Цель смыслового чтения - максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить извлеченную информацию. Это внимательное вчитывание и проникновение в смысл с помощью анализа текста. Когда человек действительно вдумчиво читает, то у него обязательно работает воображение, он может активно взаимодействовать со своими внутренними образами. Человек сам устанавливает соотношение между собой, текстом и окружающим миром. Когда ребенок владеет смысловым чтением, то у него развивается устная речь и, как следующая важная ступень развития, речь письменная.
Составление плана помогает запоминанию, систематизации содержания, пониманию текста. План раскрывает структуру текста, а значит и помогает усвоить главное содержание. План может быть простым и сложным. Последний содержит детализацию нескольких пунктов. При обучении составлению плана можно использовать следующую последовательность действий
Составление плана текста - алгоритм:
- Внимательно прочитай текст.
- Выдели главные мысли текста.
- Проверь, как они соотносятся друг с другом.
- Сгруппируй текст вокруг главной мысли (раздели его на смысловые части).
- По количеству главных мыслей определи количество пунктов плана.
- Сформулируй главные мысли кратко (запиши их в виде пунктов плана).
- Прочитай текст повторно, проверь - не пропустил ли что-то.
Навык самоконтроля - критерии
- Отражает ли твой план основное содержание текста.
- Все ли предложения связаны друг с другом.
- Понятен ли план другому человеку (соседу по парте, одноклассникам и т. п.).
- Содержится ли основной вывод по содержанию текста.
ОВ! – Пункты плана должны быть краткими
Задания:
- Детализировать пункты плана
- Собрать рассыпанный план
- Составить простой или сложный план текста