ГлавнаяМетодическая копилкаОбществознаниеурок Политические партии

урок Политические партии

-

В числе основных   задач  учителя преподающего обществознание на    профильном уровне обозначены не только задачи по формированию   духовно-нравственной, политической и правовой культуры личности, гражданской позиции, социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка, способности к самоопределению и самореализации, но и подготовка ученика к успешной сдаче ЕГЭ по предмету.

В связи с этим  учитель должен не только хорошо владеть содержанием профильного предмета, знать дискуссионные вопросы обществознания, новые методологические концепции,  но и применять различные формы процесса обучения. Реализация требований к уровню подготовки учащихся на профильном уровне актуализирует исследовательские формы деятельности, предполагает организацию системы практических занятий: семинары, круглые столы, конференции, дискуссии, лабораторные работы по изучению исторических источников, а также другие формы работы, способствующие развитию научного и критического мышления. Только в процессе серьезной самостоятельной работы ученика на уроке и в процессе подготовки к нему полученная  из разных  источников информация трансформируется в прочные знания. В этом случае кардинально меняется роль учителя: из «информационного центра» он занимает позицию модератора.

Предлагаемый  мною конспект урока  относится к числу уроков изучения новой темы.

 

Тема урока «Типология политических партий». 11 класс.

 

Цель:  формирование у учащихся  понимания  основополагающих принципов,  способствующих классификации политических партий.

Задачи урока:

 

Образовательные: добиться усвоения понятия,   признаков и функций политических партий.  Систематизировать политологические знания учащихся и умения их интегрировать в практику общественной жизни.

 

Развивающие: формировать навыки    работы в парах,  навыки поиска и  извлечения необходимой информации из источников,  отделения основной информации от второстепенной, критического оценивания достоверности полученной информации.   Перевода информации из одной знаковой системы в другую. Способствовать развитию  навыков  аналитической деятельности.

 

Воспитательные:  способствовать формированию толерантного мышления;

 

I. Урок начинается с беседы по вопросу домашнего задания:  «Представьте ситуацию: вы разговариваете с товарищем, и он утверждает, что клуб, в котором состоит его старший брат, является новой политической партией. Какие вопросы вы задали бы вашему товарищу, чтобы убедиться в его правоте?»

 Работа должна быть организована в форме    диалога. Это позволит учителю понять, насколько глубоко ребята уяснили ключевые характеристики политической партии.

В результате беседы формулируется определение «Политическая партия - это…».  

Далее учащимся предлагается три определения  политической партии.  Слайд №2

 

 Задача учеников – выбрать наиболее удачное, на их взгляд, определение, и аргументировать свою точку зрения относительно выбора.

 

Роль учителя заключается в том, чтобы  акцентировать внимание учащихся на отношении партии к  власти и поддержки партии  со стороны избирателей. 

II. Учитель предлагает учащимся назвать известные им политические партии существующие в России, (Ребята активно называют «Единая Россия», «Яблоко», КПРФ, «Справедливая Россия», ЛДПР) после чего предлагает провести сравнительный анализ: что общего и в чем различия названных политических партий. Как правило, черты сходства называют без затруднений, а вот черты различия вызывают затруднения. Это затруднение и становится  проблемным вопросом к новой теме урока «Типология политических партий».

 

     III. Самостоятельная работа (15 мин.) Рабочий лист №1  Если есть возможность провести урок в кабинете информатики, то это позволит составлять схемы используя компьютер. Если нет, то по мере выполнения задания схемы можно начертить на доске.  По окончании работы, согласно составленному плану, заслушивается 1-2 ответа по первому вопросу,   анализируются полученные схемы.

 

IV. Практическая работа (10 мин.). Рабочий лист №2.

Подводятся итоги проделанной работы. Учащиеся, опираясь на развернутый план и имеющиеся знания, делают вывод о типах политических партий и их основополагающих признаках.

 

V. Домашнее задание: параграф 22, Используя полученные на уроке знания и материал учебника дать анализ современной партийной системы России.

