ГлавнаяНОУ «Познание»Сборник лучших исследовательских работСборник лучших исследовательских работ за 2013-2014 годСоздание благоприятной среды для людей с ограниченными возможностями здоровья в Курагинском районе

Создание благоприятной среды для людей с ограниченными возможностями здоровья в Курагинском районе

-

АННОТАЦИЯ

Кондратьева Алена Дмитриевна

п.Курагино, МБОУ СОШ №1, 10 класс

«Создание благоприятной среды для людей с ограниченными возможностями здоровья в Курагинском районе.»

Руководитель: Полежаева Татьяна Михайловна, учитель обществознания и истории

Цель исследовательской работы: исследование уровня жизни людей с ограниченными возможностями в Курагинском районе и выявление качества предоставляемых услуг для достойной полноценной жизни людям с ограниченными возможностями

Для написания работы были использованы следующие методы:

Изучение литературы, раскрывающей понятие «ограниченные возможности», изучение данных УСЗН Курагинского о количестве людей с ограниченными возможностями, проживающими на территории Курагинского района и видах услуг, оказываемых на территории района, социалогический опрос, интервью с методистом Центра дистанционного обучения в Курагинском районе Мелькис А.И. и учащейся 11 класса Фадеевой Д.

По окончании работы были получены следующие результаты:

Пранализированы и оценены условия жизни людей с ограниченными возможностями в Курагинском районе, проанализировано качество выполненных работ в рамках реализации Федеральных и Региональных программ по созданию доступной среды для людей-инвалидов в п. Курагино, получены результаты социологического опроса населения о степени готовности здоровых людей к общению с людьми, имеющими серьезные проблемы со здоровьем.

 

ВВЕДЕНИЕ

Данная исследовательская работа «Создание благоприятной среды для людей с ограниченными возможностями здоровья в Курагинском районе» направлена на исследование, насколько для людей с ограниченными возможностями создана благоприятная среда в районе и поселке Курагино.

Целью работы является: исследование уровня жизни людей с ограниченными возможностями в Курагинском районе и выявление качества реализации краевой программы "Доступная среда для инвалидов на 2011-2013гг." от 20 ноября 2010 г. N 572-п

Для реализации поставленной цели мы поставили следующие задачи:

  1. Изучить данные официальной статистики и литературы о законах и программах, принимаемых как на федеральном и региональном, так и на муниципальном уровнях в поддержку людей-инвалидов.
  2. Сравнить условия жизни российских инвалидов с инвалидами, проживающими в странах Европы и Америки.
  3. Изучить статистические данные о количестве инвалидов проживающих в Курагинском районе.
  4. Оценить, насколько полноценно и качественно реализуются законопроекты и программы по обеспечению «доступной среды» для инвалидов.

Для написания работы были использовали следующие методы:

  1. Анализ и систематизация теоретической информации;
  2. Анализ статистических данных полученных в УПФР в Курагинском районе и УСЗН Курагинского района;
  3. Интервью с педагогами Центра дистанционного образования, людьми с ограниченными возможностями, сотрудниками УСЗН Курагинского района
  4. Социологический опрос жителей Курагино.

Исходя из полученных данных гипотеза моего исследования такова: людям с ограниченными возможностями в Курагино не созданы необходимые условия для реализации их жизнедеятельности.

 

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ

Для своей работы я выбрала эту тему не случайно. Моя родственница в прошлом году ездила в Германию. Вернувшись из путешествия, она делилась незабываемыми впечатлениями, говоря какой в стране порядок и комфорт, но больше всего ее удивило, как живется людям с ограниченными возможностями в этой стране. Она рассказывала, что часто на улицах Берлина можно встретить инвалида- колясочника, который сам, особо без посторонней помощи может передвигаться по улицам, ездить на автобусах, посещать культурные мероприятия. И тут я подумала, а почему я никогда такого не замечала в нашем районе?! Не думаю, что это потому, что в нашей стране меньше людей с ограниченными возможностями, чем в Германии. По телевидению довольно часто можно увидеть социальную рекламу «Создадим доступную среду для инвалидов», а значит, эта тема на сегодняшний день актуальна не только для меня, но и в масштабах всего государства. Однако, многие эксперты считают, что само общество неправильно относится к людям с ограниченными возможностями. "Согласно полученным данным, лишь 14% населения нашей страны оказывали детям с ограниченными возможностями какую-либо помощь. Среди видов помощи абсолютно преобладает материальная поддержка (45%) и сдача вещей (19%). Факты содействия общением или физической помощи на улице ничтожны — около 1%", — сказала Ольга Каменчук., директор по коммуникациям ВЦИОМ, — только 9% людей настроены дружественно по отношению к детям — инвалидам, 40% — «скорее дружественно». (Форум волонтеров благотворительного фонда «Подари жизнь»)

Так кто же он — инвалид, человек с которым не готовы поддерживать дружественные отношения половина опрошенного населения?

