Цели организации внеурочной деятельности на ступени начального общего образования: обеспечение соответствующей возрасту адаптации ребёнка в образовательном учреждении, создание благоприятных условий для развития ребёнка, учёт его возрастных и индивидуальных особенностей.
Задачи:
1. Реализация основной образовательной программы начального общего образования;
2. Осуществление образовательной деятельности отличной от классно-урочной, и направленной на достижение планируемых результатов;
3. Обеспечить успешную адаптацию ребенка в школе;
4. Оптимизировать учебную нагрузку обучающихся;
5. Улучшить условия для развития ребенка;
6. Учесть возрастные и индивидуальные особенности обучающихся.
Часы, отводимые на внеурочную деятельность, используются по желанию учащихся и направлены на реализацию различных форм ее организации, отличных от урочной системы обучения. Занятия проводятся в форме экскурсий, кружков, секций, круглых столов, конференций, диспутов, КВНов, викторин, праздничных мероприятий, классных часов, школьных научных обществ, олимпиад, соревнований, поисковых и научных исследований и т.д.
Программа организации внеурочной деятельности, в соответствии с приоритетными направлениями программы развития школы, состоит из подпрограмм, в рамках которых реализуются 5 направлений деятельности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное).
Формы внеурочной работы по направлениям:
1. Спортивно-оздоровительное:
• Работа спортивных секций по ОФП, настольному теннису, фитнесу.
• Организация походов, экскурсий, «Дней здоровья», подвижных игр, «Весёлых стартов», внутришкольных спортивных соревнований.
• Проведение бесед по охране здоровья.
• Применение на уроках игровых моментов, физ.минуток.
• Участие в районных и краевых спортивных соревнованиях.
2. Духовно-нравственное:
· Организация экскурсий, Дней театра и музея, выставок детских рисунков, поделок и творческих работ учащихся.
· Проведение тематических классных часов по эстетике внешнего вида ученика, культуре поведения и речи;
· Участие в конкурсах, выставках детского творчества эстетического цикла на уровне школы, района, края.
3. Социальное:
· Проведение субботников;
· Работа на пришкольном участке.
· Разведение комнатных цветов.
· Акция «Спаси дерево».
· Акция «Тёплый дом».
• Участие в научно-исследовательских конференциях на уровне школы, города, области.
• Разработка проектов к урокам.
4. Общеинтеллектуальное:
• Предметные недели;
• Библиотечные уроки;
• Конкурсы, экскурсии, олимпиады, конференции, деловые и ролевые игры и др.
5. Общекультурное:
· Внеурочная деятельность внутри школы в соответствии с планом.
· Организация сотрудничества с музыкальной школой и домом детского творчества.
Характеристика основных направлений внеурочной деятельности
В рамках спортивно-оздоровительного направления реализуются программы за счет часов физкультурно-спортивного клуба «Атлант»:
· «Настольный теннис». Ее цель – привлечение максимального количества детей к систематическим занятиям спортом, обеспечение всестороннего физического развития и укрепления здоровья, овладение базовой техникой настольного тенниса.
· «Фитнес-аэробика для малышей» - новизна программы заключается в том, что особое внимание уделяется социализации личности в коллективе. Программа направлена не только на развитие у детей мотивации к двигательной активности и совершенствование физических показателей, но и на развитие качеств личности, необходимых для общения в группе (общительности, эмоциональной устойчивости, самостоятельности, смелости, уверенности в себе, высокого самоконтроля, адекватной самооценки), а также на формирование позитивных норм поведения и основ коммуникативной культуры.
· «общефизическая подготовка», которая преследует решение следующих образовательных задач:
- совершенствование жизненно-важных навыков и умений в ходьбе, беге, прыжках, лазании, метании;
- обучение физическим упражнениям из гимнастики, легкой атлетики и лыжных гонок, подвижным играм и элементам спортивных игр;
- развитие основных физических качеств: силы, быстроты, выносливости, координации и гибкости;
- формирование общих представлений о физической культуре, ее значении в жизни человека, укреплении здоровья, физическом развитии и физической подготовленности;
- развитие интереса к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, утренней гимнастикой, физкультминутками и подвижными играми;
В рамках духовно-нравственного направления реализуются за счет часов внеурочной деятельности:
· Проект «Декоративно прикладное творчество», программа «Мастерская изящных искусств». Цель программы – развитие творческих способностей детей средствами изучения различных видов изобразительного и декоративно-прикладного искусства, воспитание нравственно-эстетических и коммуникативных качеств личности. Срок реализации программы 3 года. Состоит из двух курсов: 1-й курс – «Декоративно-прикладная композиция», 2-й курс – «Аранжировка и флористика».
· ИЗО-нить
В рамках общеинтеллектуального направления предлагаются программы, которые реализуются:
за счет часов внеурочной деятельности:
· «Исследователь» направлен на обеспечение возможностей учащихся самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности 2 часа.
· «Проекты в начальной школе». Его целью является формирование у детей интереса к проектной и исследовательской деятельности, повышение её эффективности и развитие творческих способностей личности на основе художественно-конструкторских видов деятельности. В содержание работы детей входит выполнение творческих заданий, решение задач изобретательского и рационализаторского характера, выполнение комплексных проектов, их презентация и защита.
