Урок русского языка по системе Л.В.Занкова
по учебнику А.В.Поляковой «Русский язык» 3 класс, часть2
- Тема:
- Правописание о, е в окончаниях существительных после букв, обозначающих шипящие звуки и Ц. Закрепление
- Цели:
- 1.Прививать навык грамотного написания окончаний существительных, содержащих буквы о, е после шипящих и ц .
- 2.Продолжать формирование орфографических навыков.
- 3.Продолжить работу по общеречевому развитию учащихся.
- Ход урока:
- 1. Актуализация знаний
- Учитель. Перед вами группа букв, которую сегодня мы запишем (чистописание): Щщ, Чч. Шш ,Жж, Цц. Запишите, какие они обозначают звуки : [щ/ ], [ч/ ], [ш ], [ж ], [ц]. Учащиеся говорят, какие из них всегда мягкие, всегда твёрдые, шипящие, парные. Знают правило правописания гласных после шипящих .
- 2. Определение темы урока
- Учитель. Не случайно д ля чистописания взяты эти буквы.
- Учащиеся. Мы на прошлом уроке познакомились с правописанием о, е после шипящих.(Называют правило ) Приводят примеры, записывают в тетради, ставят ударение, выделяют окончания в словах:овцой, тучей. птицей, Мишей, сторожем. борщом. курицей.
- Делают вывод о правописании о ,е после шипящих в окончаниях 1,2 склонения в Т.п.
- 3.Закрепление
- Готовим к словарному диктанту 6 столбик словарных слов. Посчитайте, сколько в этом столбике существительных 2 склонения. Учащиеся подсчитывают и выдают правильный и дружный ответ: 17.
- Учитель: попрошу выделить из них те слова ,которые отвечают теме данного урока. Дети называют слова: отец, падеж, огурец. Записывают слова в Т.п Ещё раз подтверждают правило правописания.
- 4. Работа над развитием речи
- На доске записаны слова. Перстень-. Зной-, Граница-, Мрак-, Залив -, Удача -, Обязанность -, Безмолвие- (объясняют правописание приставки – без -).
- Какую работу можно предложить с данными словами? Предлагают дети подобрать синонимы или антонимы. Выбирают синонимы. Записывают слова: кольцо, жара, рубеж, темнота, бухта, успех, долг, тишина.
- Задания.
- Записать слова кольцо, рубеж, удача в Т.п., выделив окончания.
- Выписат ь слова с безударной гласной в корне, проверяемой ударением: кольцо, граница, темнота, тишина.
- Выписать слова с парными согласными в корне: рубеж. залив. мрак, долг.
- Подумайте, на какие группы можно разделить данные слова? Учащиеся называют 1,2.3 склонения
- Физкультурная минутка. Выполнение гимнастики для глаз.
- 5) Работа в группах.
- Найти в каждом столбике «лишнее» слово.
1)без обложк- |
1) на речк- |
1) по травк- |
2)на берёз- |
2)в краск- |
2)в печк- |
3)о брусник- |
3)о ламп- |
3)на картинк- |
4)в строк- |
4)в лимон- |
4)в деревн- |
- Все 5 групп выполняют задание правильно, обосновывают свой выбор: в1 столбике-1слово(Р.п), во 2 столбике-4 слово(2 склонение ,м.р),В 3 столбике-1 слово( Д.п).
- 6. Работа над предложением.
- Даны слова: маленький, в, окно, воробей, смотреть, на, девочка.
- Дети предлагают варианты. Маленький воробей смотрит на девочку в окно. Маленькая девочка смотрит в окно на воробья.
- Задания: 1).Подчеркнуть грамматическую основу предложения. 2). Назвать словосочетания в предложениях. 3).Определить падежи имён существительных.
- Проводится взаимопроверка.
- 7) Рефлексия. Какие задания на уроке вам было интересно выполнять? Осталась ли тема урока для вас непонятной? Можете ли вы сказать, что научились безошибочно работать с этой орфограммой?
- 8) Домашнее задание. Записать 15 слов из словаря (6столбик), выучить их, сделать транскрипцию пяти любых слов.