Методическая тема: «Нестандартные уроки: создание обучающей среды для повышения качества образования»
Цель: Оказание действенной помощи педагогам в обеспечении образовательных траекторий для получения полноценного образования учащимися.
Задачи:
1. Обеспечение высокого методического уровня проведения всех видов занятий.
2. Организация образовательного процесса на оптимальном уровне для включенности каждого ребенка в учебный процесс.
3. Профессиональное становление молодых преподавателей.
4. Повышение качества проведения учебных занятий на основе внедрения новых технологий.
5. Выявление, обобщение и распространение опыта творчески работающих педагогов.
6. Изучение и понимание нормативно-правовых документов МОРФ и регионов.
7. Разработка учебных и дидактических материалов, сосредоточение основных усилий ШМО на создание научной базы учащихся у учащихся для успешности образования.
Эффективность работы образовательного учреждения во многом определяет наличие системного подхода к управлению всеми его звеньями. Очень важно видеть перспективы развития школы, опираясь на творческий потенциал педагогического коллектива. Для реализации целей и задач методической работы школы были выбраны следующие приоритетные направления:
- обеспечение управления образовательным процессом в школе;
- обеспечение условий для непрерывного совершенствования профессионального мастерства учителей;
- информационное обеспечение образовательного процесса;
- обеспечение условий для изучения, обобщения и распространения передового опыта;
- обеспечение внеклассной работы по учебным предметам;
- обеспечение контрольно-аналитической экспертизы, которые способствуют сплочению учительского и ученического коллективов и создают дополнительные условия для реализации целей образовательного учреждения.
Для управления работой нами создана такая модель службы, которая обеспечивает выполнения поставленных задач.
На первый план при организации методической работы в образовательном учреждении выступают формы, связанные с совершенствованием самостоятельной работы учителя, стимулирующие передачу педагогического мастерства более опытных коллег менее подготовленным. Выбор той или иной формы зависит от развития педагогического коллектива, уровня квалификации, образованию и стажу.
I. Статистические данные по педагогическим кадрам на 2010-2011 учебный год в сравнении с 2009, 2010 годом. Статистика показывает, что снижается количество педагогов, которые не имеют специального педагогического образования, с 2009 учебного года 5 педагога получили высшее образование, 2 педагога обучаются заочно; повышается количество педагогов, имеющих вторую и высшую квалификационную категорию. На протяжении двух лет (это можно увидеть в таблице по аттестации) педагоги не желали проходить процедуру аттестации (особенно педагоги-стажисты) остаются на 12 разряде по стажу. С введением новой системы оплаты труда повысился процент аттестующихся учителей.
II. Проблемы: старение кадров.
Рекомендовано на следующий год продолжить работу по привлечению педагогов на получение высшего педагогического образования, а также знакомить молодых специалистов с новыми формами аттестации; новая система оплаты труда и аттестация педагогов в форме портфолио послужит стимулом повышения квалификационных категорий.
Систематически ведется работа по повышение квалификации педагогов. Все учителя занимаются самообразованием, разработана система обучения педагогов в соответствии с основными проблемами образовательного процесса.
Повышение квалификации за три года:
Большинство педагогов нашей школы имеют высшее педагогическое образование, первую квалификационную категорию, педагогический стаж работы от 10 до 20 лет. Прошли курсы повышения квалификации: предметная – 82%; технологическая – 69% учителей. За 5 лет. Повысили квалификацию по технологиям: информационные технологии в деятельности учителя-предметника, использование коррекционных технологий в образовательном процессе в специальных (коррекционных) классах общеобразовательной школы, ИОСО, критическое мышление через чтение и письмо; 2 человека обучается заочно в вузах (КГПУ, ХГУ).
С 2006-2007 учебного года школа заключила соглашения по сотрудничеству с ККИПКиРО по профильному обучению и с Минусинским педагогическим колледжем по развивающему обучению Л. В. Занкова, а также большинство педагогов старшей школы входят в сетевое окружение и повышают свой профессиональный уровень на moоdle дистанционно.
