ГлавнаяМетодическая копилкаНачальная школаПрофилактика переутомления школьников

Профилактика переутомления школьников

Профилактика переутомления школьников

Организм ребенка младшего школьного возраста отличается незавершенностью развития важных для школьного обучения органов и функциональных систем (центральной нервной системы, зрительного и слухового анализаторов, опорно-двигательного аппарата). В связи с этим правильно организованный учебно-воспитательный процесс способствует не только качественному овладению общеучебными умениями и навыками для школьника, но и благоприятному росту и развитию ученика, укреплению его здоровья. В нашей школе создаются все  условия для удовлетворения естественной потребности школьников в движении. Эта потребность реализуется посредством ежедневной двигательной активности учащихся: уроки физкультуры, динамические паузы, физкультминутки на уроках, подвижные игры на свежем воздухе,  подвижные игры на всех переменах. Правильно составленное расписание учебного дня школьника предупреждает появление переутомления.
   

 ПОНЯТИЕ, ПРИЗНАКИ И ПРИЧИНЫ ПЕРЕУТОМЛЕНИЯ.


Переутомление — временное снижение работоспособности под влиянием длительного воздействия нагрузки.

  • поведенческом — снижение производительности деятельности, уменьшение скорости и точности работы;
  • физиологическом — затруднение выработки условных связей, повышение инерционности в динамике нервных процессов;
  • психологическом — снижение чувствительности, нарушение внимания, памяти, интеллектуальных процессов, сдвиги в эмоционально-мотивационной сфере.

Внешние признаки утомления при умственной деятельности

Признаки Усталость незначительная Усталость значительная  Усталость острая 
Внимание Редкие отвлечения

Внимание рассеянное, частые

отвлечения

Внимание рассеянное, реакции на новые раздражители (новые словесные указания) отсутствуют
Движения  Потягивание ног и выпрямление туловища. Движения точные

Частая смена позы, повороты головы в разные стороны,

поддерживание  головы руками. Движения неуверенные, медленные

Стремление положить голову на стол, выпрямиться, откинувшись на спинку стула. Суетливые движения рук и пальцев (ухудшение почерка).
Интерес Живой интерес Слабый интерес, отсутствие вопросов Полное отсутствие интереса, апатия

Причинами усталости у школьников могут быть: недосыпание, чувство голода, неполное восстановление сил после перенесенной болезни, первые симптомы болезни и т.д. Различают субъективные критерии выяснения усталости (в чувство утомления, которое определяется путем опроса учащихся в течение учебного процесса) и объективные (эффективность учебного процесса, состояние функциональных систем организма школьников (опорно-двигательно й, кровеносной, дыхательной, сенсорной, высшей нервной деятельности и т.д.), которые определяют с помощью специальных методов исследования).

Для предотвращения снижения работоспособности учащихся на уроке используют такие способы профилактики утомления:

  • оптимизация условий проведения урока путем обеспечения благоприятного микроклимата, освещенности, рациональных рабочих поз, чередование деятельности и отдыха;
  • преимущественное использование первой сигнальной системы, а также метода переключения анализаторов, особенно в начале изучения новой темы;
  • проведение динамических пауз (в начальных классах — на каждом уроке, в старших — на четвертом и пятом уроках);
  • соответствие учебных и наглядных средств и методов ;
  • учет возрастных возможностей учащихся при определении степени сложности определенных элементов учебной нагрузки;
  • сокращение продолжительности урока в первом классе до 35 мин;
  • формирование положительной мотивации и благоприятного эмоционального климата в классе

 

Презентация "Профилактика переутомления  школьников"

Физминутки в стихах.

  • Пальчиковая гимнастика.
  • Упражнения для глаз.
  • Оздоровительные упражнения, упражнения на релаксацию.
  • Физминутки во время выполнения домашних заданий.
  • Точечный массаж;
  • Физминутки на уроках математики, русского языка, литературного чтения, окружающего мира.
     

 

Похожие статьи:

Основные направления деятельности педагога-психологаПсихпрофилактика и просвещение

Начальная школаИгры и задания по развитию письменной речи у школьников 7 - 10 лет.

Коррекционно-развивающее обучениеИгры на развитие словесно – логического мышления и связной речи младших школьников

Рейтинг: +1 Голосов: 1 2346 просмотров
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!