СОГЛАСОВАНО: Зам.директора по воспитательной работе ____________Н.Ю.Давлеева Протокол № от ______________ . | УТВЕРЖДАЮ: Директор МБОУ КСОШ №1 ______________ О.В.Шкопкин Приказ №_ от «___»_____ _______г.
|
Рабочая программа
внеурочной деятельности
"Школа и компьютер"
общеинтеллектуального направления.
Автор программы
учитель начальных классов
Гупалова Е.А.
Срок реализации программы — 3 года
Класс: 2, 3,4
Пояснительная записка
Данная рабочая программа курса внеурочной деятельности «Школа и компьютер» составлена на основе авторских программ курса информатики Тур С.Н., Бокучаева Т.П. для 2 — 4 классов, допущенной Министерством образования и науки к изучению в общеобразовательных школах, авторской программы Дуванова А.А. «Азбука Роботландии» и «Информатика и ИКТ» автора А.В. Горячева/Образовательная система «Школа 2100».
Изучение информационных технологий в начальной школе является неотъемлемой частью современного общего образования и направлено на формирование у подрастающего поколения нового целостного миропонимания и информационного мировоззрения, понимания компьютера как современного средства обработки информации.
Основной целью программы является:
подготовка учащихся к эффективному использованию информационных технологий в учебной и практической деятельности, развитие творческого потенциала учащихся, подготовка к проектной деятельности, а также освоение знаний, составляющих начала представлений об информационной картине мира, информационных процессах и информационной культуре; овладение умением использовать компьютерную технику как практический инструмент для работы с информацией в учебной деятельности и повседневной жизни; воспитание интереса к информационной и коммуникативной деятельности, этическим нормам работы с информацией; воспитание бережного отношения к техническим устройствам.
Основные задачи общего учебного процесса программы:
формирование общеучебных умений: логического, образного и алгоритмического мышления, развитие внимания и памяти, привитие навыков самообучения, коммуникативных умений и элементов информационной культуры, умений ориентироваться в пространственных отношениях предметов, умений работать с информацией (осуществлять передачу, хранение, преобразование и поиск);
формирование умения выделять признаки одного предмета, выделять и обобщать признаки, свойственные предметам группы, выделять лишний предмет из группы предметов, выявлять закономерности в расположении предметов, использовать поворот фигуры при решении учебных задач, разделять фигуру на заданные части и конструировать фигуру из заданных частей по представлению;
формирование понятий существенных признаков предмета и группы предметов; понятия части и целого; геометрического преобразования поворота;
формирование умения представлять информацию различными способами (в виде чисел, текста, рисунка, таблицы, схемы), упорядочивать информацию по алфавиту и числовым значениям (возрастанию и убыванию), строить простейшие логические выражения с использованием связок "и", "или", "не", "найдется", "для всех";
привитие ученикам необходимых навыков использования современных компьютерных и информационных технологий для решения учебных и практических задач.
Место предмета в учебном плане
На изучения курса внеурочной деятельности "Школа и компьютер" отводится 1 час в неделю (всего 101час). 1 класс — 33 часа, 2,3 классы — 34 часа.
Планируемые результаты освоения курса
1 класс
2 класс
3 класс
Модуль "План действий. Логические модели"
находить лишний предмет в группе однородных;
давать название группе однородных предметов;
находить предметы с одинаковым значением признака (цвет, форма, размер, количество элементов и т. д.);
находить закономерности в расположении фигур по значению одного признака;
называть последовательность простых знакомых действий;
находить пропущенное действие в знакомой последовательности;
отличать заведомо ложные фразы;
называть противоположные по смыслу слова.
ориентироваться в пространственных отношениях предметов;
выделять признак, по которому произведена классификация предметов; находить закономерность в ряду предметов или чисел и продолжать этот ряд с учетом выявленной закономерности;
выявлять причинно-следственные связи и решать задачи, связанные
с анализом исходных данных;
решать логические задачи;
решать задачи, связанные с построением симметричных изображений несложных геометрических фигур;
понимать и создавать самостоятельно точные и понятные инструкции при решении учебных задач и в повседневной жизни
«Знакомство с компьютером»
знать как правильно и безопасно вести себя в компьютерном классе;
познакомиться с названиями составных частей компьютера (монитор, клавиатура, мышь, системный блок и пр.);
обозначать, для чего нужны основные устройства компьютера;
пользоваться мышью и клавиатурой;
запускать компьютерные программы и завершать работу с ними.
