ГлавнаяМетодическая копилкаИсторияФормирование гражданских ценностей на основе афинской демократии. Реформы Солона. 5 класс

Формирование гражданских ценностей на основе афинской демократии. Реформы Солона. 5 класс

-

Реформы Солона.

1. Прежде всего, Солон отменил жестокие законы Дракона. Затем он повелел выкинуть с полей долговые камни. Земледельцы ликовали: все долги прощены, неволя не угрожает никому! Отныне сделавший новый долг бедняк отвечал за его выплату только своим имуществом; если этого имущества не хватало, то самого неоплатного должника запрещалось обращать в рабство. Вот почему даже обнищавший земледелец или ремесленник, носивший лохмотья и недоедавший, твердо знал: его, свободного афинянина, рабом за долги не сделают. Солон распорядился отпустить на волю всех рабов-должников. Тех, кто был продан за море, он велел разыскать и выкупить за деньги государства. Среди вернувшихся были и такие, кто позабыл родную речь. В Афинском государстве остались только привозные рабы-чужеземцы.

2. Солон многое сделал, чтобы лишить знать преимуществ по управлению государством. Отныне архонтом мог стать не только знатный человек — достаточно было обладать богатством. Незнатные выходцы из демоса, разбогатевшие на морской торговле, владевшие кораблями, складами товаров, домами и рабами, также могли занять должность архонта. Для решения важнейших государственных дел стали созывать Народное собрание, в котором участвовали все свободные афиняне.

3. Впервые в истории Солон установил, что судьи должны выбираться из числа граждан независимо от их знатности и богатства. Теперь даже бедняк мог стать судьей.

  

Тема урока: "Формирование гражданских ценностей на основе афинской демократии"

Цель урока:  создание представления о зарождение демократии в Афинах и как политического режима в истории человечества;

Задачи урока :

  1. Ознакомить с реформами Солона;
  2. Развивать умение работать с первоисточниками;
  3. Учить анализировать, рассуждать, сравнивать, схематизировать
  4. Воспитывать чувства сопереживания к судьбам простого народа, умение различать добро и зло, стремление совершать хорошие поступки.
  5. Учить соотносить события Всеобщей истории с историей России.

Оборудование урока: компьютер, проектор, пакет раздаточного материала, учебники, «камушки» для голосования.

Действия учителя

Действия учеников

1. Приветствие учащихся. Психологический настрой.

 Кто за то, что бы сегодняшний урок провести на «пятерку», прошу голосовать

Дети поднимают руки.

 

2. А знаете  ли вы, откуда пришел этот обычай, поднимать руки при принятии решения в коллективе, на собрании?

Высказывают гипотезы.

3. Этот обычай пришел к нам из Древней Греции, а как это произошло, мы узнаем на сегодняшнем уроке.

 

4. Обратите внимание на доску. Тема нашего сегодняшнего урока  «Демократия». Как вы думаете, о чем пойдет речь?

Высказывают гипотезы.

5. Записываю гипотезы на доске. Формулируем цель урока

 

6. Слово «Демократия» состоит из двух слов «Демос» - народ  и «кратос»- власть. Что значит «Власть народа». А кто же назывался народом в Греции? СЛАЙД №2

Вспоминают, предполагают

7. Творческая работа в парах: перед вами набор карточек. Ваша задача заключается в том, что бы на столе сложить схему «Население Греции». СЛАЙД№3

Составляют схему, накладывают понятия на шаблон схемы.

8. Большую часть демоса составляли бедняки. Немногие из них могли разбогатеть. Например, сын бедняка с детства любил рисовать. Отец отдал его к владельцу гончарной мастерской. Мальчик научился расписывать глиняные вазы, стал опытным рисовальщиком, накопил денег, открыл свою мастерскую, купил 2 рабов для черной работы, стал знаменитым художником. Но по-прежнему он принадлежал к демосу, а не к знати.

 

Почему?

(Знаменитые роды (аристократы) вели свое происхождение от богов, героев и древних царей. Знатные роды считали, что от рождения по крови, по породе им дано особое благородство тела и души).

Богатым мог становиться и ремесленник, занимающийся морской торговлей, которому повезло, морская торговля принесла ему большую прибыль, он стал богачом. Но этот богач не мог причислить себя к знати. Почему?

Ответ : Потому что его отец был из демоса.

 

 

Почему? Он принадлежал к демосу потому, что его отец был из демоса.

9. Афинский демос был недоволен тем, что правителей (аристократов) выбирали из знатных, судьями тоже были знатные люди, которые судили не по писаным законам, а по обычаям, которые можно было толковать по-разному.

- Как вы считаете,какие требования мог выдвигать демос?

СЛАЙД№4

Высказывают предположения:

1. отнять власть у знатных людей;

2. самим управлять Афинами.

3. демос требовал отменить долговое рабство,

4. поделить землю, т.е. отобрать часть земли у знатных и раздать ее бедным.

10. СЛАЙД №5 В 594 г. до н. э. знать и демос сообща избрали архонтом Солона. БИОГРАФИЯ.

Он желал примирить между собой знать и демос, поступал так, чтобы и те и другие остались довольны. Но всем угодить невозможно. В результате Солон не угодил никому и навлек на себя ненависть большинства афинян. Что же он сделал?

Учащиеся работают с текстом  выделяют в тексте реформы Солона, рассказывают, дополняют

 

11. Обида бедных и богатых, эммиграция Солона, роль его реформ.

 

12. Демократия сегодня. Демократия в России. ВОПРОС: А как народ нашей страны участвует в управлении?

 

13. Подведение итогов урока: Заседая в суде, афиняне голосовали при помощи белых и черных камушков. Если подозреваемого считали виновным, в сосуд опускали черный камень, а если не виновным – то белый. Я предлагаю вам оценить наш сегодняшний урок, и если он вам понравился, то опустите в сосуд светлый камушек, а если нет, то темный камушек. 

 

14. Выбираем счетную комиссию, считаем «камни», подводим итоги урока.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рейтинг: +1 Голосов: 1 4659 просмотров
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!