это любовь к людям. Не всем дается способность любить людей, сострадать им, желать им добра, быть другом;
  • достоинство - доброта души человеческой, умение противостоять унижению, стремление к самовоспитанию, к самосовершенствованию, критичность в делах и поступках;
  • трудолюбие - это авторитет личности, отношение к труду;
  • патриотизм - одно из главных качеств: гордость за Родину, где ты родился, привязанность к месту жительства, понимание роли государства, любовь к своему народу;
  • коллективизм - осознание нужности коллективу, исполнение долга перед обществом, проявляется в ответственности, инициативе, неравнодушном отношении к коллективу;
  • бережливость - выражается в отношении к природе, общению с искусством, в эстетике труда и быта;
  • воля и выносливость - результат здорового образа жизни, физическая и гигиеническая культура жизни, осознанность действий;
  • коммуникабельность - умение быстро находить общий язык с любым человеком, ориентироваться в политических событиях, оценивать их с гуманистических позиций.

Главная цель.
Формирование личности, способной к самовоспитанию, гуманной и духовно свободной, уважающей себя и других.
Способы достижения цели:
1. Участие детей в управлении школой и классом (самоуправление):

  • совместное с педагогами формулирование и принятие правил жизни школы и класса, формулирование прав и обязанностей каждого члена школьного или классного коллектива;
  • совместное с педагогами принятие ответственных решений, касающихся жизни школьного или классного коллектива и отдельных людей;
  • планирование детьми коллективной внеучебной деятельности;
  • наличие гласности в жизни школы (оперативно и регулярно выходящая детская пресса,
  • возможность для каждого ребенка высказывания своего мнения по тому или иному вопросу, касающемуся жизни школы или класса).

2. Создание возможностей для проявления творчества детей в школе:

  • в процессе обучения (на уроках);
  • после уроков: возможность для каждого учащегося школы участвовать в работе детских творческих коллективов, кружков, общешкольных или классных коллективных творческих делах и пр.
  • возможности проявления со стороны детей и осуществления ими любой творческой инициативы.

3. Включение культуры достоинства и навыков достойного поведения в содержание школьного образования:

  • проведение в школе классных часов, на которых дети имеют возможность под руководством педагога (классного руководителя) обсуждать наиболее типичные для детей различного возраста психологические проблемы и способы решения их: проблемы борьбы со стрессом, конструктивного взаимодействия со сверстниками и взрослыми, проблемы агрессии и гнева, планирования будущего и выбора профессии и пр.

4. Создание условий, в которых учащиеся могут приобретать новый социальный опыт, выходя за рамки принятых социальных ролей.

  • проведение игр, моделирующих различные проблемные ситуации, требующие от детей проявления инициативы и ответственности.

Условием достижения сформулированных целей является профессиональная готовность педагогов к тому, чтобы:

  • создавать условия, в которых ребенок может осознанно следовать правилам;
  • включать ребенка в разработку правил, которым он должен следовать;
  • предоставлять ребенку возможность свободно выбирать и пробовать в рамках принятых правил, создавать условия, при которых ребенок обязательно несет ответственность за собственный выбор;
  • предоставлять детям возможность знакомиться с разными культурами, точками зрения и версиями;
  • учитывать индивидуальные различия и прирожденные задатки учащихся и создавать условия, направляющие их развитие;
  • уважать индивидуальные особенности ребенка;
  • слушать ребенка и давать ему возможность самостоятельно принимать решения, учитывать его мнение;
  • согласовывать с ребенком свои действия, чтобы он понимал, почему ему надо делать то или другое.

Это предполагает работу с педагогическими кадрами.

Работа с педагогическими кадрами.
1. Работа по созданию у педагогов (а через них и у детей) представлений о культуре достоинства и о способах ее формирования в школе. В конечном итоге работа в этом направлении является работой по созданию в школе такой системы взаимоотношений, в которой достойное поведение становится общественно престижным, поддерживаемым педагогами и сверстниками. Все это возможно, только если в школьном коллективе существуют гласные гуманистические правила, которые в процессе самоуправления приняты всеми или большинством участников образовательного процесса.
«Включаясь в жизнь школы, ребенок фактически начинает параллельно осваивать две программы. Одна - это официальная учебная программа, освоение которой является общепризнанной задачей каждого школьника, вторая - скрытая программа социализации, обусловленная характером межличностных отношений, складывающихся в школе»...

2. Работа по повышению коммуникативной компетентности взрослого, работающего с ребенком в школе.
Имеет смысл, обучать практически всех учителей и сотрудников школы навыкам конструктивного взаимодействия с детьми и подростками.

3. Формирование у учителя умений в области профилактической воспитательной работы.
Педагоги - классные руководители, воспитатели, просто учителя, которые считают необходимым работать над развитием «эмоционального интеллекта» детей - должны владеть психологическими знаниями о типичных проблемах детей разного возраста и представлять себе наиболее продуктивные пути их преодоления для того, чтобы обсуждать эти проблемы с детьми и, возможно, прорабатывать их - в групповой или индивидуальной форме.
Для обеспечения этого направления работы предлагается: введение в системе подготовки и переподготовки педагогов специальных учебных курсов, стержнем которых является:

  1. ознакомление педагогов с психологическими основаниями, на которых может быть выстроен договор о корпоративной дисциплине, о правах и обязанностях всех учащихся школы, а также с психологическими основаниями, на которых могут быть выстроены конструктивные отношения с учениками - обучение их умению создавать в школе или классе воспитывающую атмосферу;
  2. обучение их навыкам воспитания свободы-ответственности у учеников, навыкам продуктивного взаимодействия с детьми на уроках и после них;
  3. информирование педагогов об основных психологических проблемах учащихся различных возрастов и о способах их разрешения, а также обучение их технологиям работы с детьми по передаче им способов продуктивного решения этих проблем.

 

 

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!