овладеть правилами поведения в компьютерном классе и элементарными действиями с компьютером (включение, выключение, сохранение информации на диске, вывод информации на печать);
понимать роль компьютера в жизни и деятельности человека;
познакомиться с основными аппаратными средствами создания и обработки графических и текстовых информационных объектов (мышь, клавиатура, монитор, принтер) и с назначением каждого из них;
научиться представлять информацию на экране компьютера с мощью клавиатуры и мыши: печатать простой текст в текстовом редакторе, изображать простые геометрические фигуры в цвете с помощью графического редактора;
назначение основных устройств компьютера (устройства ввода/вывода, хранения, передачи и обработки информации);
этические правила и нормы, применяемые при работе с информацией, и правила безопасного поведения при работе с компьютерами.
Модуль «Создание рисунков»
выполнять основные операции при рисовании с помощью одной из компьютерных программ;
сохранять созданные рисунки и вносить в них изменения.
узнать правила работы графического редактора и освоить его возможности (освоить технологию обработки графических объектов);
свободно создавать рисунки на заданную тематику;
соединять и дробить рисунки на составляющие части;
создавать сложные композиции.
Модуль «Создание текстов»
набирать текст на клавиатуре;
сохранять набранные тексты, открывать ранее сохранённые текстовые документы и редактировать их;
копировать, вставлять и удалять фрагменты текста;
устанавливать шрифт текста, цвет, размер и начертание букв.
узнать правила работы текстового редактора и освоить принципы работы с ним
вводить текст, используя клавиатуру компьютера
осуществлять форматирование текста;
выполнять вставки различных объектов в текст, изменять их;
менять настройки страниц
набирать тексты средних объемов
Модуль "Создание презентаций"
создавать слайдовые презентации
выбирать необходимые макеты и дизайн
оформлять слайды, вставлять текст и графические объекты
соблюдать правила оформления презентаций
создавать мультимедийные презентации определенной тематики
Модуль "Поиск информации"
виды информации (текстовая, числовая, графическая, звуковая), свойства информации;
способы работы с информацией, заключающиеся в передаче, поиске, обработке, хранении;
осуществлять поиск информации в словарях, справочниках, энциклопедиях, каталогах; использовать ссылки, научиться понимать «Справку» в различном ПО;
источники информации (книги, пресса, радио и телевидение, Интернет, устные сообщения);
Личностные
внутренняя позиции школьника на основе положительного отношения к школе;
принятие образа «хорошего ученика»;
положительная мотивация и познавательный интерес к изучению курса «Веселый компьютер»;
способность к самооценке;
начальные навыки сотрудничества в разных ситуациях;
Познавательные
начало формирования навыка поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий;
сбор информации;
обработка информации (с помощью ИКТ);
анализ информации;
передача информации (устным, письменным, цифровым способами);
самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;
использовать общие приёмы решения задач;
контролировать и оценивать процесс и результат деятельности;
моделировать, т.е. выделять и обобщенно фиксировать группы существенных признаков объектов с целью решения конкретных задач.
подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков;
синтез;
сравнение;
классификация по заданным критериям;
установление аналогий;
построение рассуждения.
Регулятивные
начальные навыки умения формулировать и удерживать учебную задачу;
преобразовывать практическую задачу в познавательную;
ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем;
выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
умение выполнять учебные действия в устной форме;
использовать речь для регуляции своего действия;
сличать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок;
выделять и формулировать то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, определять качество и уровня усвоения;
Коммуникативные
работать в группе, учитывать мнения партнеров, отличные от собственных;
ставить вопросы;
обращаться за помощью;
формулировать свои затруднения;
предлагать помощь и сотрудничество;
договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
слушать собеседника;
договариваться и приходить к общему решению;
формулировать собственное мнение и позицию;
осуществлять взаимный контроль;
адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Способами проверки ожидаемых результатов служат: текущий контроль (опрос, проверка заданий на ПК), игры, итоговые работы. Система оценивания – безотметочная. Используется только словесная оценка достижений учащихся.
Содержание
| 1 класс | 2 класс | 3 класс |
Модуль "План действий. Логические модели" | Последовательность действий. Последовательность состояний в природе. Выполнение последовательности действий. Составление линейных планов действий. Поиск ошибок в последовательности действий.(6ч)
|
|
|
«Знакомство с компьютером»
| Устройство компьютера. Монитор и мышь. Клавиатура. Клавиатурный тренажер. Работа в графическом редакторе. Работа в текстовом редакторе. (7ч)
| Компьютеры вокруг нас. Новые профессии. Компьютеры в школе. Правила поведения в компьютерном классе. Основные устройства компьютера. Компьютерные программы. Операционная система. Рабочий стол. Компьютерная мышь. Клавиатура. Включение и выключение компьютера. Запуск программы. Завершение выполнения программы. 6ч.
