Реформы Солона.
1. Прежде всего, Солон отменил жестокие законы Дракона. Затем он повелел выкинуть с полей долговые камни. Земледельцы ликовали: все долги прощены, неволя не угрожает никому! Отныне сделавший новый долг бедняк отвечал за его выплату только своим имуществом; если этого имущества не хватало, то самого неоплатного должника запрещалось обращать в рабство. Вот почему даже обнищавший земледелец или ремесленник, носивший лохмотья и недоедавший, твердо знал: его, свободного афинянина, рабом за долги не сделают. Солон распорядился отпустить на волю всех рабов-должников. Тех, кто был продан за море, он велел разыскать и выкупить за деньги государства. Среди вернувшихся были и такие, кто позабыл родную речь. В Афинском государстве остались только привозные рабы-чужеземцы.
2. Солон многое сделал, чтобы лишить знать преимуществ по управлению государством. Отныне архонтом мог стать не только знатный человек — достаточно было обладать богатством. Незнатные выходцы из демоса, разбогатевшие на морской торговле, владевшие кораблями, складами товаров, домами и рабами, также могли занять должность архонта. Для решения важнейших государственных дел стали созывать Народное собрание, в котором участвовали все свободные афиняне.
3. Впервые в истории Солон установил, что судьи должны выбираться из числа граждан независимо от их знатности и богатства. Теперь даже бедняк мог стать судьей.
Тема урока: "Формирование гражданских ценностей на основе афинской демократии"
Цель урока: создание представления о зарождение демократии в Афинах и как политического режима в истории человечества;
Задачи урока :
- Ознакомить с реформами Солона;
- Развивать умение работать с первоисточниками;
- Учить анализировать, рассуждать, сравнивать, схематизировать
- Воспитывать чувства сопереживания к судьбам простого народа, умение различать добро и зло, стремление совершать хорошие поступки.
- Учить соотносить события Всеобщей истории с историей России.
Оборудование урока: компьютер, проектор, пакет раздаточного материала, учебники, «камушки» для голосования.
Действия учителя |
Действия учеников |
1. Приветствие учащихся. Психологический настрой. Кто за то, что бы сегодняшний урок провести на «пятерку», прошу голосовать |
Дети поднимают руки. |
2. А знаете ли вы, откуда пришел этот обычай, поднимать руки при принятии решения в коллективе, на собрании? |
Высказывают гипотезы. |
3. Этот обычай пришел к нам из Древней Греции, а как это произошло, мы узнаем на сегодняшнем уроке. |
|
4. Обратите внимание на доску. Тема нашего сегодняшнего урока «Демократия». Как вы думаете, о чем пойдет речь? |
Высказывают гипотезы. |
5. Записываю гипотезы на доске. Формулируем цель урока |
|
6. Слово «Демократия» состоит из двух слов «Демос» - народ и «кратос»- власть. Что значит «Власть народа». А кто же назывался народом в Греции? СЛАЙД №2 |
Вспоминают, предполагают |
7. Творческая работа в парах: перед вами набор карточек. Ваша задача заключается в том, что бы на столе сложить схему «Население Греции». СЛАЙД№3 |
Составляют схему, накладывают понятия на шаблон схемы. |
8. Большую часть демоса составляли бедняки. Немногие из них могли разбогатеть. Например, сын бедняка с детства любил рисовать. Отец отдал его к владельцу гончарной мастерской. Мальчик научился расписывать глиняные вазы, стал опытным рисовальщиком, накопил денег, открыл свою мастерскую, купил 2 рабов для черной работы, стал знаменитым художником. Но по-прежнему он принадлежал к демосу, а не к знати.
Почему? (Знаменитые роды (аристократы) вели свое происхождение от богов, героев и древних царей. Знатные роды считали, что от рождения по крови, по породе им дано особое благородство тела и души). Богатым мог становиться и ремесленник, занимающийся морской торговлей, которому повезло, морская торговля принесла ему большую прибыль, он стал богачом. Но этот богач не мог причислить себя к знати. Почему? Ответ : Потому что его отец был из демоса. |
|
|
Почему? Он принадлежал к демосу потому, что его отец был из демоса. |
9. Афинский демос был недоволен тем, что правителей (аристократов) выбирали из знатных, судьями тоже были знатные люди, которые судили не по писаным законам, а по обычаям, которые можно было толковать по-разному. - Как вы считаете,какие требования мог выдвигать демос? СЛАЙД№4 |
Высказывают предположения: 1. отнять власть у знатных людей; 2. самим управлять Афинами. 3. демос требовал отменить долговое рабство, 4. поделить землю, т.е. отобрать часть земли у знатных и раздать ее бедным. |
10. СЛАЙД №5 В 594 г. до н. э. знать и демос сообща избрали архонтом Солона. БИОГРАФИЯ. Он желал примирить между собой знать и демос, поступал так, чтобы и те и другие остались довольны. Но всем угодить невозможно. В результате Солон не угодил никому и навлек на себя ненависть большинства афинян. Что же он сделал? |
Учащиеся работают с текстом выделяют в тексте реформы Солона, рассказывают, дополняют |
11. Обида бедных и богатых, эммиграция Солона, роль его реформ. |
|
12. Демократия сегодня. Демократия в России. ВОПРОС: А как народ нашей страны участвует в управлении? |
|
13. Подведение итогов урока: Заседая в суде, афиняне голосовали при помощи белых и черных камушков. Если подозреваемого считали виновным, в сосуд опускали черный камень, а если не виновным – то белый. Я предлагаю вам оценить наш сегодняшний урок, и если он вам понравился, то опустите в сосуд светлый камушек, а если нет, то темный камушек. |
|
14. Выбираем счетную комиссию, считаем «камни», подводим итоги урока. |
|