1. Актуализация опорных знаний. Положение щелочных металлов в ПСХЭ. Изменение их физических и химических свойств на основании их положения в ПСХЭ. Нахождение в природе в виде соединений. На столах учащихся образцы веществ в твердом виде, стаканы с водой, пробирки, НСl, термометр, фенолфталеин, салфетка.
2. Создание проблемной ситуации. Ученики в классе — врачи на планерке. Учитель — главврач больницы. Зачитывается объяснительная практиканта Петрова Петра. «Я, Петров, дежурил 2 января 2014г в терапевтическом отделении. В 22 ч к нам поступил пациент Иванов И.И. с жалобами на боли в животе и тошноту. Дежурный врач дал мне задание сделать больному промывание желудка, все необходимое взять в процедурном кабинете. В процедурном кабинете стояли следующие вещества: поваренная соль, Глауберова соль, пищевая сода, каустическая сода, кристаллическая сода. Я не знал, какое средство дать больному, т.к. эту тему в институте я пропустил. Решил дать Иванову препарат под названием глауберова соль. После этого больного в палате я не видел, а на следующий день он написал на меня жалобу. Прошу разобраться в сложившейся ситуации».
3. Постановка учебной проблемы. Что случилось с больным Ивановым? Что надо было дать Иванову? Какое вещество не должно находиться в процедурном кабинете? Как поступить с практикантом?
4. Решение учебной проблемы. Выдвигают гипотезы, создают план проверки, проверяют гипотезу и формулируют решение проблемы. (Учебник 9 класс, соединения щелочных металлов).
Что надо было дать Иванову? При каком недомогании еще дают питьевую соду? Где еще используют? (опираемся на личный опыт учащихся). Инструктаж по технике безопасности! Опыт 1 Растворение твердых веществ.
5. Доказательство и применение найденного решения. Опыт 2. Взаимодействие соды с соляной кислотой. Инструктаж по технике безопасности! Такая же реакция происходит в желудке (межпредметные связи)
Какое вещество не должно находиться в процедурном кабинете?
Вопрос может возникнуть у школьников после изучения текста. Опыт 3. Определение щелочности каустической соды с помощью индикатора фенолфталеина (пурген). Инструктаж по технике безопасности! Учим стихотворение:
В щелочах у фенолфталеина
начинается не жизнь, а сплошная малина.
Домашнее задание носит творческий характер. Проблемная ситуация: Как помочь больному Иванову после того, как он принял глауберову соль с помощью тех веществ, которые были в процедурном кабинете? Проблемная ситуация: Больной с отеками и жалобами на боли в сердце? Предложить продукт питания и суточную дозу.