В течение 2012-2013 учебного года работал школьный психолого-медико-педагогический консилиум.
Цель работы консилиума: обеспечение диагностико-коррекционного психолого-медико-педагогического сопровождения учащихся с отклонениями в развитии в соответствии со специальными образовательными потребностями, возрастными и индивидуальными особенностями, состоянием соматического и нервно-психического здоровья обучающихся.
Его деятельность строилась в соответствии с планом, а также по необходимости проводились внеплановые консилиумы. Были созданы условия для обучения: оборудован кабинет учителя-логопеда, педагога-психолога, кабинет социального педагога. Реализовывалась коррекционная подготовка: индивидуальные и групповые коррекционные занятия учащихся с ОВЗ с узкими специалистами, в соответствии с расписанием занятий.
Школьный консилиум решал в текущем учебном году такие задачи, как:
- изучение личности и уровня обученности обучающихся 1, 5-х классов, вновь прибывших воспитанников школы, а также школьников, имеющих проблемы в поведении;
- изучение классных коллективов 1, 5-х классов с целью определения уровня воспитанности, учебных возможностей, динамики развития и оказания консультативной помощи педагогам по работе с проблемными детьми;
- диагностика обучающихся в период подготовки к работе консилиума психологом, социальным педагогом и педагогами, разработка рекомендаций по дальнейшей работе с воспитанниками.
В работе заседаний консилиума принимали участие заместитель директора школы по УВР, педагог-психолог, социальный педагог, учитель-логопед, фельдшер школы, классные руководители, родители учащихся.
В состав консилиума вошли председатель Кожуренко Л.В. (зам. директора по УВР), секретарь Тимофеева Н.Л.., учителя начальных классов, учитель-логопед Федосина Е.С., педагог-психолог Лашин Д.А., социальный педагог Куроленко Л.В., врач Довгилова Л.М..
Результаты диагностики воспитанников 1-х классов.
Исследование детей 1 класса проходили в три этапа:
1этап- наблюдение за детьми во время уроков и внеурочной деятельности;
2 этап - беседы с педагогами об учёбе и поведении детей;
3 этап- диагностика воспитанников.
Диагностический материал: рисуночный тест «Дом, дерево, человек» для изучения личностных особенностей детей. Методика «Домик», методика «Графический диктант» с целью изучения сформированности приёмов учебной деятельности. Социометрия для изучения уровеня информированности, заполнение опросника для учителей «Диагностика поведения и деятельности в 1 классе» с целью определения уровня сформированности социальной роли. Изучение степени адаптации воспитанников 5–х классов.
Психологическое сопровождение пятиклассников предполагает психолого-педагогическую поддержку в новой социально-педагогической ситуации, выявление трудностей, испытываемых детьми в обучении, поведении и психическом.
Первым шагом на пути осуществления данных задач является изучение актуального состояния и развития ребят.
Анализ комплексного психодиагностического обследования обучающихся 5-х классов.
Задачи исследования:
- Изучение школьной мотивации и познавательной активности детей;
- Изучение развития познавательных процессов (внимания, памяти, мышления);
- Изучение актуального психоэмоционального состояния и комфортности обучения;
- Подготовка рекомендаций для учителей и родителей по созданию оптимальных социально-педагогических условий для успешного обучения и адаптации пятиклассников.
Внеплановые заседания проводились по запросам классных руководителей для решения сложных конфликтных ситуаций и выявления причин отклонения в поведении учащихся.Трое учащихся 1- го класса были направлены на районную ПМПК для определения программы дальнейшего обучения. В результате им рекомендовано обучение по программе школы VII вида. Двое учащихся оставлены на повторный год обучения во втором и четвертом классах.
Учителя начального звена постоянно ведут мониторинг динамики развития и усвоения программы обучения и выстраивают своевременно взаимодействие со специалистами ПМПк.
В коррекционной деятельности учащихся существуют и проблемы: низкая заинтересованность и участие родителей (в основном это неблагополучные семьи), отказ от рекомендаций ПМПК по организации обучения детей.
Задачи на следующий учебный год:
1. Уделять больше внимания учащимся «группы риска».
2 .Продолжать рассматривать адаптацию учащихся 1 и 5 классов на начало и конец года для анализа динамики сопровождения.
3. Продолжать выявлять детей требующих изменения образовательного маршрута.
4. В новом учебном году необходимо больше внимания уделять выявлению учащихся с низкой мотивацией к обучению для оказания своевременной помощи и выравниванию их к 5-му классу.
5. Запланировать работу с учащимися 9-х классов по преодолению стрессовой ситуации в период подготовки и во время сдачи ГИА.