С 2006 года мои ученики сдают ЕГЭ по истории и обществознанию. В 2007 г. впервые я начала преподавать историю и обществознание в профильных группах. Преподавание истории осуществлялось по УМК Н.В. Загладина, С.И.Козленко и др., а так же рабочим программам разработанным на основе Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования и Примерной программы среднего (полного) общего образования по истории(профильный уровень).
По обществознанию — по УМК Л.Н. Боголюбова(профильный уровень) и рабочим программам разработанным на основе Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования и Примерной программы среднего (полного) общего образования по обществознанию (профильный уровень).
В соответствии с учебным планом на историю было отведено 4 часа в неделю, на обществознание — 3 часа.
Не секрет, что обществознание является самым массовым предметом по выбору, а результаты ЕГЭ по истории продолжают оставаться достаточно низкими как на уровне района, так и на уровне Федерации в целом. В чем же причина? Так сложны КИМы или педагоги не достаточно готовы сами? На мой взгляд, есть несколько ответов на поставленные вопросы.
Проблема подготовки учащихся, на мой взгляд, заключается в следующем:
1. При выборе предмета в качестве профильного, с последующим выходом на экзамен, предполагается наличие основательных базовых знаний по предмету, что даст возможность учителю планировать свою деятельность на углубление этих знаний и их применение на практике: работа с первоисточниками, анализ, сравнение, схематизация и т.д. В реальности приходится зачастую начинать курс с «чистого листа» — история Древней Руси давно забыта да и уровень знаний шестиклассника и выпускника, сдающего ЕГЭ по истории, не поддаются сравнению;
2. Педагоги, работающие на второй ступени обучения, не применяют на практике тех видов заданий, которые включают в себя контрольно-измерительные материалы по истории. Тем не менее подготовку к экзамену по обществознанию в 9-м классе считают чем-то особенным, оторванным от основного учебного процесса и начинают ее только в 9-м классе;
3. УМК, применяемые в настоящее время в старшей школе, не соответствуют требованиям по подготовке учащихся к ЕГЭ. Задания к параграфам носят репродуктивный характер, отсутствуют проблемные вопросы, дополнительные материалы. Все это приходится готовить учителю, привлекая дополнительные источники и средства.
Получив первый опыт сдачи ЕГЭ по истории и обществознанию в 2006 г, поняла, что в первую очередь учитель сам должен быть готов выполнить без запинки любое задание из КИМа по преподаваемым предметам. Подготовка к ЕГЭ это не «натаскивание», как, к сожалению, еще считают некоторые педагоги, это технологический подход, начинать который надо не в 11-м, а в 4-5 классе. Даже если педагог в настоящее время не работает в выпускных классах, он должен беспрестанно помнить, что его ученикам предстоит сдавать экзамен через пять-шесть лет, и он закладывает не только фундамент знаний, но и главное — фундамент умений. Подготовка к экзамену начинается с создания ситуации успеха на каждом уроке. Начинаю урок не с простого объявления темы урока, а с предложения детям сделать предположения, о чем пойдет речь на уроке. Пусть они, а не я обозначат цель урока. И тогда это будет цель ученика, а та информация, которую он услышит, будет направлена на ее реализацию. Нередко, в начале урока пишу на доске ряд понятий и прошу ребят найти лишнее, выпадающее из ряда (опять задание повышенной степени сложности по обществознанию в части В). Чтобы научить ребят работать с текстом, минимальную часть нового материала объясняю сама, все остальное находим вместе: анализируем, сравниваем, учимся составлять схемы. Ребята чертят на доске получившиеся разные варианты, а потом самостоятельно выбирают лучший вариант, обосновывая свой выбор. Получив возможность планировать свою работу при помощи рабочих программ, стараюсь уже с 6 класса проводить лабораторные и практические работы по истории, используя исторические источники. Это способствует развитию навыков самостоятельной работы с неизвестным текстом и заданиями к тексту. Убедилась, что нельзя задавать домашнее задание по шаблону, оно должно содержать в себе проблему. Например, в 5 классе, изучая географическое положение Греции, не задавайте ребятам «прочитайте § », а попросите их сравнить географическое положение Финикии и Греции, найти черты сходства и различия (задание части С), Тогда наши ученики будут знать, что они слушают и читают параграф не только для того, чтобы уметь его пересказать, а для того, чтобы применять эту информацию в разных ситуациях. Когда вы со своими учениками будете стоять на пороге 11 класса, достаточно будет показать демо-версию, чтобы убедиться, что ни одно из предложенных заданий не вызовет у них испуга, другое дело, если где-то не будет хватать знаний. Но подучить в 11-м классе теоретический материал гораздо проще, чем научить работать с КИМами.
Все используемые мною в работе методы — это методы проблемно-развивающего обучения. Их нельзя назвать новыми, их применение на любом уроке будет возможно только тогда, когда учитель готов будет отойти от методических пособий и начнет сам творить свои уроки.
Руководствуясь в своей практике исключительно такими методами, в 2008 г. мои выпускники показали результаты по истории и обществознанию выше районного и краевого уровней. 2011 год был для меня опять выпускной, вот такие результаты были получены моими учениками:
Предмет | К-во учеников всего | Сдавали экзамен | Минимальный балл | Максимальный балл | Средний балл по школе | Средний балл по району | Средний балл по краю |
история | 22 | 9 | 47 | 88 | 63.1 | 55.6 | 52.3 |
Общест | 24 | 24 | 47 | 88 | 64.3 | 58.9 | 58.7 |
В 2012 г. я готовлю к выпуску группу, которая сборная из двух школ, это результат реализации проекта сетевого взаимодействия. Поможет ли мне мой опыт — покажет время. А пока на каждом уроке — активная работа детей вместе с учителем!