Программа дополнительного образования
« Программирование это просто »
« Программирование это просто »
Автор программы
учитель информатики ШкопкинО.В.
Срок реализации программы – 2 год
Уровень образования: 8- 9 класс
Количество часов в неделю: 1 час
Количество часов за курс: 70 часов
1. Пояснительная записка
Рабочая программа дополнительного образования по информатике составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и соответствует требованиям к результатам освоения образовательной программы (личностным, метапредметным, предметным); основным подходам к развитию и формированию универсальных учебных действий (УУД) для основного общегообразования. В ней учитываются возрастные и психологические особенности школьников, обучающихся на ступени основного общего образования, учитываются межпредметные связи.
Курс поддержан программным обеспечением КуМир (Комплект Учебных МИРов). КуМир — система программирования, предназначенная для поддержки начальных курсов информатики и программирования в средней школе.
Программа реализует общеинтеллектуальное направление во внеурочной деятельности.
Цель программы:
Помочь учащимся заинтересоваться программированием, сформировать у школьников знания, умения и навыки решения задач по программированию и алгоритмизации.
В ходе ее достижения решаются задачи:
Обучающие:
· Обучение основным базовым алгоритмическим конструкциям.
· Освоение основных этапов решения задачи.
· Обучение навыкам разработки, тестирования и отладки несложных программ.
· Обучение навыкам разработки проекта, определения его структуры, дизайна.
Развивающие:
· Развивать познавательный интерес школьников.
· Развивать творческое воображение, математическое и образное мышление учащихся.
· Развивать умение работать с компьютерными программами и дополнительными источниками информации.
· Развивать навыки планирования проекта, умение работать в группе
Воспитывающие:
· Воспитывать интерес к занятиям информатикой.
· Воспитывать культуру общения между учащимися.
· Воспитывать культуру безопасного труда при работе за компьютером.
· Воспитывать культуру работы в глобальной сети.
2. Личностные и метапредметные результаты освоения курса внеурочной деятельности
В результате изучения данной программы, обучающиеся получат возможность формирования:
Личностных результатов -
− готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, мотивация к целенаправленной познавательной деятельности с целью приобретения профессиональных навыков в ИТ-сфере.
Метапредметныхрезультатов -
Регулятивные УУД:
− умение самостоятельно планировать пути достижения целей, соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль и коррекцию своей деятельности в процессе достижения результата.
Коммуникативные УУД:
− умения организовывать продуктивное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками.
Познавательные УУД:
− поиск и выделение необходимой информации;
− построение логической цепи рассуждений;
− самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.
Предметных результатов -
− освоение понятий «алгоритм», «программа» через призму практического опыта в ходе создания программных кодов;
− практические навыки создания линейных алгоритмов управления исполнителями;
− умение формально выполнять алгоритмы, описанные с использованием конструкций ветвления (условные операторы) и повторения (циклы), вспомогательных алгоритмов;
− умение создавать и выполнять программы для решения несложных алгоритмических задач в выбранной среде программирования
3. Требования к уровню подготовки учащихся
− В результате изучения курса ученик должен:
− иметь представление:
− о роли и месте знаний по данному курсу при освоении смежных дисциплин и в сфере профессиональной деятельности;
− о направлениях развития программного обеспечения вычислительной техники;
− знать:
− принципы построения алгоритмов;
− типы исполнителей, СКИ и базовые конструкции языка КуМир;
− основные приемы программирования;
− уметь:
− составлять простые алгоритмические конструкции;
− составлять программы на алгоритмическом языке для формальных исполнителей.
− Перечень учебно-методического обеспечения
− А.Г. Кушниренко, Г.В. Лебедев, Р.А. Сворень. Основы информатики и вычислительной техники. Учебник для средних учебных заведений.
