ГлавнаяПсихологическая службаОдаренные обучающиесяПринципы работы с одаренными детьми

Принципы работы с одаренными детьми

-

Принципы работы с одарёнными детьми

 

1. Изучайте индивидуальные особенности, особенности поведения одарённого ребёнка.

 2. Вы должны преодолевать сложившееся бытовое представление о завышенной самооценке: не только разрушать такую самооценку, а в случаях отчаяния как раз внушать ребенку сознание его незаурядных возможностей.

3. Совершенствовать систему развития способностей, а не запаса знаний.

4. Должное внимание уделять индивидуальности и дифференциации обучения на уроках и во внеурочное время, уменьшив нагрузку в расписании и выделив большее количество часов на кружковую и индивидуальную работу с одаренными детьми. При этом должен присутствовать принцип добровольности выбора внеурочных занятий.

5. На уроках и вне активно использовать проблемно-исследовательский метод, развивая познавательные и творческие способности учащихся. Известно, что активная самостоятельная работа мысли начинается тогда, когда перед учащимся возникает проблема. Обучение должно носить не репродуктивный, а творческий характер.

 6. Необходимо создавать приложения к своим программам в виде набора оригинальных заданий, развивающих творческие способности, воображение, фантазию учащихся.

7. Преподавать на высоком уровне сложности, чтобы ученики все время поднимались до своего «потолка», тем самым поднимая свою планку все выше. Ориентация должна быть на опережение уже достигнутого уровня способностей, положительную мотивацию.

8. Для развития способностей нужна высокая познавательная активность подростка, причем не всякая деятельность развивает способности, а только эмоционально приятная. Поэтому занятия должны проходить в доброжелательной обстановке. Обязательно должна создаваться ситуация успеха.

9. Уважайте и обсуждайте любую его идею. Поверьте в то, что этому ребёнку порой дано понять и совершить то, что вам кажется непостижимым.

10. Подготавливаясь к занятиям с одарёнными детьми, помните о необходимости серьёзной умственной нагрузке одарённого ребёнка. Самостоятельность мышления, вопросы к учителю, а потом и к самому себе — обязательные составные части успешности уроков.

11. Подумайте о методике обучения. Одаренные ученики требуют принципиально иной подготовки, поскольку их отличает необычайное стремление к перепроверке, к "уяснению для себя", экспериментированию.

12. Центральной задачей педагога в работе с одаренным ребёнком является привитие вкуса к серьёзной творческой работе.

13. Развивайте в себе чувство юмора. Но необходимо помнить, что одарённые дети очень самолюбивы, ранимы, с обостренной чувствительностью — и не очень удачная шутка может их надолго выбить из колеи.

14. Постарайтесь создать благоприятную атмосферу работы с детьми. Будьте доброжелательными, не критикуйте. Одаренные дети наиболее восприимчивы.

15. Стимулируйте ученика, хвалите, не бойтесь поставить оценку на балл выше, но не наоборот.

16. Экспериментируйте на уроке. Не бойтесь оказаться смешными и в то же время докажите, что вас нужно уважать, а не бояться.

17. Позволяйте детям вести себя свободно и задавать вопросы. Если ребенок чем-то интересуется, значит, он думает, а если он думает, значит, учитель кое-чего достиг. После окончания школы, ученик может чего-то достичь, или просто стать хорошим человеком, и, следовательно, учитель свои обязанности выполнил.

 

Одаренные дети и учебная деятельность


          В учебной деятельности одаренные дети отличаются тем, что:

1. Хотят добиться успехов в учебе и приобретать знания, не воспринимая это как насилие над собой;
2. Способны к самостоятельным действиям благодаря приобретенным ранее умственным навыкам;
3. Умеют критически оценивать окружающую действительность и проникать в суть вещей и явлений;
4. Погружены в философские проблемы, касающиеся вопросов жизни и смерти, религии и сущности мироздания;
5. Не довольствуются поверхностными объяснениями, даже если они кажутся достаточными для их сверстников;
6. Постоянно стремятся к самосовершенствованию и стараются все сделать хорошо; Отсюда – постановка завышенных целей и тяжелые переживания в случае невозможности их достижения;
7. Могут полностью концентрировать внимание и погружаться в проблему, подавляя любые помехи;
8. Способны фиксировать свой опыт оперативно применять его в экстремальной ситуации;
9. Урок для них особенно интересен, когда имеет место поисковая и исследовательская ситуация, импровизации и парадоксы;
10. Умеют выделять главное в проблеме и в жизни, необходимое в данный момент для самореализации;
11. Лучше своих сверстников способны раскрыть отношения между явлениями и сущностью, использовать логические операции, систематизировать и классифицировать материал;
12. Остро переживают несправедливость в случае нарушения морально – нравственных норм и отношений.

 

Организация работы классного руководителя.

В планировании классный руководитель должен отразить диагностику одаренности и наметить задачи и формы работы с одаренными учащимися. Для этой успешной работы с одаренными детьми необходимо:

1.Создание подсистемы диагностики одаренности учащихся школы и организация эффективного функционирования этой системы.

2.Расширение и совершенствование деятельности психологической службе в школе.

3.Включение проблемы работы с одаренными детьми как приоритетного направления в систему научно-методической и опытно-экспериментальной работы учителей школы.

