Типы неуспевающих учеников (А.М. Гельмонт и Н.И. Мурачковский)
1. Младшие школьники с низким качеством мыслительной деятельности (слабое развитие познавательных процессов — внимания, памяти, мышления, несформированность познавательных умений и навыков и т. д.) и положительным отношением к учению.
2. Дети, у которых высокое качество мыслительной деятельности в паре с отрицательным отношением к учению.
3. Учащиеся с низким качеством мыслительной деятельности и низкой мотивацией к учению.
Такая типология имеет большое практическое значение. Зная истинные причины неуспеваемости, мы сможем оказывать каждой из групп учащихся дифференцированную помощь.
Если у ребенка отмечается первый тип, то помощь заключается в комплексе развивиающих занятий со стороны педагога-психолога, дефектолога. Со стороны учителя и родителя важны похвала и одобрение, поддержка положительного отношения к учебной деятельности. Специально организованные занятия по формированию познавательных процессов — внимания, памяти, отдельных мыслительных операций: сравнения, классификации, обобщения. Занятия по формированию учебных навыков: алгоритм решения задачи или работа с ее условием, развитие скорости чтения и т.д. Главное в работе с ними – учить учиться. Вместе с родителями радоваться каждой, пусть малейшей, но победе, каждому продвижению вперед.
С учащимися 2 типа важно повышать мотивацию через привлечение к деятельности через дополнительный развивающий материал, обращение к непосредственному жизненному опыту, широкое использование собственных наблюдений, использование на уроке наглядного материала.
3 тип предполагает концентрацию внимания ребенка на том, что он действительно может, дозировку домашнего задания, определение вариантов классных и контрольных работ, с учетом степени их подготовленности. А также:
— дать ученику на обдумывание поставленного вопроса небольшое количество времени;
— не заставлять отвечать новый, только что усвоенный на уроке материал;
— путем правильной тактики опросов и поощрений сформировать уверенность в своих силах в своих знаниях, в возможности учиться;
— следует осторожно оценивать неудачи ученика;
— желательно чтобы ответы таких учеников были письменными, а не устными.