 

Для подготовки урока использованы материалы:

         Обществознание. Учебник 11 класс. Профильный уровень. Под редакцией Л. Н. Боголюбова, А.Ю. Лазебниковой, К.Г. Холодковского. М., «Просвещение», 2008.

 

         http://vor-stu.narod.ru/posob-4.html#62 Основы политологии. Учебное пособие 2003г. п.6.2

         Ирхин Ю.В., Зотов В.Д. Политология: Учебник.- М.,2001.- с.186

         Мухаев Р.Т.Политология.10-11 кл.: Учебник для общеобразовательных  учебных заведений – М.,1997 .- с. 282

         http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/06493910-cbe3-447c-bcbe-286db3fbeb09/104292/

 

Рабочий лист №1 

Типология политических партий

Существовали и функционируют в современных обществах различные партии. Сравнительно-политический анализ партий приводит к выделению определенной типологии данного политического института.

По своему политико-правовому статусу политические партии могут подразделяться на легальные  и нелегальные. Легальные партии действуют на законных основаниях. Нелегальные партии работают подпольно,  вопреки существующему законодательству, судебной системе. Среди легальных партий существуют  такие организации, которые действуют в рамках всего государства, на всей его территории, участвуют в общенациональных выборах в государственные органы власти, и региональные партии, участвующие в выборах местных органов власти, например, штата в Индии. 

 По отношению к существующей государственной власти политические партии подразделяются на правящие и оппозиционные. Правящие партии входят в систему государственных органов, участвуют в деятельности государства. Оппозиционные партии противостоят государственным органам. Партия может быть в непримиримой оппозиции, даже если она не призывает к насилию. Партия выступает против существующего в обществе  распределения властных полномочий, не поддерживает правительство, защищающее сформированный государственный строй. Партия может быть в оппозиции, направленной не против законно существующей системы государственных органов, их прерогатив и компетенции, а против политики определенного правительства (в Великобритании такую оппозицию называют «оппозиция ее Величества», а правительство – «правительством ее Величества»). Партия может быть охарактеризована, как партия конструктивной оппозиции. Такая партия поддерживает положительные действия президента, правительства, парламента,  других представителей политической  элиты, при этом критикует отдельные недостатки их деятельности.  Часто политически значимым является классификация политических партий по социально-классовым отношениям.

По своей социально-классовой сущности  и массовой опоре политические партии классифицируются как буржуазные, рабочие, крестьянские и др.

            По идейно-политическим целям, задачам и путям их достижения политические партии разделяются на консервативные, реформистские, либеральные, реакционные, радикалистские и др. Консервативные партии выступают обычно за сохранение традиционно существующих институтов общества и политической системы – частной собственности, сильной государственной власти политической элиты, нации, и церкви. Реформистские партии ставят перед собой задачу постепенного преобразования существующего общества в духе  социального равенства и справедливости при сохранении его основ, сложившихся на более ранних этапах его развития. Либеральные партии ставят перед собой задачи обеспечения индивидуальной свободы и свободы экономической деятельности  и соблюдения невмешательства государства в экономическую,  и другие сферы  общества. Реакционные партии ориентируются на полный или частичный возврат к ранее существовавшей социальной системе. Радикалистские партии отрицают существующий общественно-политический строй, чаще всего поддерживают насильственные формы борьбы за его замену.

Известный французский политолог М. Дюверже выделил кадровые и массовые партии. Они обычно создаются на основе парламентских групп и избирательных комитетов.  Основу кадровых партий составляет профессиональный партийный аппарат во главе с центральным руководством и лидером партии, которым принадлежит решающая роль в принятии решений. Задача партии - подготовка, организация и проведение избирательных кампаний, выборов, мобилизация в конкретном избирательном округе влиятельных лиц, способных обеспечить поддержку максимально большего числа избирателей.  Массовые партии сформировались в результате введения всеобщего избирательного права. Они опираются на поддержку менее обеспеченных слоев общества. Как правило, это партии коммунистической и социал-демократической ориентации.

1. Вам поручено подготовить развернутый ответ по теме «Типология политических партий». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему.

2. Составьте схему «Типология политических партий».