4.Осознание важности этой работы каждым членом коллектива школы и усиление в связи с этим внимания к проблеме формирования положительной мотивации к учению.

5.Создание и постоянное совершенствование школьной методической системы и предметных подсистем работы с одаренными учащимися.

 

Качества, необходимые учителю для работы с одаренными детьми

 

1.                  Педагог должен быть:

Ø  увлечен своим делом;

Ø  профессионально грамотным;

Ø  интеллектуальным, нравственным и эрудированным;

Ø  способным к экспериментальной, научной и творческой деятельности;

Ø  проводником передовых педагогических технологий;

Ø  психологом, воспитателем и умелым организатором учебно-воспитательного процесса;

Ø  знатоком во всех областях человеческой жизни.

2.                  Педагог верит в собственную компетентность и возможность решать возникающие проблемы. Он готов нести ответственность за принимаемые решения, и одновременно уверен в своей человеческой привлекательности и состоятельности;

3.                  Педагог для одаренного ребенка является личностью продуктивно реагирующей на вызов, умеющей воспринимать критику при работе с людьми более способными и знающими, чем он сам. Быть эмоционально стабильным, т.е. собранными и хорошо владеть своими эмоциями и чувствами. Обладать чувством юмора.

4.                  Стимулировать когнитивные способности учащихся.

5.                  Взаимодействие педагога с одаренным учеником должно быть направлено на оптимальное развитие способностей, иметь характер помощи, поддержки, быть недирективным;

6.                  Быть зрелым, т.е. четко осознавать свои цели и задачи, обладать обширными знаниями и опытом применения методик и стратегий обучения;

7.                  Уметь строить обучение в соответствии с результатами диагностического обследования ребенка;

8.                  Проявлять настойчивость, целеустремленность и обстоятельность;

9.                  Иметь широкий круг интересов и умений, заниматься самообразованием и саморазвитием, стремится к постоянному самосовершенствованию;

 

Содержание, методы и формы работы с одаренными учащимися

 

Содержание работы с одаренными учащимися определяется в рамках каждой из учебных дисциплин, однако общими требованиями к отбору учебных программ, определяющих это содержание, выступает соответствие программы специфике школы как учебного учреждения. Содержание учебного материала должно настраивать учащихся на непрерывное обучение, процесс познания должен быть для таких детей самоценным. А главное, нужен постепенный переход к обучению не столько фактам, сколько идеям и способам, методам, развивающим мышление, побуждающим к самостоятельной работе, ориентирующим на дальнейшее самосовершенствование и самообразование, постепенное проявление той цели, для достижения которой они прилагают столько духовных, интеллектуальных и физических усилий.

Для оптимального развития одаренных учащихся должны разрабатываться специальные развивающие программы по отдельным предметам в рамках индивидуальной программы обучения одаренного учащегося.

Одаренный учащийся должен получать дополнительный материал к традиционным курсам, большие возможности развития мышления, креативности, умений работать самостоятельно. Поэтому программы по отдельным предметам для одаренных учащихся должны быть ориентированы на более сложное содержание, направлены на увеличение знаний в конкретной области и на развитие умственных операций.

Методы и формы работы с одаренными учащимися прежде всего должны органически сочетаться с методами и формами работы со всеми учащимися школ и в то же время отличаться определенным своеобразием. Могут использоваться, в частности, тематические и проблемные мини-курсы. "мозговые штурмы" во всех вариантах, ролевые тренинги, развитие исследовательских умений и художественной активности в форме научно-практической работы пли творческих зачетов и т.п.

Решая вопрос об организационных формах работы с одаренными учащимися, следует признать нецелесообразным в условиях школы выделение таких учащихся в особые группы для обучения по всем предметам.

Одаренные учащиеся должны обучаться в классах вместе с другими. Однако при этом не исключается возможность создания групп одаренных учащихся для выполнения ими различного рода проектной деятельности, творческих задании или групп учащихся, работающих по особым методикам, корректирующим в случае необходимости погрешности в усвоении одаренными учащимися материала отдельных учебных дисциплин.

Прежде всего, методы и формы работы могут быть разделены на урочные и внеурочные. Основной формой организации учебного процесса в школе остается урок. Формы и приемы в рамках отдельного урока должны отличаться значительным разнообразием и направленностью на дифференциацию и индивидуализацию работы. Широкое распространение должны получить групповые формы работы, различного рода творческие задания, различные формы вовлечения учащихся в самостоятельную познавательную деятельность, дискуссии, диалоги. Перечисленные формы работы и виды деятельности могут найти широкое применение в рамках семинарской формы работы, в различных практикумах и при проведении лабораторных знаний в условиях деления класса на подгруппы приизучении профильных дисциплин. Каждый учебный предмет определяет специфику применяемых форм, методов и приемов работы.

Среди форм и методов внеурочной работы широкими возможностями выявления и развития одаренных учащихся обладают различные факультативы, кружки, конкурсы, интеллектуальный марафон, привлечение школьников к участию в самых различных олимпиадах и конкурсах вне школы и, разумеется, система внеурочной исследовательской работы учащихся.Важным фактором, влияющим на развитие одаренных школьников и на выявление скрытых одаренности и способностей, является система внеклассной воспитательной работы в школе. Основой формирования такой системы выступает "погружение в культуру", функциями системы являются обучающая, развивающая и воспитывающая функции, а организующим началом системы является игра.

 

 

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!