Рассмотрено на заседании ШМО учителей математики, информатики, технологии Руководитель ШМО _________________ Н.В.Ковалева Протокол №__1___ «_30___» __августа__ 2017 г. | УТВЕРЖДАЮ директор МБОУ Курагинской СОШ №1 _______________________О. В. Шкопкин Приказ №_01-13-121_ «_31» _08__ 2017г. | <o:p> </o:p> |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному предмету «Информатика и ИКТ»
на 2017/ 2018 учебный год
Автор программы
учитель информатики ШкопкинО.В.
срок реализации программы – 1годКласс: 8
Количество часов в неделю: 1 час
Количество часов за курс: 35 час
Курагино, 2017г.
Пояснительная записка
Настоящая рабочая программа по информатике и ИКТ для основной общеобразовательной школы (8 класс) составлена на основе:
· Основной образовательной программы основного общего образования МБОУ Курагинской СОШ№1 ( http://school-one.ru/doc/norm/obrazovatelnaja-programa.html )
· Примерной образовательной программы основного общего образования одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию. (протокол от 8 апреля 2015г.) http://fgosreestr.ru/wp-content/uploads/2017/03/primernaja-osnovnaja-obrazovatelnaja-programma-osnovogo-obshchego-obrazovanija.pdf;
· Авторской программы по курсу информатики Н.Д. Угриновича для 8 и 9 классов.
Изучение информатики должно обеспечить:
базовые знания учащихся, т.е. сформировать представления о сущности информации и информационных процессов, развить логическое мышление, являющееся необходимой частью научного взгляда на мир, познакомить учащихся с современными информационными технологиями;
· формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права;
· формирование информационной и алгоритмической культуры; формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации; развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств;
· учащиеся приобретают знания и умения работы на современных ПК и программных средствах. Приобретение информационной культуры обеспечивается изучением и работой с текстовым и графическим редактором, электронными таблицами. СУБД, мультимедийными продуктами, средствами компьютерных телекоммуникаций.
Программой предполагается проведение практических работ, направленных на отработку отдельных технологических приемов.
Основу УМК составляют учебники завершенной предметной линии для 8-9 классов, включенные в Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации:
· Информатика: учебник для 8 класса, Угринович Н. Д., Бином. Лаборатория знаний, 2015
· Информатика и ИКТ. Основная школа: комплект плакатов и методическое пособие, Самылкина Н. Н., Калинин И. А., Бином. Лаборатория знаний, 2011
· Электронное приложение к УМК
Информационно-образовательная среда образовательного учреждения включает: комплекс информационных образовательных ресурсов, в том числе цифровые образовательные ресурсы, совокупность технологических средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ): компьютеры, иное ИКТ-оборудование, коммуникационные каналы, систему современных педагогических технологий, обеспечивающих обучение в современной информационно-образовательной среде. <o:p></o:p>
Организация учебного процесса осуществляется с использованием индивидуальных, групповых, индивидуально-групповых и фронтальных форм.<o:p></o:p>
Цели и задачи курса информатика
в 8 классе необходимо решить следующие задачи:
систематизировать подходы к изучению предмета;
· сформировать у учащихся единую систему понятий, связанных с созданием, получением, обработкой, интерпретацией и хранением информации;
· научить пользоваться распространенными прикладными пакетами;
· показать основные приемы эффективного использования информационных технологий;
· сформировать логические связи с другими предметами, входящими в курс среднего образования.
Место учебного предмета в учебном плане
Предмет информатика 8 класса входит в компонент образовательного учреждения. Данный курс обеспечивает непрерывность изучения предмета Информатика в среднем звене. На изучение курса отводится: 35 часов в 8 классе, 68 часов в 9 классе. Полный объём курса – 103 часа. Данный курс проводится в урочное время, стоит в школьном расписании как урок.
Общая характеристика учебного предмета
Информатика – это естественнонаучная дисциплина о закономерностях протекания информационных процессов в системах различной природы, а также о методах и средствах их автоматизации.
Многие положения, развиваемые информатикой, рассматриваются как основа создания и использования информационных и коммуникационных технологий — одного из наиболее значимых технологических достижений современной цивилизации. Вместе с математикой, физикой, химией, биологией курс информатики закладывает основы естественнонаучного мировоззрения.
Информатика имеет большое и все возрастающее число междисциплинарных связей, причем как на уровне понятийного аппарата, так и на уровне инструментария. Многие предметные знания и способы деятельности (включая использование средств ИКТ), освоенные обучающимися на базе информатики, находят применение как в рамках образовательного процесса при изучении других предметных областей, так и в иных жизненных ситуациях, становятся значимыми для формирования качеств личности, т. е. ориентированы на формирование метапредметных и личностных результатов. На протяжении всего периода становления школьной информатики в ней накапливался опыт формирования образовательных результатов, которые в настоящее время принято называть современными образовательными результатами.