| Файлы. Папки (каталоги). Имя файла. Размер файла. Сменные носители. Полное имя файла. Операции над файлами и папками (каталогами): создание папок (каталогов), копирование файлов и папок (каталогов), перемещение файлов и папок (каталогов), удаление файлов и папок (каталогов). Примеры программ для выполнения действий с файлами и папками (каталогами). 4ч |
Модуль «Создание рисунков»
|
| Компьютерная графика. Примеры графических редакторов. Панель инструментов графического редактора. Основные операции при рисовании: рисование и стирание точек, линий, фигур. Заливка цветом. Рисование различных объектов. 6ч
|
|
Модуль «Создание текстов»
|
| Компьютерное письмо. Клавиатурные тренажёры. Текстовые редакторы. Примеры клавиатурных тренажёров и текстовых редакторов. Правила клавиатурного письма. Основные операции при создании текстов: набор текста, перемещение курсора, ввод прописных букв, ввод букв латинского алфавита, сохранение текстового документа, открытие документа, создание нового документа, выделение текста, вырезание, копирование и вставка текста. Оформление текста. Выбор шрифта, размера, цвета и начертания символов. Организация текста. Заголовок, подзаголовок, основной текст. Выравнивание абзацев. 10ч
| Компьютерное письмо. Клавиатурные тренажёры. Текстовые редакторы. Форматирование текста. Оформление текста. Вставка рисунков, таблиц, объектов и их изменения. Правила оформления сообщений, рефератов. 12ч |
Модуль "Создание презентаций"
|
| Презентация. Редактор электронных презентацийMSPowerPoint. Компьютерная презентация. Основные операции при создании презентации. Этапы создания презентации. Добавление слайдов. Перемещение слайдов. Макеты. Дизайн. Вставка рисунка, текста. 10ч.
| Макеты и дизайн слайдов. Этапы создания презентации. Вставка рисунка, диаграммы, графика, звука, гиперссылки. Настройка эффектов анимации. Создание презентации на выбранную тему 12ч |
Модуль "Поиск информации"
|
| Способы компьютерного поиска информации: просмотр подобранной по теме информации, поиск файлов с помощью файловых менеджеров, использование средств поиска в электронных изданиях, использование специальных поисковых систем. 2ч
| Поисковые системы. Примеры программ для локального поиска. Поисковые системы в сети Интернет. Поисковые запросы. Уточнение запросов на поиск информации. Сохранение результатов поиска. Поиск и сохранение найденных изображений. 6ч |
| 33ч | 34ч | 34ч |
Календарно-тематическое планирование
1класс
№ | Тема | Кол-во часов | Дата |
1 | Цвет предметов. |
|
|
2 | Форма предметов. |
|
|
3 | Размер предметов. |
|
|
4 | Название предметов. |
|
|
5 | Признаки предметов. |
|
|
6 | Состав предметов. |
|
|
7 | Понятия «равно», «не равно». |
|
|
8 | Понятия «больше», «меньше». |
|
|
9 | Понятия «вверх», «вниз», «вправо», «влево». |
|
|
10 | Действия предметов |
|
|
11 | Последовательность событий. |
|
|
12 | Порядок действий. |
|
|
13 | Т.Б. Устройство компьютера |
|
|
14 | Монитор и мышь |
|
|
15 | Клавиатура |
|
|
16 | Создание рисунков |
|
|
17 | Набор текста |
|
|
18 | Набор текста |
|
|
19 | Форматирование текста |
|
|
20 | Цифры. |
|
|
21 | Возрастание, убывание. |
|
|
22 | Множества. Элементы множества. |
|
|
23 | Способы задания множества. |
|
|
24 | Сравнение множеств |
|
|
25 | Отображение множеств |
|
|
26 | Кодирование |
|
|
27 | Симметрия |
|
|
28 | Отрицание |
|
|
29 | Понятия «истина» и «ложь». |
|
|
30 | Понятие «дерево» |
|
|
31 | Графы |
|
|
32 | Графы |
|
|
33 | Комбинаторика |
|
|
34 |
|
|
|
2 класс
№ | 2 класс | Кол-во часов | Дата |
1 | Техника безопасности. Компьютеры вокруг нас |
|
|
2 | Компьютеры в школе. Основные устройства компьютера. |
|
|
3 | Компьютерные программы. Операционная система. |
|
|
4 | Устройства ввода информации. |
|
|
5 | Устройства вывода информации. |
|
|
6 | Включение и выключение компьютера. Запуск программы. |
|
|
7 | Компьютерная графика. Примеры графических редакторов. |
|
|
8 | Панель инструментов графического редактора. |
|
|
9 | Рисование стандартных фигур. |
|
|
