Технологическая карта урока
В 4 классе по учебному предмету «математика»
Предмет: математика
Класс: 4 класс
Тема урока: «Выражение и его значение. Порядок выполнения действий»
Тип урока: урок рефлексии
Учитель: Гупалова Елена Александровна
Цели деятельности учителя | Создать условия для организации и проведения повторения порядка выполнения действий в выражениях со скобками и без скобок; совершенствовать навык решения задач и примеров, умения поиска необходимой информации и анализа полученной информации; определять границы знания и «незнания»; способствовать развитию интереса к предмету «Математика» |
Тип урока | Урок рефлексии |
Планируемые | Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): знают порядок выполнения действий в выражениях со скобками и без скобок; владеют навыком решения примеров и задач. Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): овладеют способ-ностью понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления; слушают собеседника и ведут диалог, оценивают свои достижения на уроке; умеют вступать в речевое общение, пользоваться учебником. Личностные:имеют мотивацию учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях |
методы и формы | Формы:фронтальная, индивидуальная. Методы:словесный, наглядный, практический |
Образовательные | 1. Математика. 3–4 классы: поурочные планы по программе «Школа России». – Волгоград: Учитель, 2012. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM). 2. http://narod.ru/disk/60977327001.6a18e44262bd6338f66f5af839aa646c/14364.zip.html 3. http://www.uchportal.ru/load/46-1-0-29502 4. http://rusfolder.com/32474579 |
Оборудование | Интерактивная доска (экран), компьютер, проектор |
Основные понятия и термины | Порядок действий, выражения со скобками и без скобок |
Этапы | Обучающие | Деятельность учителя | Деятельность | Формы органи- зации действия на уроке | Формируемые умения | Промежуточный контроль | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
I. Моти- (самоопределение) к учебной деятель- ности | Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала | Приветствует учащихся, проверяет готовность класса и оборудования, эмоционально настраивает на учебную деятельность. Смекай, считай, отгадывай. Пусть победит смекалка! Думай, пробуй и ищи, Будет трудно – не пищи! | Слушают учителя. Демонстрируют готовность к уроку, готовят рабочее место к уроку | Фронтальная, индивидуальная | Л– понимают и принимают значение знаний для человека; имеют желание учиться; проявляют интерес к изучаемому предмету, понимают его важность | Наблю-дение за организацией учащимися рабочего места | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
II. Актуализация знаний | 1. Проверка домашнего задания. | Проверяет наличие домашней работы в тетрадях. |
| Фронтальная. | П– проводят анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогию; извлекают необходимую информацию из учебных текстов; используют знаково-символические средства для решения практических задач; осознанно и произвольно строят речевое высказывание; подводят под понятие; владеют способами выполнения заданий поискового характера, базовыми предметными понятиями.Р– принимают и сохра- | Наблюдения учителя. Владение вычислительными навыками | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| 2. Устный счет: 1) Вычисление цепочки примеров и нахождение следующего числа в ряду ответов. |
| Выполняют задание. | Фронтальная. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| 2) Арифметический диктант | Читает задачи: а) В одном ведре 8 л воды, а в другом – на 2 л меньше. Сколько воды во втором ведре? (8 – 2 = 6.) б) В одном ведре 8 л воды, а в другом на 2 л больше. Сколько воды в двух ведрах? в) В ведре было 12 л воды. Из него отлили сначала 2 л, а потом еще 4 л. Сколько литров воды осталось в ведре? (12 – 2 – 4 = 6.) г) Из ведра отлили 4 л воды, а потом еще 3 л. После этого в нем осталось 2 л. Сколько воды было в ведре вначале? (4 + 3 + 2 = 9.) д) В одном ведре было 10 л воды, а в другом 8 л. Из них на поливку взяли 6 л. Сколько воды осталось в ведрах? ((10 + 8) – 6 = 12.) Проводится проверка записанных решений | Записывают решение задачи выражением | Индивидуальная, фронтальная | няют учебные задачи, ориентируются в учебнике; планируют, контроли-руют учебные действия; замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи. К– обмениваются мнениями; умеют слушать друг друга, строить понятные для партнера лучения необходимой для решения проблемы информации; могут работать в коллективе, уважают мнения других участников образовательного процесса. Л– осознают свои возможности в учении; способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха | Решение текстовых арифметических задач | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
III. Целеполагание |
| – Найдите значение выражений. (Запись на доске: (8 – 3) + 4 и 8 – (3 + 4).) – Что общего в этих выражениях? – А есть какое-то отличие? – А почему получились разные ответы? – Сегодня на уроке мы с вами и будем повторять порядок действий в выражениях | Выполняют задание.