На следующий год рекомендовано продолжить сотрудничество с данными институтами и привлекать педагогов к дистанционному обучению
Исходя из статистических данных и при планировании методической работы школы, педагогический коллектив стремился отобрать следующие формы и методы, которые реально позволили бы решать проблемы и задачи, стоящие перед школой:
- Теоретические семинары
- Семинары-практикумы
- Обсуждение современных новейших педагогических технологий
- Самоопределение педагогов
- Разнообразные выставки и отчеты по самообразованию
- Педагогические советы
- Методические советы
- Обсуждение «срезов знаний»
- Методические недели
- Педагогические консилиумы
Формы методической работы |
Темы |
Решения |
Педагогические советы |
|
Разработать регламент по ЕГЭ, ГИА в 9-ых классах организовать работу проблемной группы по ЕГЭ, взять на жесткий контроль 11Б и 9Б класс с низкой успеваемостью. |
|
Спланировать и усилить работу МО по воспитательной работе, проводить ежегодно публичные отчеты классных руководителей, выбрать рабочую группу по разработке правил поведения в ОУ. |
|
|
|
|
|
Эффективнее использовать помощь учителей наставников, усилить работу МО по самообразованию, включить в проведение декады каждому ШМО открытые уроки, отработать новую форму аттестации – Портфолио, ввести в годовой отчет ШМО зачет результатов каждого педагога в его Портфолио. |
|
|
допущены к экзаменам все |
Все педагогические советы были запланированы и проведены с использованием информационно-коммуникационных технологий. Каждому педсовету сопутствовала большая и кропотливая подготовка. По первому совету была выявлена проблема школы по подготовке учащихся к ЕГЭ, создана проблемная группа, которая разработала план действий по разрешению негативной ситуации. Анализ по результатам ЕГЭ показал, что группа работала эффективно, но стоит эту работу усилить на следующий год. К следующим педсоветам рабочие группы педагогов посещали и анализировали уроки коллег с целями соответствующими педсоветам, проводили: анкетирование, собеседования, экспертизы, готовили презентации.
Ведущая роль в управлении методической работой как целостной системы принадлежит методическому совету. Он координирует работу школы (ШМО, творческих групп учителей, школу профессионального мастерства и научное общество учителей). Заседания методического совета проводятся один раз в четверть и, как правило, предшествуют заседаниям кафедр и творческих групп. На методический совет выносятся важные вопросы, связанные с введением новшеств, утверждение различных направлений (положений, элективных и факультативных курсов), решаются вопросы по подготовке к педагогическим советам, заслушивается анализ работы ШМО на основании чего, корректируется план школы и дается оценка ШМО. В 2010-2011 учебном году МС школы заслушал публичные отчеты всех ШМО и творческих групп.
- Методическая работа школьного объединения учителей математики, физики и ИКТ
-
Мероприятия |
цель |
результат |
ответственные |
|
Составить график проведения открытых уроков; обсудить план работы на год; утверждение тематических планирований; изучение указаний по ведению классных журналов. |
|
Ковалева Н.В. |
«Проектная деятельность. Работа с творческими детьми» |
Распространение опыта работы по развитию творческих способностей у учащихся. |
Применение опыта деятельности учителя при подготовке учащихся к олимпиадам и НПК. |
Петрухина А.Н., Ковалева Н.В. |
«Работа с детьми девиантного поведения. Подведение итогов за 1 полугодие. |
|
|
Куроленко Л.В., Ковалева Н.В. |
Участие в районном семинаре по профильной и предпрофильной подготовке |
Показать уровень педагогического мастерства. |
Обмен опытом работы в профильных группах. |
|
Участие в педсоветах |
Творческая деятельность учителей |
Повышение профессионального педагогического уровня. Обмен опытом работы. |
|
Участие учителей математики 5-ых классов в семинаре по преемственности в обучении |
Преемственность в обучении. |
Выявление проблем, составление плана работы по данному направлению. |
|
|
|
|
Ковалева Н.В., Цыбина С.С., Тюнина Г.А. |
Вывод: Методическая работа учителей математики, физики и ИКТ оценена на удовлетворительном уровне. Недостаточно знакомились с технологиями. В этом году учителями МО дано 2 урока по профильному обучению. Большая часть из этих уроков продемонстрировала высокий творческий потенциал учителей по включенности каждого ученика в учебный процесс и работы в профильных группах (Петрухина А.Н., Тюнина Г.А.). В этом уч. году мало внимания уделялось переоснащению кабинетов.