Прежде всего, инвалид это человек, у которого возможности его личной жизнедеятельности в обществе ограничены из-за его физических, умственных, сенсорных или психических отклонений. Инвалидность бывает врожденная и приобретенная, поэтому от этого никто не застрахован.

Бывают следующие категории инвалидности:

  1. Нарушения статодинамической функции (двигательной),
  2. Нарушения функций кровообращения, дыхания, пищеварения, выделения, обмена веществ и энергии, внутренней секреции,
  3. Сенсорные (зрения, слуха, обоняния, осязания)
  4. Психические (восприятие, внимания, памяти, мышления, речи, эмоций, воли).

В России человек, у которого диагностированы ограничения возможностей, может получить статус инвалида. Такой статус позволяет получать определенные социальные льготы: пособие, бесплатные лекарства, бесплатное техническое средство реабилитации (протезы, коляску или слуховой аппарат), скидки по оплате коммунальных услуг, санаторные путевки

Также статус инвалида включает разработку индивидуальной программы реабилитации.

В настоящее время в мире 650 миллионов человек, что составляет около 10 процентов, являются инвалидами. Они представляют собой самую многочисленную группу меньшинств. В России более 13 миллионов человек, то есть около 10 процентов населения, признаны инвалидами. Всего в Курагинском районе 3851 людей являются инвалидами, а в Курагино проживают 1344 человека имеющих разные группы инвалидности. Групп инвалидности в Российской Федерации определено три, в зависимости от сложности заболевания

1 группа инвалидности определяется человеку:

  • неспособному к самообслуживанию или находящемуся в полной зависимости от других лиц;
  • неспособному к самостоятельному передвижению и находящемуся в полной зависимости от других лиц;
  • неспособному к ориентации (дезориентация);
  • неспособность к общению;
  • неспособному контролировать свое поведение.

2 группы инвалидности определяется в случае:

  • способности к самообслуживанию с использованием вспомогательных средств и (или) с помощью других лиц;
  • способности к самостоятельному передвижению с использованием вспомогательных средств и (или) с помощью других лиц;
  • неспособности к трудовой деятельности или способности к выполнению трудовой деятельности в специально созданных условиях с использованием вспомогательных средств и (или) специально оборудованного рабочего места, с помощью других лиц;
  • неспособности к обучению или способности к обучению только в специальных учебных заведениях, или по специальным программам в домашних условиях;
  • способности ориентации во времени и в пространстве, требующая помощи других лиц;
  • способности к общению с использованием вспомогательных средств и (или) с помощью других лиц;
  • способность частично или полностью контролировать свое поведение только при помощи посторонних лиц.

Определение 3 группы инвалидности:

  • способность к самообслуживанию с использованием вспомогательных средств;
  • способность к самостоятельному передвижению при более длительной затрате времени, дробности выполнения и сокращении расстояния;
  • способность к обучению в учебных заведениях общего типа при соблюдении специального режима учебного процесса и (или) с использованием вспомогательных средств, с помощью других лиц (кроме обучающего персонала);
  • способность к выполнению трудовой деятельности при условии снижения квалификации или уменьшения объема производственной деятельности, невозможности выполнения работы по своей профессии;
  • способность к ориентации во времени и в пространстве при условии использования вспомогательных средств;
  • способность к общению, характеризующаяся снижением скорости, уменьшением объема усвоения, получения и передачи информации

Размер социальной пенсии по инвалидности в 2014 году

И если инвалиды первой и второй групп могут по мере сил где-то как-то подработать, то инвалиды первой группы не только не трудоспособны, но еще и не могут сами обслуживать себя. А это значит, что кто-то из членов семьи, должен постоянно находиться рядом в статусе опекуна инвалида.