Одной из основных черт нашего времени является всевозрастающая изменчивость окружающего мира. В этих условиях велика роль фундаментального образования, обеспечивающего профессиональную мобильность человека, готовность его к освоению новых технологий, в том числе, информационных. Необходимость подготовки личности к быстро наступающим переменам в обществе требует развития разнообразных форм мышления, формирования у учащихся умений организации собственной учебной деятельности, их ориентации на деятельностную жизненную позицию.
В содержании курса информатики основной школы целесообразно сделать акцент на изучении фундаментальных основ информатики, формировании информационной культуры, развитии алгоритмического мышления, реализовать в полной мере общеобразовательный потенциал этого курса.
Курс информатики основной школы является частью непрерывного курса информатики, который включает в себя также пропедевтический курс в начальной школе и обучение информатике в старших классах (на базовом или профильном уровне). В настоящей программе учтено, что сегодня, в соответствии с Федеральным государственным стандартом начального образования, учащиеся к концу начальной школы должны обладать ИКТ-компетентностью, достаточной для дальнейшего обучения. Далее, в основной школе, начиная с 5-го класса, они закрепляют полученные технические навыки и развивают их в рамках применения при изучении всех предметов. Курс информатики основной школы, опирается на опыт постоянного применения ИКТ, уже имеющийся у учащихся, дает теоретическое осмысление, интерпретацию и обобщение этого опыта.
Требования к результатам освоения на личностном, метапредметном и предметном уровнях
С введением ФГОС реализуется смена базовой парадигмы образования со «знаниевой» на «системно-деятельностную», т. е. акцент переносится с изучения основ наук на обеспечение развития УУД (ранее «общеучебных умений») на материале основ наук. Важнейшим компонентом содержания образования, стоящим в одном ряду с систематическими знаниями по предметам, становятся универсальные (метапредметные) умения (и стоящие за ними компетенции). <o:p></o:p>
В основной школе предусматривается развитие описанных умений в учебной деятельности на материале предмета. В учебниках рассматривается развитие этих умений на содержательном учебном материале информатики. Для информатики характерно сочетание в пропорциональном соотношении основ теории с практическими умениями. Практические работы от небольших упражнений до комплексных заданий рассматриваются в основной школе через призму освоения средств информационных технологий как мощного инструмента познания окружающей действительности. При этом приоритет отдается освоению наиболее востребованных средств ИКТ и ПО во взаимосвязи с проблемным содержанием типичного класса задач, актуальным в какой-либо профессиональной отрасли. <o:p></o:p>
Поскольку концентрический принцип обучения остается актуальным в основной школе, то развитие личностных и метапредметных результатов идет непрерывно на всем содержательном и деятельностном материале.
Личностные результаты– это сформировавшаяся в образовательном процессе система ценностных отношений учащихся к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу, объектам познания, результатам образовательной деятельности. Основными личностными результатами, формируемыми при изучении информатики в основной школе, являются:
1. Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира.
Информатика, как и любая другая учебная дисциплина, формирует определенную составляющую научного мировоззрения. Она формирует представления учащихся о науках, развивающих информационную картину мира, вводит их в область информационной деятельности людей.
Формирование информационной картины мира происходит через:
· понимание и умение объяснять закономерности протекания информационных процессов в системах различной природы, их общность и особенности;
· умение описывать, используя понятия информатики, информационные процессы функционирования, развития, управления в природных, социальных и технических системах;
· анализ исторических этапов развития средств ИКТ в контексте развития общества.
2. Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности.
Указанный возраст характеризуется стремлением к общению и совместной полезной деятельности со сверстниками.
Возможности информатики легко интегрируются с возможностями других предметов, на основе этого возможна организация:
· целенаправленного поиска и использования информационных ресурсов, необходимых для решения учебных и практических задач, в том числе с помощью средств ИКТ;
· анализа информационных процессов, протекающих в социотехнических, природных, социальных системах;
· оперирования с информационными объектами, их преобразования на основе формальных правил;
· применения средств ИКТ для решения учебных и практических задач из областей, изучаемых в различных школьных предметах, охватывающих наиболее массовые применения ИКТ в современном обществе.
3. Приобретение опыта выполнения с использованием информационных технологий индивидуальных и коллективных проектов, таких как разработка программных средств учебного назначения, издание школьных газет, создание сайтов, виртуальных краеведческих музеев и т. д.