· «Оригами»
за счет часов физкультурно-спортивного клуба «Атлант»:
· Шахматный клуб «Ладья», который способствует развитию мыслительных способностей и интеллектуального потенциала школьников, воспитанию у детей навыков волевой регуляции характера, включает в себя повышение уровня общей образованности детей, формирование компетенций.
за счет часов Муниципального автономного образовательного учреждения дополнительного образования детей «Центр дополнительного образования детей»:
· «От букваря к компьютеру». В программе использованы развивающие и обучающие программы, частично использованы возможности программы «Роботоландия» в изначально заложенном виде. На примере обучающих заданий и познавательных игр детям даются основы знаний в областях, связанных с информатикой.
· «ИЗО и компьютер». Программа дает основы знаний младшим школьникам в областях связанных с информатикой и изобразительным искусством на примере обучающих заданий и познавательных игр.
Особенность данного интегрированного курса состоит в том, что он дает возможность ребенку определиться с выбором материалов и технологий в последующей деятельности в области изобразительного искусства.
В рамках социального направления реализуются программы за счет часов внеурочной деятельности:
· Волонтерское движение «Поколение добра»
В рамках общекультурного направления предлагаются:
· «Хоровое пение»
· «Танец»
· «Мастерская речи»
· «Выразительное слово»
Материально-техническое обеспечение:
· выбор оптимальных условий и площадок для проведения различных мероприятий,
· материалы для оформления и творчества детей,
· наличие канцелярских принадлежностей,
· аудиоматериалы и видеотехника,
· компьютеры,
· телевизор,
· проектор,
· экран и др.
Предполагаемые результаты:
· внедрение эффективных форм организации отдыха, оздоровления и занятости детей;
· улучшение психологической и социальной комфортности в едином воспитательном пространстве;
· укрепление здоровья воспитанников;
· развитие творческой активности каждого ребёнка;
· укрепление связи между семьёй и школой.
Учитель и родители как участники педагогического процесса:
Целью сотрудничества учителей и родителей является создание неформальной дружеской атмосферы жизнедеятельности школьников, осуществление эффективной связи школы и семьи в воспитании и образовании детей разного возраста.
Задачами сотрудничества являются:
· усиление нравственных аспектов школьной жизнедеятельности детей и молодежи;
· гуманизация взаимоотношений семьи и школы;
· развитие у школьников опыта формального и неформального общения со взрослыми;
· освоение родителями навыков делового общения и сотворчества с учителями и детьми;
· оказание родителями содержательной помощи учителю в организации учебно-воспитательной работы, в том числе обучение детей в домашних условиях.
Сотворчество учителей и родителей в воспитании, обучении и развитии детей во внеурочной деятельности может успешно осуществляться по следующим направлениям (содержание сотворчества):
· непосредственное участие родителей в организации различимых форм совместной внеурочной работы с детьми;
· развитие сотрудничества с учителями и детьми в учебно-познавательной, исследовательской деятельности в школе и в домашних условиях и др.;
· оказание помощи школе в ремонте и оборудовании помещений для внеурочных занятий школьников, изготовление совместно с детьми приборов и принадлежностей для качественной организации данных занятий.
Планируемые личностные результаты.
Самоопределение:
- готовность и способность обучающихся к саморазвитию;
- внутренняя позиция школьника на основе положительного отношения к школе;
- принятие образа «хорошего ученика»;
- самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни;
-экологическая культура: ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;
- гражданская идентичность в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю;
- осознание ответственности человека за общее благополучие;
- осознание своей этнической принадлежности;
- гуманистическое сознание;
- социальная компетентность как готовность к решению моральных дилемм, устойчивое следование в поведении социальным нормам;
- начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся мире.
Смыслообразование:
- мотивация любой деятельности (социальная, учебно-познавательная и внешняя);
- самооценка на основе критериев успешности этой деятельности;
- целостный, социально-ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
- эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им.
Нравственно-этическая ориентация:
- уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов;
- навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликты и находить выходы из спорных ситуаций;
- эстетические потребности, ценности и чувства;
- этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость;
- гуманистические и демократические ценности многонационального российского общества.
Направления |
Программы Классы |
Количество часов в неделю |
|||||||||||||||||||||||
1а |
1б |
1в |
1г |
2а |
2б |
2в |
3а |
3б |
3в |
3г |
4а |
4б |
4в |
4г |
|||||||||||
Спортивно-оздоровительное |
Настольный теннис |
||||||||||||||||||||||||
ОФП |
|||||||||||||||||||||||||
Фитнес- аэробика |
|||||||||||||||||||||||||
Духовно-нравственное |
Мастерская изящных искусств |
1 |
2 |
||||||||||||||||||||||
ИЗО-нить |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
2 |
|||||||||||||
Социальное |
Волонтерское движение «Поколение добра» |
3 |
3 |
||||||||||||||||||||||
Общеинтеллектуальное |
Исследователь |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
2 |
||||||||||||
Умники и умницы |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
|||||||||||
От букваря к компьютеру |
|||||||||||||||||||||||||
ИЗО и компьютер |
|||||||||||||||||||||||||
Общекультурное |
Хоровое пение |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
4 |
||||||||||||||||
Танец |
7 |
- |
- |
- |
- |
||||||||||||||||||||
Мастерская речи |
- |
- |
- |
- |
2 |
2 |
2 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
||||||||||
Итого: |
30 часов |
||||||||||||||||||||||||