Каково же материальное положение российских инвалидов? Что могут позволить они себе на те пенсии, которые ежемесячно выплачивает им государство? Согласно данным Российской газеты, социальная пенсия будет увеличена с 1 апреля 2014 года на 15,2%, и по моим расчётам её размер составит:

  • Дети-инвалиды и инвалиды с детства I-й группы – 10 208,5 руб.;
  • Инвалиды I-й группы – 8 507,17 руб.;
  • Инвалиды II-й группы – 4 253,6 руб.;
  • Инвалиды III-й группы – 3 615,6 руб.

Данные цифры свидетельствуют, что размер пенсии инвалида первой группы далеко не соответствует уровню средней заработной платы по стране — 31729 рублей.

Читая статьи о положении инвалидов в других странах мира я не нашла информации о больших суммах пенсий и социальных пособий, но зато каков спектр услуг предлагаемых для людей с ограниченными возможностями!

Самая большая проблема для инвалида — это самостоятельное передвижение по улицам и на общественном транспорте. Для того, что бы выяснить, насколько наши улицы и тротуары удобны для передвижения инвалида-колясочника или инвалида по зрению, мы провели эксперимент. Попросили инвалидную коляску, усадили в нее десятиклассника — спортсмена крепкого телосложения и попробовали проехать по тротуару. На узкой, не чищенной от снега тропинке коляска увязла и ее невозможно было стронуть с места. Что же касается передвижения невидящих и слабовидящих людей, в нашем поселке не оказалось ни одного светофора, оснащенного специальным звуковым сигналом.

После передвижения по улицам, мы решили посетить какой-либо магазин или учреждение. Согласно строительных норм и правил РФ «О доступности зданий и сооружений для маломобильных групп населения» утвержденных в 2001 г., «Проектные решения объектов, доступных для МГН, должны обеспечивать:

  • досягаемость мест целевого посещения и беспрепятственность перемещения внутри зданий и сооружений;
  • безопасность путей движения (в том числе эвакуационных), а также мест проживания, обслуживания и приложения труда;
  • своевременное получение МГН полноценной и качественной информации, позволяющей ориентироваться в пространстве, использовать оборудование (в том числе для самообслуживания), получать услуги, участвовать в трудовом и учебном процессе и т.д.;
  • удобство и комфорт среды жизнедеятельности».

«Продольный уклон пути движения, по которому возможен проезд инвалидов на креслах-колясках, как правило, не должен превышать 5 %. При устройстве съездов с тротуара около здания и в затесненных местах допускается увеличивать продольный уклон до 10 % на протяжении не более 10 м. Поперечный уклон пути движения следует принимать в пределах 1-2 %».

Подъехав к магазину «Енисей» было очевидно, что подъем по пандусу в магазин для инвалида-колясочника не представляется возможным, так как угол уклона в несколько раз превышал 5%. И если в магазине «Юлия» подняться по пандусу удалось, то въехать в магазин — нет. Площадка крыльца слишком узкая, как и сами входные двери. Один из предпринимателей (отказался от публикации фамилии) откровенно признался, что пандус делали формально, чтобы избежать наказания за невыполнение предписания. А о степени важности данного устройства даже и не задумывался. Не увенчались удачей наши подъемы в Управление социальной защиты населения и в Районную администрацию. А вот в Районный дом культуры хоть и можно въехать, но посетить библиотеку нельзя, так как она находится на втором этаже. Та же ситуация с посещением банков, почты и других учреждений. А это значит, что Курагинские колясочники обречены на «безвыездный» образ жизни. Подобная ситуация не ведет активной полноценной жизни, треть инвалидов вообще не выходят из дому, большинство не имеют даже среднего образования. И причина не в том, что они этого не хотят, а в отсутствии нужных условий. Из интервью с Дарьей Фадеевой мы убедились, что главное условие реабилитации больного в нашей стране, это надежная семья, которая готова в одиночку бороться с недугом своего ребенка. «Если бы не папа и мама, то я была бы заперта в четырех стенах своего дома».