Результаты совместной работы легко использовать для создания информационных объектов (текстов, рисунков, программ, результатов расчетов, баз данных и т. п.), в том числе с помощью компьютерных программных средств. Именно они станут основой проектной исследовательской деятельности учащихся.
4. Формирование представлений об основных направлениях развития информационного сектора экономики, основных видах профессиональной деятельности, связанных с информатикой и информационными технологиями.
В контексте рассмотрения вопросов социальной информатики изучаются характеристики информационного общества, формируется представление о возможностях и опасностях глобализации информационной сферы. Учащиеся научатся соблюдать нормы информационной культуры, этики и права, с уважением относиться к частной информации и информационным правам других людей.
5. Формирование на основе собственного опыта информационной деятельности представлений о механизмах и законах восприятия и переработки информации человеком, техническими и социальными системами.
Освоение основных понятий информатики (информационный процесс, информационная модель, информационный объект, информационная технология, информационные основы управления, автоматизированная информационная система, информационная цивилизация и др.) позволяет учащимся:
· получить представление о таких методах современного научного познания, как системно-информационный анализ, информационное моделирование, компьютерный эксперимент; использовать необходимый математический аппарат при решении учебных и практических задач информатики;
· освоить основные способы алгоритмизации и формализованного представления данных.
Метапредметные результаты– освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и в других жизненных ситуациях. Основными метапредметными результатами, формируемыми при изучении информатики в основной школе, являются:<o:p></o:p>
· развитие ИКТ-компетентности, т. е. приобретение опыта создания, преобразования, представления, хранения информационных объектов (текстов, рисунков, алгоритмов и т. п.) с использованием наиболее широко распространенных компьютерных инструментальных средств;
· осуществление целенаправленного поиска информации в различных информационных массивах, в том числе электронных энциклопедиях, сети Интернет и т. п., анализа и оценки свойств полученной информации с точки зрения решаемой задачи;
· целенаправленное использование информации в процессе управления, в том числе с помощью аппаратных и программных средств компьютера и цифровой бытовой техники;
· умения самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; умения соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
· умение оценивать правильность выполнения учебной задачи и собственные возможности ее решения;
· владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
· умения определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
Предметные результатывключают в себя: освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами. В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом общего образования основные предметные результаты изучения информатики в основной школе отражают:
· понимание роли информационных процессов в современном мире;
· формирование информационной и алгоритмической культуры; формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации; развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств;
· формирование умений формализации и структурирования информации, выбора способа представления данных в соответствии с поставленной задачей (таблицы, схемы, графики, диаграммы) с использованием соответствующих программных средств обработки данных;
· формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права. Большое значение в курсе имеет тема «Коммуникационные технологии», в которой учащиеся не только знакомятся с основными сервисами Интернета, но и учатся применять их на практике.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение(6 часов)
Информация и информационные процессы. Компьютер- универсальное устройство обработки данных.
Информация в живой и неживой природе. Техника безопасности в кабинете информатики. Информация в обществе и технике. Кодирование информации с помощью знаковых систем. Количество информации как мера уменьшения неопределенности знаний. Определение количества информации. Контрольная работа №1 по теме «Информация и информационные процессы»
Математические основы информатики(10 час)
Тексты и кодирование. Дискретизация. Системы счисления.
Кодирование текстовой и графической информации
Кодирование текстовой информации. Пространственная дискретизация. Пр.р. "Кодирование графической информации". Растровые и векторные изображения на экране монитора Контрольная работа №2 по теме "Кодирование текстовой и графической информации"
Кодирование и обработка звука, цифровых фото и видео
Кодирование и обработка звуковой информации. Цифровое фото и видео. Пр.р. «Захват цифрового фото и создание слайд-шоу» Цифровое фото и видео.» Контрольная работа №3 по теме «Кодирование и обработка звука, цифровых фото и видео»
Кодирование и обработка числовой информации
Представление числовой информации с помощью систем счисления Двоичное кодирование чисел в компьютере. Пр.р. «Перевод чисел из одной системы счисления в другую с помощью калькулятора». Контрольная работа №4 по теме «Кодирование и обработка числовой информации»
Использования программных систем и сервисов.(19 часов)
Файловая система.
Принципы построения файловых систем. Каталоги. Основные операции при работе с файлами: создание, редактирование, копирование, удаление, перемещение, архивирование и разархивирование. Типы файлов. Атрибуты и спецификация. Файловый менеджер.
Подготовка текстов. Электронные таблицы.Базы данных, поиск информации.