Отвечают на вопросы.
Внимательно слушают | Фронтальная, индивидуальная |
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
IV. Изучение нового материала | Работа по учебнику, в тетради: повторение порядка действий в выражениях. | – Откройте учебник на странице 6. Прочитайте вводную статью. | Открывают с. 103 | Индивидуальная. | Работа | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
| № 11. Проверяет правильность рассуждений уча-щихся: 320: (60 – 52) · 6 – В этом выражении есть скобки. Значит, а затем по порядку слева направо: деление, 60 – 52 = 8, 320: 8 = 40 и 40 · 6 = 240. | Решают с комментированием примеры. Записывают в тетрадь. | Фронтальная. |
| Выполнение действий в выражениях со скоб- ками, знание порядка действий в выражениях со скобками. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
| 230 + (170 + 40: 2). – В этом выражении есть скобки. Значит, первое действие надо выполнять в скобках. |
Аналогично объясняют решение еще двух примеров. |
|
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| Физкультминутка | Предлагает выполнить движения согласно физкультминутке | Выполняют физкультминутку | Фронтальная | Р– принимают и сохраняют учебную задачу. К– проявляют готовность слушать. Л– имеют установку | Выполнение движений согласно инструкции учителя | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
V. Практическая деятельность | 1. Решение | № 13.
1) 5 · 8 = 40 (р.) – составляют 8 монет. 2) 50 + 40 = 90 (р.). Ответ: 90 рублей всего. | Задачу № 13 решают самостоятельно после совместной записи | Фронтальная, индивидуальная. | П– проводят анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогию, сериацию, классификацию; выдвигают гипотезы и их обосновывают; осуществляют | Устные ответы, записи | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
№ 14.
1) 120: 2 = 60 (м.) – в 1 вагоне. 2) 60 · 7 = 420 (м.). Ответ: 420 мест в 7 вагонах. | Один учащийся решает задачу с комментированием у доски. | Фронтальная, индивидуальная. | поиск необходимой информации; используют знаково-символические средства; осуществляют моделирование и преобразование моделей разных типов (схемы, знаки и т. д.); строят логическую цепь рассуждений, доказательство; устанавливают причинно-следственные связи; осознанно и произвольно строят речевое высказывание. Р– осуществляют контроль, коррекцию, оценку; волевую саморегуляцию в ситуации затруднения. К– выражают свои | Решение текстовых арифметических задач. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
№ 18 (с. 7). – Прочитайте задачу. Объясните, что означают выражения. Для учащихся, которые затрудняются объяснить, что означают выражения, необходимо сделать краткую запись.
1) 250: 5 – узнаем, сколько упаковали пакетов с семенами астр. 2) 240: 8 – узнаем, сколько упаковали пакетов с семенами гвоздик. 3) 250: 5 + 240: 8 – узнаем, сколько всего пакетов с семенами цветов упаковали. – Поставьте вопрос к задаче так, чтобы в выражении был знак «минус».
– Запишите решение задачи. |
Выполняют задания.
– На сколько пакетов | Фронтальная, индивидуальная. |
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| 2. Индивидуальные разноуровневые задания. |
| Выполняют задания. | Индивидуальная. | зуют критерии для обоснования своего суждения | Владение вычислительными навыками (сложение и вычита- ние в пределах 100 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
3. Задания |
| Выполняют задания | Индивидуальная |
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
VI. Итоги урока. Рефлексия | Обобщение полученных на уроке сведений. Заключительная беседа. Выставление оценок | – Повторите порядок выполнения действий. – Перечислите типичные ошибки при решении примеров со скобками и без скобок. – Какие рекомендации можете дать во избежание данных ошибок? | Отвечают на вопросы, делают выводы и обобщения | Фронтальная, индивидуальная | П– ориентируются в своей системе знаний. Р– оценивают собственную деятельность на уроке. Л– проявляют интерес | Устные ответы | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
VII. Домашнее задание | Инструктаж | С. 7, № 20, 21 | Задают уточняющие вопросы | Фронтальная, индивидуальная | Р– принимают и сохраняют учебную задачу, осуществляют поиск средств для ее выполнения |
|