Рассмотрим в качестве примера снова Германию. Там существуют различные виды жилья для людей с умственными и физическими недостатками, обеспечивающие достойные условия проживания. Это так называемые жилища без препятствий: отсутствие ступенек, оптимальная ширина дверных проемов, лифтов, коридоров, ванных и туалетных комнат, балконов; квартиры для совместного проживания; дома для инвалидов; специальные учреждения для нуждающихся в постоянном уходе. В отношении обустройства общественного транспорта — железнодорожных вагонов, перронов, автобусов, трамваев — Германия здорово отличается от нашей страны. Здесь предусмотрены специальные места для инвалидных колясок, подъемные механизмы, вместительные лифты. Инвалиды и сопровождающие их лица пользуются транспортными льготами, полностью или частично освобождены от уплаты автомобильного налога.

В Австралии одна пятая всех такси имеют сзади (вместо багажника) специальную кабинку для инвалидной коляски с окнами и выдвигающимся пандусом. В автобусах в центре специальное пустое пространство с откидными креслами, рассчитанное на две инвалидных коляски. Все они оборудованы выдвигающимися пандусами для удобства заезда на колясках. Проезд в общественном транспорте для инвалидов бесплатный. На платформах поезда (метро) в полуметре от края платформы сделана специальная выпуклая полоса из кружков, чтобы почувствовать, что близко край, когда наступишь на нее. На каждой платформе есть лифты для инвалидных колясок. В самолетах для колясочников оборудованы специальные места. Стюардессы к таким людям особенно вежливы, каждую коляску обязательно везет работник аэропорта в форме, это здесь просто принято.

Но неужели в нашем государстве нет программ направленных на создание вот этих самых, благоприятных условий. Есть, конечно. Так 20 ноября 2010 года вышло Постановление правительства Красноярского края «Об утверждении долгосрочной целевой программы «Доступная среда для инвалидов» на 2011-2013 год». «Цели программы: формирование к 2014 году условий для устойчивого программы развития доступной среды для инвалидов в Красноярском крае, их интеграция в общество, совершенствование системы реабилитации инвалидов в Красноярском крае, повышение уровня и качества их жизни». 2013 год подошел к концу, а что же программа? Одним из направлений ее является обеспечение доступным образованием всех детей-инвалидов. Это стало возможным благодаря современным информационным технологиям — через дистанционное преподавание. Инклюзивное образование предусматривает проект «Наша новая школа» и реализуется Центром дистанционного образования детей, нуждающихся в обучении на дому, который является структурным подразделением Железногорской санаторно-лесной школы и расположен в городе Красноярске. В нашем Курагинском районе уже не первый год осуществляется дистанционное обучение. Мы взяли интервью у методиста центра Мелькис Анны Ивановны. Она рассказала, что в настоящий момент на базе Курагинского районного ресурсного центра обучается 12 детей, в дистанционной учительской работает 40 сотрудников. Все педагоги прошли курсовую подготовку, представляют собою сообщество высококлассных специалистов. Дистанционное обучение включает все предметы, кроме физической культуры. Детям предоставляют бесплатное оборудование, пользование интернетом. Дети-инвалиды могут участвовать в различных мероприятиях, олимпиадах, проектах, как и другие школьники. Высокую оценку данной системы обучения дала и Даша Фадеева, ученица 11 класса. Но, к сожалению, у такой формы обучения также есть и свои минусы. У ребенка- инвалида нет возможности в общении со сверстниками. Причем, это общение необходимо не только для инвалида, но и для здоровых детей, так как общество должно взаимодействовать. Получив аттестат, выпускники могут продолжить обучение дистанционно, получая высшее образование. А это значит, что ребята с ограниченными возможностями передвижения, но с нормой интеллекта получают возможность для самореализации.

Вот только насколько возможна эта самореализация. Предприятия и организации неохотно идут на то, чтобы принять инвалида на работу. А у государства еще нет рычагов, поощряющих данную инициативу, как в других странах мира. Так, например, в Швеции в течение последних десятилетий принят ряд законов о трудоустройстве и сохранении рабочих мест на рынке труда для инвалидов. Правительство стимулирует работодателей не предоставлением налоговых льгот предприятиям, а выплатой индивидуальных дотаций на каждого работающего инвалида. А во Франции на уровне государственных законов утверждены права инвалидов на профессиональную подготовку и переобучение, на трудоустройство в счет квотирования рабочих мест (6% от общего числа рабочих мест), на преимущества в трудовом договоре, содействие в самозанятости. Так, предприятия, имеющие более 20 штатных сотрудников, обязаны принимать на работу инвалидов, если они имеют соответствующую квалификацию. Каждое второе предприятие во Франции платит отчисления Ассоциации по управлению фондам с целью профессионального устройства инвалидов (AGEFIPH). Существует форма поощрения работодателя – ему выплачивается премия в размере 1600 евро за предоставление трудового контракта инвалиду на срок не менее 12-ти месяцев.