Набор текста, редактирование, вставка таблиц, рисунков. Работа с абзацем. Проверка орфографии играматики. Электронные таблицы. Относительные, абсолютные и смешанные ссылки в электронных таблицах. Построение диаграмм и графиков в электронных таблицах. Построение диаграмм и графиков в электронных таблицах. Базы данных в электронных таблицах. Сортировка и поиск данных в электронных таблицах. Пр.р. «Сортировка и поиск данных в электронных таблицах». Контрольная работа №5 по теме «Хранение, поиск и сортировка информации в базах данных»
Работа в информационном пространстве.ИКТ.
Передача информации. Локальные компьютерные сети. Локальные компьютерные сети. Пр.р. «Предоставление доступа к диску на компьютере, подключенном к локальной сети». Состав интернета. Адресация в Интернете. Маршрутизация и транспортировка данных по компьютерным сетям. Web-страницы и Web-сайты. Структура Web-страницы. Форматирование текста на Web-странице. Гиперссылки, списки и интерактивные формы на Web-страницах. Практическая работа «Разработка сайта с использованием языка разметки текста HTML». Контрольная работа № 6 по теме «Коммуникационные технологии и разработка Web-сайтов»
№ урока | Дата проведения | Тема урока | Количество часов | |
Плановая | Скорректированная | |||
1 | 6.09.2017 | Информация в живой и неживой природе. Техника безопасности в кабинете информатики | 1 | |
2 | 13.09.2017 | Информация в обществе и технике Компьютер, универсальное устройство обработки данных | 1 | |
3 | 20.09.2017 | Кодирование информации с помощью знаковых систем. | 1 | |
4 | 27.09.2017 | Количество информации как мера уменьшения неопределенности знания | 1 | |
5 | 4.10.2017 | Определение количества информации. | 1 | |
6 | 11.10.2017 | Контрольная работа №1 по теме "Информация и информационные процессы" | 1 | |
7 | 18.10.2017 | Кодирование текстовой информации. | 1 | |
8 | 25.10.2017 | Пространственная дискретизация. Пр.р. "Кодирование графической информации" | 1 | |
9 | 8.11.2017 | Растровые и векторные изображения на экране монитора | 1 | |
10 | 15.11.2017 | Контрольная работа №2 по теме "Кодирование текстовой и графической информации" | 1 | |
11 | 22.11.2017 | Кодирование и обработка звуковой информации. | 1 | |
12 | 29.11.2017 | Цифровое фото и видео. Пр.р. «Захват цифрового фото и создание слайд-шоу» | 1 | |
13 | 6.12.2017 | Цифровое фото и видео.» | 1 | |
14 | 13.12.2017 | Контрольная работа №3 по теме «Кодирование и обработка звука, цифровых фото и видео» | 1 | |
15 | 20.12.2017 | Представление числовой информации с помощью систем счисления | 1 | |
16 | 27.12.2017 | Двоичное кодирование чисел в компьютере. Пр.р. «Перевод чисел из одной системы счисления в другую с помощью калькулятора» | 1 | |
17 | 10.01.2018 | Текстовый процессор. Работа в текстовом процессоре. | 1 | |
18 | 17.01.2018 | Электронные таблицы.Относительные, абсолютные и смешанные ссылки в электронных таблицах. | 1 | |
19 | 24.01.2018 | Построение диаграмм и графиков в электронных таблицах. | 1 | |
20 | 31.02.2018 | Построение диаграмм и графиков в электронных таблицах. | 1 | |
21 | 7.02.2018 | Контрольная работа №4 по теме «Кодирование и обработка числовой информации» | 1 | |
22 | 14.02.2018 | Базы данных в электронных таблицах | 1 | |
23 | 21.02.2018 | Сортировка и поиск данных в электронных таблицах. Пр.р. «Сортировка и поиск данных в электронных таблицах» | 1 | |
24 | 28.03.2018 | Контрольная работа №5 по теме «Хранение, поиск и сортировка информации в базах данных» | 1 | |
25 | 14.03.2018 | Передача информации | 1 | |
26 | 21.03.2018 | Локальные компьютерные сети | 1 | |
27 | 4.04.2018 | Локальные компьютерные сети. Пр.р. «Предоставление доступа к диску на компьютере, подключенном к локальной сети» | 1 | |
28 | 11.04.2018 | Состав интернета. | 1 | |
29 | 18.04.2018 | Адресация в Интернете | 1 | |
30 | 25.04.2018 | Маршрутизация и транспортировка данных по компьютерным сетям. | 1 | |
31 | 2.05.2018 | Web-страницы и Web-сайты. Структура Web-страницы | 1 | |
32 | 9.05.2018 | Форматирование текста на Web-странице. | 1 | |
33 | 16.05.2018 | Гиперссылки, списки и интерактивные формы на Web-страницах | 1 | |
34 | 23.05.2018 | Практическая работа «Разработка сайта с использованием языка разметки текста HTML» | 1 | |
35 | 30.05.2018 | Контрольная работа №6 по теме «Коммуникационные технологии и разработка Web-сайтов» | 1 |
Планируемые результаты изучения информатики
Введение.Информация и информационные процессы
Выпускник научится:
· различать содержание основных понятий предмета: информатика, информация, информационный процесс, информационная система, информационная модель и;