Рекомендации:
- продолжить работу по ознакомлению и обобщению работы учителей по технологиям;
- усилить работу по оформлению и методическому переоснащению кабинетов МО;
- продолжить работу по расширению базы УМК по профильному обучению.
- Методическая работа школьного объединения учителей иностранных языков
-
Тема заседания |
Обсуждаемые вопросы |
Сроки проведения |
Ответственные |
Результат |
|
|
|
|
|
Вывод: Методическая работа учителей иностранных языков оценена на удовлетворительном уровне. Педагоги принимают участие в подготовке и проведении педагогических советов и семинаров. Они участвуют в работе РМО учителей иностранных языков, делятся опытом с учителями школы и района: проводят открытые уроки, занятия элективных курсов, учебные семинары по внедрению передового педагогического опыта и новых технологий обучения.
В рамках районного семинара “Сетевое взаимодействие-с учётом конкретных условий ОУ” были даны открытый урок по немецкому языку в 10 классе (учитель Купцова Е.А.) и занятие элективного курса «Типы писем в английском» в 11 классе (учитель Новичкова Л.Н.). Уроки получили высокую оценку коллег.
В связи с организацией и проведением ГИА по английскому языку в 9 классе встал вопрос о подготовке экспертов. Осуществление функций экспертов ГИА представляет собой новый вид деятельности для учителей школы и требует специального обучения. Руководитель РМО Т.П. Аникина прошла специальные курсы по подготовке экспертов – экзаменаторов в г. Красноярске и провела практические занятия с учителями, которые были включены в комиссию по проведению Государственной итоговой аттестации по английскому языку в новой форме. Большое внимание уделили практике устной речи. Одни педагоги выступали в роли учащихся, другие в качестве экспертов и экзаменатора. Однако главную трудность представляет собой работа с критериями оценивания. Поэтому в ходе занятия получили представление, какие умения проверяются в каждом из заданий и каковы критерии оценивания для устных и письменных ответов.
- Методическая работа школьного объединения учителей естественных наук
-
Мероприятия |
цель |
результат |
ответственные |
|
Составить график проведения открытых уроков; обсудить план работы на год; утверждение тематических планирований; изучение указаний по ведению классных журналов. |
|
Мухачева В. Н. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Мурина В. И. Мухачева В.Н. |
Вывод: Методическая работа учителей естественно-научного цикла оценена на удовлетворительном уровне.
Во внеурочной деятельности занято 43 человека. В этом учебном году в сетевом взаимодействии было представлено 3 курса: «Экология и окружающая среда» (Гонин В.А.), «Химический эксперимент» (Юдина В.И.), «Клетка – основа строения и функционирования живых организмов» (Горн В.А.).На районную НПК представлено всего 2 работы по биологии. Эти же работы были представлены и на дистанционный краевой тур.
По результатам декадника для 8 классов Мурина В. И. подготовила брейн-ринг «Что? Где? Когда?». На мероприятии присутствовало мало учащихся.
Рекомендовано:
- Гонину В.А., Шалагиной Т.П., Горн В.А., Муриной В.И. привлечь учащихся в работу школьного научного общества «Познание»;
- Увеличить количество исследований в следующем учебном году, завершая работу элективных курсов исследовательскими работами учащихся;
- повысить активность учащихся на внеклассных мероприятиях.
Методическая работа школьного объединения учителей филологии
мероприятия |
Цель |
Результат |
ответственные |
|
Составить график проведения открытых уроков; обсудить план работы на год; утверждение тематических планирований; изучение указаний по ведению классных журналов. |
|
Кильдеватова Н.В. |
|
|
|
|
|
|
Посещение уроков, проведение контрольных работ, проверка техники чтения, преемственность технологий |
|
|
Показать уровень педагогического мастерства. |
Обмен опытом работы в профильных группах. |
|
IV. Участие в подготовке и проведении школьных педсоветов |
Творческая деятельность учителей |
Повышение профессионального педагогического уровня. Обмен опытом работы. |
|
V. Участие в работе РМО учителей русского языка; истории |
Творческая деятельность учителей |
Повышение профессионального педагогического уровня. Обмен опытом работы. |
|
Вывод: Методическая работа учителей филологии оценена на удовлетворительном уровне. МО учителей русского языка, литературы, истории активно включено в процесс совершенствования преподавания при переходе школы на новые педагогические технологии. В течение года проведено 4 заседаний МО учителей русского языка, литературы, истории, на которых разбирались вопросы: особенности преподавания русского языка и литературы в профильных классах, здоровьесберегающие технологии, велся активный поиск оптимальных условий для повышения лингвистической грамотности учащихся.