Для того, чтобы инвалид не чувствовал собственной неполноценности реабилитация должна идти непрерывно, с самого раннего детства. А это и посещение детских садов, и наличие специализированных спортивных учреждений. По результатам исследования выяснилось, что в Курагинском районе нет таких учреждений ни в одном населенном пункте. А это значит, что социализация детей, а потом и взрослых с ограниченными возможностями тоже ограничена. И хотя в Курагинском районе есть программа аналогичная краевой — Постановление администрации Курагинского района Красноярского края от 26.12.2011 N 1057-п (ред. от 01.04.2013) "О долгосрочной районной целевой программе "Доступная среда для инвалидов в Курагинском районе" на 2012 — 2014 годы", ощутимых результатов наши инвалиды пока не почувствовали.

А как же наше, курагинское общество относится к тому, что инвалиды не должны чувствовать себя ущербными и для этого им необходимо создавать для этого условия. Для этого мы разработали анкету и провели социологический опрос, в котором приняло участие 35 учащихся старших классов и просто прохожих на улице старше 18 лет:

  1. «Считаете ли вы, что в Курагинском районе созданы благоприятные условия для людей с ограниченными способностями?» — 97% ответили, что не созданы, мало того большинство говорили, что условия не созданы и в стране.
  2. «Как Вы считаете, должны ли дети-инвалиды обучаться в общеобразовательных школах, вместе со здоровыми детьми?» — 53% ответили нет, объясняя тем, что здоровые дети могут обидеть, унизить ребенка.
  3. «Готовы ли Вы установить дружественные отношения с ребенком- инвалидом (колясочником)?», вопрос задавался старшеклассникам. — 90% ответили «нет», объясняя тем, что не представляют, как надо общаться, чтобы не обидеть и чем можно заняться с таким ребенком.

Данные моего опроса наглядно свидетельствуют, что в нашей стране, и, в районе в частности, не созданы не только материальные условия, но и общество не готово принять инвалидов как полноценных граждан.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В ходе выполнения исследования, все поставленные задачи были решены: изучить данные официальной статистики и литературы о законах и программах принимаемых как на федеральном, региональном так и на муниципальном уровнях в поддержку людей-инвалидов, проведено сравнение условий жизни российских инвалидов с инвалидами, проживающими в странах Европы и Америки; изучены статистические данные о количестве инвалидов проживающих в Курагинском районе; проведена оценка, насколько полноценно и качественно реализуются законопроекты и программы по обеспечению «доступной среды» для инвалидов.

Подводя итоги проделанной работы, можно утверждать, что поставленная гипотеза нашла свое подтверждение: людям с ограниченными возможностями в Курагино не созданы необходимые условия для реализации их жизнедеятельности. Моя работа имеет практическое применение. Вместе с учителем мы намерены провести классные часы в школе, которые бы позволили обратить внимание на проблемы людей с ограничениями возможностями проживающими в нашем поселке. И, конечно же, хотелось бы наши фотографии и видео эксперимента показать тем службам, которые принимают законы, утверждают программы, чтобы эти программы можно было увидеть не только на бумаге, но и в реальной жизни.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Изучение пособий, взятые в социальной защите «Серия методических пособий для руководителей и специалистов учреждений системы социальной защиты населения»

«Мониторинговые исследования потребностей и запросов инвалидов в Красноярском крае»

«Информационные технологии в реабилитации инвалидов»

2. Статья «Самыми уязвимыми в России являются дети-инвалиды, считают эксперты.»

Ссылка: http://ortolife3.ucoz.ru/news/samymi_ujazvimymi_v_rossii_javljajutsja_deti_invalidy_schitajut_ehksperty/2011-04-14-611

3. Статья «Обзор: Права инвалидов. А как за границей?»
Ссылка:

http://mioby.ru/novosti/obzor-prava-invalidov-a-kak-za-granicej/

4. Некоторую информацию брала из википедии. Статья « инвалидность»

Ссылка: http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%98%D0%BD%D0%B2%D0%B0%D0%BB%D0%B8%D0%B4%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%8C

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!