· различать виды информации по способам её восприятия человеком и по способам её представления на материальных носителях;
· раскрывать общие закономерности протекания информационных процессов в системах различной природы;
· приводить примеры информационных процессов – процессов, связанные с хранением, преобразованием и передачей данных – в живой природе и технике ;
· использовать термины «информация», «сообщение», «данные», «кодирование», а также понимать разницу между употреблением этих терминов в обыденной речи и в информатике;
· описывать размер двоичных текстов, используя термины «бит», «байт» и производные от них; использовать термины, описывающие скорость передачи данных;
· записывать в двоичной системе целые числа от 0 до 256;
· классифицировать средства ИКТ в соответствии с кругом выполняемых задач;
· узнает о назначении основных компонентов компьютера (процессора, оперативной памяти, внешней энергонезависимой памяти, устройств ввода -вывода), характеристиках этих устройств;
Выпускник получит возможность:
· узнать о том, что любые данные можно описать, используя алфавит, содержащий только два символа, например 0 и 1;
· познакомиться с тем, как информация (данные) представляется в современных компьютерах;
· познакомиться с двоичной системой счисления;
· познакомиться с двоичным кодированием текстов и наиболее употребительными современными кодами
· осознано подходить к выбору ИКТ – средств для своих учебных и иных целей;
· узнать о физическихограничениях на значения характеристик компьютера.
Математические основы информатики
Выпускник научится:
· описывать размер двоичных текстов, используя термины «бит», «байт» и производные от них; использовать термины, описывающие скорость передачи данных, оценивать время передачи данных;
· кодировать и декодировать тексты по заданной кодовой таблице;
· определять минимальную длину кодового слова по заданным алфавиту кодируемого текста и кодовому алфавиту (для кодового алфавита из 2, 3 или 4 символов);
· определять длину кодовой последовательности по длине исходного текста и кодовой таблице равномерного кода;
· познакомиться с двоичным кодированием текстов и с наиболее употребительными современными кодами;
· кодировать и декодировать тексты при известной кодовой таблице;
· использовать основные способы графического представления числовой информации.
· использовать основные способы графического представления числовой информации, (графики, диаграммы).
Выпускник получит возможность:
· узнать о том, что любые дискретные данные можно описать, используя алфавит, содержащий только два символа, например, 0 и 1;
· познакомиться с тем, как информация (данные) представляется в современных компьютерах и робототехнических системах;
· познакомиться с примерами использования графов, деревьев и списков при описании реальных объектов и процессов;
· узнать оналичии кодов, которые исправляют ошибки искажения, возникающие при передаче информации.
Использование программных систем и сервисов
Выпускник научится:
· базовым навыкам работы с компьютером;
· использовать базовый набор понятий, которые позволяют описывать работу основных типов программных средств и сервисов (файловые системы, текстовые редакторы, электронные таблицы, браузеры, поисковые системы, словари, электронные энциклопедии);
· базовым навыкам и знаниям, необходимым для использования интернет-сервисов при решении учебных и внеучебных задач;
· организации своего личного пространства данных с использованием индивидуальных накопителей данных, интернет-сервисов и т. п.;
· основам соблюдения норм информационной этики и права.
Выпускник получит возможность:
· познакомиться с программными средствами для работы с аудио — и визуальными данными и соответствующим понятийным аппаратом;
· научиться создавать текстовые документы, включающие рисунки и другие иллюстративные материалы, презентации и т. п.;
· познакомиться с примерами использования математического моделирования и компьютеров в современных научно-технических исследованиях (биология и медицина, авиация и космонавтика, физика и т. д.).
· познакомиться с принципами устройства Интернета и сетевого взаимодействия между компьютерами, методами поиска в Интернете;
· познакомиться с постановкой вопроса о том, насколько достоверна полученная информация, подкреплена ли она доказательствами; познакомиться с возможными подходами к оценке достоверности информации (оценка надежности источника, сравнение данных из разных источников и в разные моменты времени и т. п.);
· узнать о том, что в сфере информатики и ИКТ существуют международные и национальные стандарты;
· получить представление о тенденциях развития ИКТ.