ГлавнаяМетодическая копилкаОбществознаниеКогда начинается подготовка ученика к ЕГЭ

Когда начинается подготовка ученика к ЕГЭ

-

С 2006   года мои ученики сдают ЕГЭ по истории и обществознанию. В 2007 г. впервые  я начала преподавать историю и обществознание в профильных группах. Преподавание истории осуществлялось по  УМК Н.В. Загладина, С.И.Козленко и др., а так же рабочим программам  разработанным на основе Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования и  Примерной программы среднего (полного) общего образования по истории(профильный уровень).

 По обществознанию  — по УМК Л.Н. Боголюбова(профильный уровень) и   рабочим программам  разработанным на основе Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования и  Примерной программы среднего (полного) общего образования по обществознанию (профильный уровень).

В соответствии с учебным планом на историю было отведено 4 часа в неделю, на обществознание — 3 часа.

 Не секрет, что обществознание является самым массовым предметом по выбору, а результаты ЕГЭ по истории продолжают оставаться достаточно низкими как на уровне района, так и на уровне Федерации в целом. В чем же причина? Так сложны КИМы или педагоги не достаточно готовы сами? На мой взгляд, есть несколько ответов на поставленные вопросы.

Проблема подготовки учащихся, на мой взгляд, заключается в следующем:

1.     При выборе предмета в качестве профильного, с последующим выходом на экзамен, предполагается наличие основательных базовых знаний по предмету, что даст возможность учителю планировать свою деятельность на углубление этих знаний и их применение  на практике: работа с первоисточниками, анализ, сравнение, схематизация и т.д. В реальности приходится зачастую начинать курс с «чистого листа» — история Древней Руси давно забыта да и уровень знаний шестиклассника и выпускника, сдающего ЕГЭ по истории, не поддаются сравнению;

2.      Педагоги, работающие на второй ступени обучения, не применяют на практике тех видов заданий, которые включают в себя контрольно-измерительные материалы по истории. Тем не менее подготовку к экзамену по обществознанию в 9-м классе считают чем-то особенным, оторванным от основного учебного процесса и начинают ее только в 9-м классе;

3.     УМК, применяемые в настоящее время в старшей школе, не соответствуют требованиям по подготовке учащихся к ЕГЭ. Задания к параграфам носят репродуктивный характер, отсутствуют проблемные вопросы, дополнительные материалы. Все это приходится готовить учителю, привлекая дополнительные источники и средства.

Получив первый опыт  сдачи ЕГЭ по истории и обществознанию в 2006 г, поняла, что в первую очередь учитель сам должен быть готов выполнить без запинки любое задание из КИМа по преподаваемым предметам.  Подготовка к ЕГЭ это не «натаскивание», как, к сожалению, еще считают некоторые педагоги, это технологический подход, начинать который надо не в 11-м, а в 4-5 классе. Даже если педагог в настоящее время не работает в выпускных классах, он должен беспрестанно помнить, что его ученикам предстоит сдавать экзамен через пять-шесть лет, и он закладывает не только фундамент знаний, но и главное — фундамент умений. Подготовка к экзамену начинается с создания ситуации успеха на каждом уроке. Начинаю урок не с простого объявления темы урока, а с предложения детям сделать предположения, о чем пойдет речь на уроке. Пусть они, а не я обозначат цель урока. И тогда это будет цель ученика, а та информация, которую он услышит, будет направлена на ее реализацию. Нередко, в начале урока пишу на доске ряд понятий и прошу ребят найти лишнее, выпадающее из ряда (опять задание повышенной степени сложности по обществознанию в части В). Чтобы научить ребят работать с текстом, минимальную часть нового материала объясняю сама, все остальное находим вместе: анализируем, сравниваем, учимся составлять схемы. Ребята чертят на доске получившиеся разные варианты, а потом самостоятельно выбирают лучший вариант, обосновывая свой выбор. Получив возможность  планировать свою работу при помощи рабочих программ, стараюсь уже с 6 класса проводить лабораторные и практические работы по истории, используя исторические источники. Это способствует развитию навыков самостоятельной работы с неизвестным текстом и заданиями к тексту. Убедилась, что    нельзя задавать домашнее задание по шаблону, оно должно содержать в себе проблему. Например, в 5 классе, изучая географическое положение Греции, не задавайте ребятам «прочитайте § », а попросите их сравнить географическое положение Финикии и Греции, найти черты сходства и различия (задание части С),  Тогда наши ученики будут знать, что они слушают и читают параграф не только для того, чтобы уметь его пересказать, а для того, чтобы применять эту информацию в разных ситуациях. Когда вы со своими учениками будете стоять на пороге 11 класса, достаточно будет показать  демо-версию, чтобы убедиться, что ни одно из предложенных заданий не вызовет у них испуга, другое дело, если где-то не  будет хватать знаний. Но подучить в 11-м классе теоретический материал гораздо проще, чем научить работать с КИМами.

Все используемые мною в работе методы — это методы проблемно-развивающего обучения. Их нельзя назвать новыми, их применение на любом уроке будет возможно только тогда, когда учитель готов будет отойти от методических пособий и начнет сам творить свои уроки.

Руководствуясь в своей практике исключительно такими методами, в 2008 г. мои выпускники показали результаты по истории и обществознанию выше районного и краевого уровней. 2011 год был для меня опять выпускной, вот такие результаты были получены моими учениками:

Предмет

К-во учеников всего

Сдавали экзамен

Минимальный балл

Максимальный балл

Средний балл по школе

Средний балл по району

Средний балл по краю      

история

22

9

47

88

63.1

55.6

52.3

Общест

24

24

47

88

64.3

58.9

58.7

 

 В 2012 г. я готовлю к выпуску группу, которая сборная из двух школ, это результат реализации проекта сетевого взаимодействия. Поможет ли мне мой опыт — покажет время. А пока на каждом  уроке —  активная работа детей вместе с учителем!

 

Рейтинг: 0 Голосов: 0 2913 просмотров
Комментарии (1)
Шкопкин О.В. # 15 апреля 2012 в 20:51 0
С вашей точки зрения УМК, предлагаемый программами (утвержденными министерством), не соответствует требованиям ЕГЭ. Т.е. вы предлагаете, учитель должен ориентироваться на требования ЕГЭ в составлении своего учебного плана. Возникает вопрос, а стандарты не предусматривают этого. Хотя , я вижу, вы делаете ударение на применение не "стандартных" форм и методов обучения на уроке, но это не новость. Или настаиваете на развитии у детей коммуникаций, при чем тогда ЕГЭ. Из статьи, мне не понятно, все таки есть расхождение требований ЕГЭ и УМК(тогда в чем), или поменялись требования к компетенциям выпускника? Я думаю, учителю истории, не прошедшему подготовку детей к ЕГЭ, будет это полезно знать, либо он так и будет считать, что вы занимаетесь натаскиванием детей на ЕГЭ.