− Кушниренко А.Г., Леонов А.Г. Методика преподавания основ алгоритмизации на базе системы КуМир. http://xn--80aawbkjgiswr.xn--1-btbl6aqcj8hc.xn--p1ai/article.php?ID=200901701
− Прищепа Т.А.Преподавание программирования в среде КуМир http://ido.tsu.ru/other_res/school2/osn/metod/prog/index.html
− Практикумы в КуМир. К.Ю. Поляков. http://kpolyakov.spb.ru/download/kumkurs.pdf
− Сайт НИИСИ РАН https://www.niisi.ru/kumir/
4. Перечень материально-технического обеспечения. Аппаратные средства.
− Компьютер – универсальное устройство обработки информации; основная конфигурация современного компьютера обеспечивает учащемуся мультимедиа-возможности: видео-изображение, качественный стереозвук в наушниках, речевой ввод с микрофона и др.
− Проектор, подсоединяемый к компьютеру, видеомагнитофону, микроскопу и т. п.; технологический элемент новой грамотности – радикально повышает: уровень наглядности в работе учителя, возможность для учащихся представлять результаты своей работы всему классу, эффективность организационных и административных выступлений.
− Принтер – позволяет фиксировать на бумаге информацию, найденную и созданную учащимися или учителем. Для многих школьных применений необходим или желателен цветной принтер. В некоторых ситуациях очень желательно использование бумаги и изображения большого формата.
− Телекоммуникационный блок, устройства, обеспечивающие подключение к сети – дает доступ к российским и мировым информационным ресурсам, позволяет вести переписку с другими школами.
− Устройства вывода звуковой информации – наушники для индивидуальной работы со звуковой информацией.
− Устройства для записи (ввода) визуальной и звуковой информации: сканер; фотоаппарат;– дают возможность непосредственно включать в учебный процесс информационные образы окружающего мира. В комплект с наушниками часто входит индивидуальный микрофон для ввода речи учащегося.
− Перечень используемых в курсе компьютерных программ
− Операционная система Windows 7.
− Офисное приложение Microsoft Office 2010.
− Система программирования КуМир.
5.Основное содержание курса
Раздел 1.
Понятие исполнителя. Неформальные и формальные исполнители. Среда Кумир. Что такое алгоритм. Различные формы записи алгоритмов (нумерованный список, таблица, блок-схема). Примеры линейных алгоритмов, алгоритмов с ветвлениями и повторениями (в повседневной жизни, в литературных произведениях, на уроках математики и т.д.). (6 час)
Раздел 2.
Учебные исполнители (Черепаха, Чертёжник, Робот,) как примеры формальных исполнителей. Их назначение, среда, режим работы, система команд. Управление исполнителями с помощью команд и их последовательностей. Составление алгоритмов и программ (линейных, с ветвлениями и циклами) для управления исполнителем Черепаха (18 часов)
Раздел 3.
Система координат. Исполнитель Чертёжник. Цвет и толщина линий. Заливка фигур. Штриховка. Практика на компьютере: разработка и исполнение программ для исполнителя Чертёжник: создание различных цветных изображений, создание изображений с помощью штриховки. Вспомогательные алгоритмы в среде КуМир(10 часов)
Раздел 4
Операторы. Оператор присваивания, ввод, вывод данных. Порядок выполнения операций. Трассировка программ. Знакомство с исполнителем Робот. СКИ Робота. Линейные алгоритмы для Робота. Разветвляющиеся алгоритмы. Условный оператор. Сложные условия. Логические отношения и операции. Порядок выполнения операций. Трассировка программ. Циклические алгоритмы. Операторы арифметического и условного циклов. Зацикливание программ. Разработка программ для исполнителя Робот. Вычисление НОД чисел. Циклы с переменной. Трассировка программ. Массивы. Типы массивов. Объявление массивов. Обработка массива с переменной. Обработка массива в цикле. Поиск максимального/минимального элемента массива. Подсчет количества элементов в массиве: с условием и без. Сумма элементов массива: с условием и без. Сортировка массивов. Обработка символьных массивов. Операции со строками. Матрицы. Работа с файлами. (36 часов)
6.Формы организации учебных занятий
Беседы, игры, практические занятия, самостоятельная работа, викторины и проекты.
Использование метода проектов позволяет обеспечить условия для развития у ребят навыков самостоятельной постановки задачи выбора оптимального варианта их решения, самостоятельного достижения цели, анализа полученных результатов с точки зрения решения поставленной задачи.