Рекомендации:
- рассмотреть на МО целесообразность эффективности методов и средств для достижения оптимальных результатов образования;
- продолжить работу по ознакомлению и обобщению работы учителей по технологиям;
- спланировать открытые уроки, т.к. такая форма работы стимулирует деятельность учителей и учеников, даёт возможность делиться опытом и повышать уровень мастерства учителя;
- спланировать взаимопосещение уроков с целью обмена и распространения педагогического опыта;
- усилить работу по оформлению и методическому переоснащению кабинетов МО.
Рекомендовано усилить работу по направлениям: работа с родителями; внеурочная деятельность в воспитании ЗОЖ; обмен опытом в группах с другими школами.
В школе систематически ведется работа по повышению квалификации педагогов. Все учителя занимаются самообразованием, разработана система помощи педагогам в выявлении проблем, оказании действенной помощи педагогам в обеспечении образовательных траекторий и разработке индивидуальных образовательных программ.
В результате самоопределения учителей были выявлены следующие затруднения: проведение самоанализа урока, установление дисциплины учащихся на уроке, координирование учебной деятельности учащихся с ярко выраженными, средними и низкими учебными достижениями, формулировка коррекционных задач урока, неумение использовать рефлексию на уроке, составление программы факультативных, элективных курсов, умение провести анализ другого учителя, выявление типичных причин неуспеваемости.
Индивидуально-образовательные программы
Все индивидуально-образватеьные программы педагогов прошли экспертизу через самоанализ педагогов; посещение уроков; процедуру аттестации; анализ педагогической деятельности экспертами школы; работу, организованную по разработке ИОП, где педагоги, работая в малых группах, выявляли соответствия проблем и программы и несоответствия.
Основные проблемы коллектива, отраженные в индивидуальных образовательных программах:
- Психологическая подготовка к пониманию и восприятию предмета
- Организация творческой, исследовательской и познавательной деятельности учащихся
- Организация работы на уроке с учащимися имеющими низкие учебные возможности
- Организация и сочетание коллективных и индивидуальных форм работы учащихся на уроке
- Организация уроков в классах ЗПР, особенности детей с ЗПР
- Организация уроков с использованием ИКТ
- Преемственность в развивающем обучении по системе Л. В. Занкова
- Организация уроков и внеклассной деятельности с использованием здоровьесберегающих технологий
Для преодоления данных затруднений были спланированы различные мероприятия:
Формы методической работы |
Темы |
Результаты |
Семинары |
|
|
Педагогические консилиумы |
|
Создание системы непрерывного образования: сохранение самоценности каждого возрастного периода развития ребенка; сформированности умений учиться; направленность на сохранение здоровья и развитие индивидуальности каждого ребенка |
Методическая неделя |
Нестандартные уроки: создание обучающей среды для повышения качества образования Цель: повышение непрерывного уровня профессиональной компетентности ч/з проведение открытых уроков, анализа и самоанализа уроков |
Провели открытые уроки и внеклассные мероприятия следующие учителя: Литвинова Л. И. Цыбина Н. Ф.
|
«Компетентностный подход в профильной школе» Цель: знакомство на практике с компетентностным подходом ч/з открытые уроки, мастер-классы и обсуждение в малых группах и в парах |
Шалагина Татьяна Петровна «Компетентностный подход в преподавании экономики в профильных классах»
|
|
Индивидуальные беседы |
«самоопределение и выявление ресурсов» |
Выявление ресурса педкадров ,создание базы данных ресурса и выявление проблем учителей |
Педагогические чтения |
|
Изучение нормативных документов через теоретические семинары в группах, педагогические советы, совещания, заседания ШМО. В следующем году было решено продолжить работу по этому направлению через анализ своей деятельности, который должен выявить незнания и затруднения педагогов и повышение квалификации при ККИПК. |
Анкетирование педагогического коллектива |
«Оценка деятельности школьных методических объединений учителей-предметников» Ответьте на вопросы. Знакомы ли Вы с этими понятиями?
