ГлавнаяМетодическая копилкаЛитератураПлан как компонент смыслового чтения

План как компонент смыслового чтения

-

Цель смыслового чтения - максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить извлеченную информацию. Это внимательное вчитывание и проникновение в смысл с помощью анализа текста. Когда человек действительно вдумчиво читает, то у него обязательно работает воображение, он может активно взаимодействовать со своими внутренними образами. Человек сам устанавливает соотношение между собой, текстом и окружающим миром. Когда ребенок владеет смысловым чтением, то у него развивается устная речь и, как следующая важная ступень развития, речь письменная.

Составление плана помогает запоминанию, систематизации содержания, пониманию текста. План раскрывает структуру текста, а значит и помогает усвоить главное содержание. План может быть простым и сложным. Последний содержит детализацию нескольких пунктов. При обучении составлению плана можно использовать следующую последовательность действий

Составление плана текста - алгоритм:

  1. Внимательно прочитай текст.
  2. Выдели главные мысли текста.
  3. Проверь, как они соотносятся друг с другом.
  4. Сгруппируй текст вокруг главной мысли (раздели его на смысловые части).
  5. По количеству главных мыслей определи количество пунктов плана.
  6. Сформулируй главные мысли кратко (запиши их в виде пунктов плана).
  7. Прочитай текст повторно, проверь - не пропустил ли что-то.


Навык самоконтроля - критерии

  1. Отражает ли твой план основное содержание текста.
  2. Все ли предложения связаны друг с другом.
  3. Понятен ли план другому человеку (соседу по парте, одноклассникам и т. п.).
  4. Содержится ли основной вывод по содержанию текста.

ОВ! – Пункты плана должны быть краткими

Задания:

  1. Детализировать пункты плана
  2. Собрать рассыпанный план
  3. Составить простой или сложный план текста
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!