Программой предусмотрены методы обучения: объяснительно-иллюстративные, частично-поисковые (вариативные задания), творческие, практические.
Виды учебной деятельности
Аналитическая деятельность:
· приводить примеры формальных и неформальных исполнителей;>
· придумывать задачи по управлению учебными исполнителями;
· выделять примеры ситуаций, которые могут быть описаны с помощью линейных алгоритмов, алгоритмов с ветвлениями и циклами.
Практическая деятельность:
· составлять линейные алгоритмы и программы по управлению учебным исполнителем;
· составлять циклические алгоритмы по управлению учебными исполнителями;
· составлять алгоритмы с ветвлением по управлению учебным исполнителем;
· составлять вспомогательные алгоритмы для управления учебными исполнителями.
4. Календарно-тематическое планирование по курсу «Программирование это просто»
Дата | № урока | Тема | Кол-во часов |
1 | Инструктаж по технике безопасности. Алгоритмы и исполнители.Кумир. Исполнитель. Программа | 2 | |
2 | Система команд исполнителя. Решение задач для исполнителя в повседневной жизни. | 2 | |
3 | Способы записи алгоритмов. Виды алгоритмов. Различные формы записи алгоритмов (нумерованный список, таблица, блок-схема) Исполнители -Черепаха, Чертёжник, Робот | 2 | |
4 | Исполнитель Черепаха. Среда обитания, система команд. Составление линейных алгоритмов. | 2 | |
5 | Составление циклических алгоритмов для исполнителя Черепаха | 2 | |
6 | Решение задач для исполнителя Черепаха | 2 | |
7 | Цикл со счетчиком. Решение задач для исполнителя Черепаха. | 2 | |
8 | Цикл со счетчиком. Решение задач для исполнителя Черепаха. | 2 | |
9 | Вложенные циклы. Решение задач для исполнителя Черепаха | 2 | |
10 | . Построение геометрических фигур с помощью исполнителя Черепаха. | 2 | |
11 | Построение орнаментов с помощью исполнителя Черепаха. | 2 | |
12 | Исполнитель Чертёжник. Среда обитания, система команд. | 2 | |
13 | . Система координат. Исполнитель Чертёжник | 2 | |
14 | Составление линейных алгоритмов для исполнителя Чертёжник | 2 | |
15 | Вспомогательные алгоритмы исполнителя Чертёжник. | 2 | |
16 | Решение задач для исполнителя Чертёжник. | 2 | |
17 | Исполнитель Робот. Среда обитания, система команд. | 2 | |
18 | Составление линейных алгоритмов для исполнителя Робот. Лабиринты. | 2 | |
19 | Цикл со счетчиком. Решение задач для исполнителя Робот. | 2 | |
20 | Цикл со счетчиком. Решение задач для исполнителя Робот. | 2 | |
21 | Вложенные циклы. Решение задач для исполнителя Робот. | 2 | |
22 | Цикл с условием. Решение задач для исполнителя Робот. | 2 | |
23 | Цикл с условием. Решение задач для исполнителя Робот. | 2 | |
24 | Ветвления. Решение задач для исполнителя Робот. | 2 | |
25 | Ветвления. Решение задач для исполнителя Робот. | 2 | |
26 | Сложные условия. Решение задач для исполнителя Робот. | 2 | |
27 | Сложные условия. Решение задач для исполнителя Робот. | 2 | |
28 | Вспомогательные алгоритмы. Решение задач для исполнителя Робот. | 2 | |
29 | Вспомогательные алгоритмы. Решение задач для исполнителя Робот. | 2 | |
30 | Переменные. Решение задач для исполнителя Робот. | 2 | |
31 | Циклы с переменной. Решение задач для исполнителя Робот. | 2 | |
32 | Циклы с переменной. Решение задач для исполнителя Робот. | 2 | |
33 | Массивы. Типы массивов. | 2 | |
34 | Решение задач для исполнителя Робот. | 2 | |
35 | Итоговое повторение. | 2 |