Коммуникативная и информационная компетентность как профессиональная ценность современного педагога
|
Оценить уровень деятельности (оптимальный, удовлетворительный, критический, неудовлетворительный) методического объединения ч/з учителей, работающих в данном ШМО.
Анкеты большинства педагогов показали, что учителя владеют определенными знаниями по данным понятиям. В ходе обсуждений и анализа анкет было предложено на ШМО более подробно поработать над такими понятиями как: информационная и коммуникативная компетентность (ШМО начальных классов, естественных наук).
|
Достижения педагогов за 2010-2011 учебный год
В 2010-2011 году педагоги школы подготовили учащихся к предметным олимпиадам разных уровней: школьного, районного, регионального, краевого, а также всероссийских и международных дистанционных олимпиад. Это - «Карусель», Интернет – соревнования «Головастики» по теме «Школьный Интернет», «Русский медвежонок – языкознание для всех», «Золотое Руно», «Британский бульдог», «Кенгуру», «Открытая зимняя олимпиад» в г. Красноярске, организованная Сибирским Федеральным университетом, краевая предметная олимпиада, выездная интенсивная школа «Система координат», организованная Красноярским аграрным университетом, заочная школа космонавтики, московская заочная математическая школа «Авангард», всероссийский конкурс презентаций «Ум@ник»
В апреле 2010 года учащиеся Белевой В. Я. , Щербаковой Л. И. участвовали в «Пятой региональной научно-практической конференции студентов и школьников» в г. Минусинске, организованной колледжем «Высшая школа социальных отношений», где педагогам было рекомендовано аттестоваться на высшую квалификационную категорию.
Краевой конкурс творческих и исследовательских работ младших школьников «Страна чудес – страна исследований». В нём приняло участие 4 ученика 4 – 5 классов – это Блинцова Таня (4Б), Булатов Саша (4В), Волкова Алина (5Б), Плохих Максим (5В), все дети получили дипломы лауреатов конкурса
С февраля по апрель проводились Всероссийские on-line олимпиады «Интернет-карусель» по математике, информатике, английскому языку. Педагоги: Петрухина А. Н., Тюнина Г. А., Митяева Е. В., Новичкова Л. Н., Шкопкин О. В. подготовили учащихся, которые по количеству итоговых баллов были в золотой середине.
Учащиеся Шкопкина О. В. занимаются на краевых дистанционных элективных курсах по информатике.
Новикова Е. С. подготовила учащихся на краевой конкурс социальной рекламы «Семейные ценности и традиции», одна школьница стала лауреатом, во Всероссийском конкурсе «Волшебная мышь» в номинации «Статическая графика, животные, коллажи» получила специальный приз «За цветовое движение».
Учащиеся 7Г класса под руководством Щербаковой Л.И. приняли участие во всероссийском конкурсе социальных проектов компании «Русал» стали победителями и реализовывали свой проект. Учащиеся начальной школы Дивеевой В. А. Цыбиной Н. Ф., Черковой С. А. Таран Н. В., Гупаловой Е. А. принимали участие и стали победителями в региональной «Зимней интеллектуальной школе», «Марафоне учеников-занковцев», явились организаторами и активными участниками творческого фестиваля юга Красноярского края «Твори! Выдумывай! Пробуй!», участники совместного проекта школы и районного ДДТ «Интеграция общего и дополнительного образования.
В 2011 году учителя-занковцы (Черкова С. А., Таран Н. В, Дивеева В. А., Цыбина Н. Ф.) участвовали в педагогических чтениях на V регтональной олимпиаде по развивающему обучению и выступили по теме «Творческая работа с учащимися по учебным предметам».
В 2011 году 5 педагогов (Новиков С. Н., Дремлюгов А. М., Шалагина Т. П., Носонова Т. В., Мухачева В. Н.) участвовали в педагогических чтениях в рамках регионального этапа всероссийской олимпиады школьников «Исследовательская деятельность в старшей школе».
В 2010 году Дремлюгов А. М. стал участником «Научной школы для учителей физики» в объединенном институте ядерных исследований Дубна.