10 | Заливка. Составление композиции из фигур |
|
|
11 | Создание графических объектов и подписей. |
|
|
12 | Создание собственной графической композиции. |
|
|
13 | Компьютерное письмо. Клавиатурные тренажёры |
|
|
14 | Текстовые редакторы. |
|
|
15 | Сохранение текстового документа, открытие, закрытие, создание нового документа, |
|
|
16 | Ввод букв русского алфавита. |
|
|
17 | Дополнительная цифровая клавиатура. |
|
|
18 | Набор текста. |
|
|
19 | Перемещение курсора, ввод прописных букв, |
|
|
20 | Выделение текста. Вырезание, копирование и вставка текста. |
|
|
21 | Оформление текста. |
|
|
22 | Выбор шрифта, размера, цвета и начертания символов. |
|
|
23 | Слайдовая презентация. Назначение презентаций. |
|
|
24 | Интерфейс программы. |
|
|
25 | Создание презентации. Добавление нового слайда. |
|
|
26 | Макеты слайдов и типы добавляемых объектов. |
|
|
27 | Дизайн слайдов. Изменение фона. |
|
|
28 | Текст и рисунки на слайдах. |
|
|
29 | Текст и рисунки на слайдах. |
|
|
30 | Перемещение слайдов. |
|
|
31 | Создание собственной презентации. |
|
|
32 | Представление презентаций. |
|
|
33 | Поиск на компьютере |
|
|
34 | Поиск в интернете |
|
|
3 класс
№ | Тема | Кол-во часов | Дата |
1 | Техника безопасности. Файлы. | 1 | 6.09 |
2 | Папки. Имя файла. Размер файла. | 1 | 13.09 |
3 | Сменные носители. Полное имя файла. | 1 | 20.09 |
4 | Операции над файлами и папками. | 1 | 27.09 |
5 | Поиск информации. Различные способы поиска. | 1 | 4.10 |
6 | Поисковые системы сети Интернет. | 1 | 11.10 |
7 | Поисковые запросы. | 1 | 18.10 |
8 | Уточнение поисковых запросов. | 1 | 25.10 |
9 | Сохранение результатов поиска. | 1 | 8.11 |
10 | Поиск изображений. Сохранение изображений. | 1 | 15.11 |
11 | Компьютерное письмо. Текстовые редакторы. | 1 | 22.11 |
12 | Панель инструментов. | 1 | 29.11 |
13 | Набор текста. | 1 | 6.12 |
14 | Вставка объектов, символов. | 1 | 13.12 |
15 | Разметка страницы. Поля. | 1 | 20.12 |
16 | Параметры абзаца. Выравнивание. | 1 | 27.12 |
17 | Цвет и выделение текста. | 1 | 10.01 |
18 | Оформление списков. | 1 | 17.01 |
19 | Вставка рисунка, его форматирование. | 1 | 24.01 |
20 | Вставка таблиц и их изменение. | 1 | 31.01 |
21 | Вставка объектов. Оформление документов. | 1 | 7.02 |
22 | Создание реферата. | 1 | 14.02 |
23 | Слайдовые презентации. Панель инструментов. | 1 | 21.02 |
24 | Создание нового документа. Выбор дизайна. | 1 | 28.02 |
25 | Макеты слайдов. расположение объектов на слайде. | 1 | 7.03 |
26 | Вставка текста, изображения. | 1 | 14.03 |
27 | Вставка и работа с таблицей. | 1 | 21.03 |
28 | Вставка звука. Кнопки навигации. | 1 | 4.04 |
29 | Анимация смены слайдов. | 1 | 11.04 |
30 | Анимация объектов на слайде. | 1 | 18.04 |
31 | Настройка анимации. | 1 | 25.04 |
32 | Создание собственной презентации. | 1 | 2.05 |
33 | Создание собственной презентации. | 1 | 16.05 |
34 | Промежуточная аттестация. Представление презентаций. | 1 | 23.05 |
Итоговая работа за 3 класс
Форма:Составление собственной презентации на тему: «Летний спорт»
Задание:Создать презентацию про летние виды спорта, оформить дизайн, переходы между слайдами, распределить информацию на слайдах.
Критерии оценивания:
Соблюдение структуры | 0 – структура отсутствует 1-частичное соответствие структуре 2- полное соответствие структуре |
Цветовое решение (дизайн) | 0 – цвета использованы не верно, дизайн не соответствует нормам 1 – правильное цветовое сочетание, дизайн выбран в соответствии с нормой |
Применение переходов между слайдами | 0 – переходы отсутствуют 1 – переходы имеются |
Анимация | 0 – Анимация отсутствует 1 – анимация использована |
Расположение элементов на слайдах | 0 – элементы расположены хаотично 1 – элементы расположены по определенной структуре |
Работа с текстом | 0 – учащийся неверно работает с текстом 1 – учащийся правильно работает с тестом |
Работа с графическими элементами | 0 – учащийся не работает с графическими объектами 1 – учащийся работает с графическими объектами |
Максимальный балл: 8 баллов
Для зачета: 4 балла