 

Рабочий лист №2  Прочтите положения, принадлежащие    разным политическим партиям. Предположите , к каким типам партий  по идейно-политическим целям  они относятся.

Укажите ключевые слова и фразы, которые помогли вам в решении задачи

1.    «  Государственный строй

13. Конституционное устройство российского государства определяется основным законом.

14.  Народные представители избираются всеобщею, равною, прямою и тайною подачей голосов, без различия вероисповедания, национальности и пола.

15. Народное представительство участвует в осуществлении за­конодательной власти, в установлении государственной росписи доходов и расходов и в контроле за законностью и целесообразностью действий высшей и низшей администрации. <...>

18.        Членам собраний народных представителей принадлежит право законодательной инициативы.

19.        Министры ответственны перед собранием народных пред­ставителей...»

 

2. «Новый порядок налагает на всех, кто искренне желает мирного обновления страны и торжества в ней порядка и законности, кто отвергает одинаково и застой, и революционные потрясения, священную обязанность в настоящий момент... дружно сплотиться вокруг тех начал, которые провозглашены в Манифесте 17 октября, настоять на возможно скором, полном и широком осуществлении этих начал правительственной властью с прочными гарантиями их незыблемости, и оказать содействие правительству, идущему по пути спасительных реформ, направленных к полному и всестороннему обновлению государственного и общественного строя России.

1. Сохранение единства и нераздельности Российского Государства ... положение это обязывает противодействовать всяким предпо­ложениям, направленным прямо или косвенно к расчленению Империи и к замене единого государства государством союзным или союзом государств. <...>

Исключительно за Финляндией признается особое положение, дающее ей право на известное автономное государственное устройство при условии сохранения государственной связи с Империей»

 

3. «Развитие и укрепление начал конституционной монархии с народным представительством, основанным на общем избирательном праве. Это положение обязывает к признанию начала общего избирательного права, открывающего возможность всем русским гражданам участвовать в осуществлении государственной власти. Это положение, далее, призывает к коренному преобразованию нашего государ­ственного строя на началах конституционных и к прочному закрепле­нию за народным представительством дарованных ему манифестом прав деятельного участия, рядом с Монархом, в законодательных тру­дах и управлении страной. <...>

Только... путем единения Монарха с народом может быть созда­на та сильная, уверенная в себе правительственная власть, которая сумеет вернуть нам мир».

 

4. «Становление Великой России для достойной жизни ограбленных, обнищавших, обездоленных россиян возможно лишь на базе полной свободы хозяйственной деятельности - на святом праве владения частной собственностью каждого россиянина в городе и в деревне. Для осуществления этой главной задачи необходима новая общенациональная идея, вокруг которой можно было бы объединить российское общество. Но идеология рождается нацией в процессе её эволюционного развития. Поэтому мы призываем к человеческому разуму, гуманности, реализму и практичности, а именно - учитывая российские национальные традиции и интересы граждан, обратиться к принципам консерватизма, являющегося сегодня одной из ведущих мировых идеологий, сделавшей многие нации и государства могущественными, процветающими и обеспечивающим людям труда, всем гражданам достойную жизнь».

 

5. «Необходимой задачей социалистической партии... должно быть... низвержение самодержавия.

Осуществление полностью ее программы, т. е. экспроприация капиталистической собственности и реорганизация производства и всего общественного строя на социалистических началах предполагает полную победу рабочего класса, организованного в социал-революционную партию, и, в случае надобности, установление его временной революционной диктатуры.

Поскольку процесс преобразования России будет идти под руководством несоциалистических сил, Партия …. будет отстаивать, поддерживать или вырывать своей революционной борьбой следующие реформы»:

 

 

 

Похожие статьи:

Новости"Самый Большой Урок Мира"

ОбъявленияРасписание уроков

МатематикаУрок математики, 5 класс

ИсторияПовторительно-обобщающий урок по разделу «Египет и Западная Азия в древности»

Коррекционно-развивающее обучениеФормирование техники чтения

Рейтинг: 0 Голосов: 0 5141 просмотр
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!