За 2010-2011 учебный год педагоги школы получили: благодарности районного ресурсного центра, Благодарственными письмами Главы Курагинского района благодарственные письма Законодательного собрания Красноярского края, нагрудной знак «Почетный работник общего образования Российской Федерации», дипломы за участие во всероссийском конкурсе «Вернисаж занковцев», благодарственные письма администрации поселка, почетные грамоты УО, почетные грамоты Мин.образования и науки РФ, благодарственные письма министерства образования Красноярского края, Почетные грамоты районного совета депутатов Курагинского района, грамоты Главы района, благодарственное письмо образовательного центра «школьный университет» Томского ГУ систем управления и радиоэлектроники; объявлены благодарности Министерства образования и науки РФ и стали: участниками конкурса лучших учителей Красноярского края, федерального конкурса на получение денежного поощрения лучшим учителям.
Проблемы:
Подготовка учащихся к научно-практическим конференциям (недоработка руководителей работ: не проводились консультации с учащимися в процессе их работы над темами, незнание изменившихся правил оформления исследовательских работ; затруднения с формулировкой целей и задач, постановкой проблемы, определением объекта и предмета, а также методов исследований);
Низкий охват участия в дистанционных конкурсах.
На следующий год рекомендовано:
- Спланировать семинары для членов НОУ по оформлению исследовательских работ;
- руководителю научного общества школы простроить работу на информирование педагогов о дистанционных конкурсах и на повышение количества участников
Разработка методических пособий
Ежегодно осуществляется разработка методических пособий и рекомендаций для педагогов и учащихся по различным проблемам:
в сборнике методических разработок «Труд и творчество педагогов» вышли разработки уроков Кильдеватовой Н.В. «Деепричастие», Черковой С.А. «Отличие приставки от предлогов», Шкопкина О.В. «Понятие «информации»». В рубрике «Коллеги, ученики и родители о педагогах» вышли статьи о таких педагогах как Булатова М. Н., Дремлюгов А. М., Петрухина А. Н..
В брошюре «Площадка – ресурс для района» были напечатаны разработки уроков здоровья «Правильное дыхание – залог здоровья», урок логопедии - учитель Тимофеева Н. Л.; внеклассного мероприятия «Компьюша и его друзья» - учитель Шкопкина В. П.; рецензии на работу ученика по теме «Применение мобильных средств в образовательной среде» - руководитель Шкопкин О. В..
В газете «Зеркало» органа издания Минусинского педагогического колледжа можно прочитать отзывы наших педагогов Дивеевой В. А., Черковой С. В., Цыбиной Н. Ф., Таран Н. В. о проведенных мероприятиях и достижениях учащихся.
В газете «Красноярский рабочий» директор школы Шкопкин О. В. написал о введении профильного обучения в школе и о положительных результатах сетевого взаимодействия.
В сборнике «Постигая тайны педагогического мастерства» органа издания ККИПК была напечатана статья учителя начальной школы Егошиной Н. В. «Формирование общеучебных умений и навыков в условиях индивидуально-ориентированной системы обучения».
Дремлюгов А. М. стал участником конференции всероссийского конкурса школьных учителей физики и математики и написал статью «Профильное естественнонаучное образование в современной школе». Статья напечатана в справочнике по фондам и организациям, поддерживающим науку и образование «Альманах 2010».
В 2010 году в методический сборник РМК «Труд и творчество педагогов» вошли разработки уроков Черковой С. А., внеклассное мероприятие Литвиновой Л. И. «как нужно питаться»
В 2011 году в pedsovet были опубликованы разработки внеклассных мероприятий Митяевой Е. В. вечер для старшеклассников «Рок фестиваль», урок математики Петрухиной А. Н. и Тюниной Г. А. «Введение понятия тригонометрической функции числового аргумента»
В 2011 году в «Завучinfo» были помещены разработки уроков Новоселовой Т. А., Новичковой Л. Н., Полежаевой Т. М.
Каждый год педагоги школы разрабатывают программы элективных, факультативных курсов, дополнительного образования часть из которых прошли процедуру лицензирования.
Все работы педагогов помогают им повышать свое педагогическое мастерство, переосмысливать и планировать свою деятельность.
На следующий учебный год школа планирует выпустить брошюры по районным площадкам, где проанализирует работу школы по профильному направлению, предшкольному обучению, развивающему обучению, информатизации школы и будет опубликован материал опытных педагогов.