ГлавнаяМетодическая копилкаХимияМетодика подготовки к ЕГЭ по химии

Методика подготовки к ЕГЭ по химии

-
Методика подготовки к ЕГЭ по химии

 Для успешной подготовки к сдаче экзамена надо самостоятельно решать задачи.

Методика подготовки к ЕГЭ по химии.
 Из опыта работы учителя химии МБОУ Курагинская СОШ №1 Вольхиной Елены Юрьевны.
          Успешная сдача ЕГЭ и получение высокого тестового балла - это совместная цель ученика и преподавателя. В районе только в одном ОУ (Курагинская СОШ №1)  обучение химии ведется на профильном уровне 3 ч в неделю. Остальные школы работают по базисным  учебным планам, где на изучение химии отводится  1 час в неделю, что катастрофически мало, а значит,  без дополнительных занятий не обойтись! Все ОУ работают с использованием авторской программы О.С.Габриеляна и полного УМК данного автора.
         Работая педагогом дополнительного образования в МБОУ дополнительного образования детей  «Центр дополнительного образования для детей» (ЦДО), разработала спецкурс «Готовлюсь в ВУЗ. Химия» для углубленного изучения  химии по наиболее сложным вопросам.
          На базе центра созданы группы учащихся 10-11 кл. со всего района, для которых организована работа по сопровождению и поддержке в течение всего периода обучения. Проводятся тестирования в формате ЕГЭ: вводное, промежуточное и итоговое в форме пробного ЕГЭ. Анализ работы позволяет выделить следующие проблемы:
1. Количества часов по программе базового уровня (10 кл.-1 час, 11 кл.-1 час) недостаточно для успешной сдачи ЕГЭ.
2. В некоторых школах нет дополнительных часов на изучение химии в виде элективных предметов.
3. Многие учащиеся не имеют возможности для индивидуальных занятий.
4. Вводное тестирование выявило ряд проблем:
a. низкий уровень подготовки учащихся по неорганической и общей химии.
б. особенно слабая подготовка по органической химии (10 кл.-1 час!)
в. у учащихся не сформированы важнейшие химические понятия, возникают затруднения в проведении химических расчетов, решении задач.
5. Учащиеся в группе имеют разный уровень подготовки.
6. Трудности при проведении практической части (реактивы, оборудование) 
7. Учащиеся в школах не получили полную информацию (основные документы: кодификатор, спецификация, демоверсия, первичный, тестовый баллы).
           Решить эти проблемы можно при проведении занятий по программе спецкурса «Готовлюсь в ВУЗ. Химия». Отметим положительные моменты:
1. Работа в составе новой группы дает возможность оценить свой уровень знаний и сравнить себя с учащимися других школ.
2. Изучение основных документов: кодификатор, спецификация, демоверсия, дает возможность каждому ученику, исходя из своего интеллектуального потенциала, выстроить индивидуальную образовательную программу. 
3. Знакомство со структурой ЕГЭ, с планом работы, с различными типами заданий, с критериями ответов части В и С, с количеством баллов за каждое задание, выполнение вариантов ЕГЭ, проведение пробного испытания снимает часть напряжения и страха перед экзаменом.
4. Возможность выхода в интернет, решение различных заданий и вариантов в режиме online на сайте fipi.ru, edu.ru, работа с интерактивной доской, использование различных ЦОР и ЭОР повышает эффективность занятий.
5. Приобретение практических навыков в экспериментальной работе и использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни при проведении специальных занятий в химической лаборатории.
6. Углубленное изучение наиболее сложных вопросов химии, решение различных типов задач части В и С. Использование метода регрессивного анализа.
В результате целенаправленной, систематической работы учащиеся ЦДО показали высокие результаты на ЕГЭ. Средний балл по химии по району увеличился на 6,8 балла по сравнению с 2009 г. 
Анализ результатов ЕГЭ по химии.
Год Количество учащихся Максимальный балл Средний балл
ЦДО район ЦДО район ЦДО район край
2009 - - - 47 52,7
2010 10 (67%) 15 68 57 57,3 53,8 53,9
2011 16 (44%) 36 86 59 54 48 51,7
2012 11
«Мы в школе таких задач не решали. Я вообще не умею решать задачи. Учитель сказал, что с частью С я не справлюсь» Часто приходится слышать подобные высказывания учащихся.
 В литературе имеется достаточно работ, посвященных методам решения отдельных типов химических задач. Между тем ознакомление лишь со специальными способами отдельных типов задач создает реальную опасность того, что учащиеся ограничатся усвоением одних шаблонных приемов и не приобретут умения самостоятельно справляться с «незнакомыми» задачами.
В работе  американского ученого Джорджа Пойа «Как решать задачу», предлагается определенная общая методика обучения задач. Д. Пойа пишет о том, что «учитель обязан хорошо знать то, чему он собирается учить. Он должен показать учащимся, как решать задачи. Но как он может показать то, чем он сам хорошо не владеет?»
Только дураки начинают сначала. Не забудьте оглянуться в будущее! В будущем ваша проблема уже решена, остается только вспомнить дорогу к верному ответу.
Леонардо да Винчи 
         Открытие метода регрессивного анализа приписывают Платону. В этом методе есть известная психологическая трудность: приходится встать спиной к цели, уходить от желаемого, работать от конца к началу. Метод может вызвать затруднения у учащихся, если он неумело преподносится.
          Процесс решения задачи представляет собой поиск выхода из затруднения, процесс достижения цели, которая первоначально не кажется сразу доступной. Найти решение означает построить мост между предпосылкой и заключением. Выстроить его в виде взаимосвязи рассуждений. Это и есть составление плана.
        За ним следует реализация плана. Составление плана и его реализация идут в противоположных направлениях. Начинаем с цели, неизвестного,  заканчиваем, достигнув данных или условия. Реализуя план, мы напротив, продвигаемся от условия к цели; таким образом, о нашей цели начинаем думать в самом начале, достигаем же её в самом конце. Если движение в направлении цели рассматривать как движение в прямом направлении, то можно сказать, что при составлении плана мы продвигались в обратном направлении.
       Таким образом, важный метод решения задач можно назвать составлением плана в обратном направлении, или продвижением от конца к началу; греческие геометры называли этот метод анализом, что по смыслу означает "решение от конца к началу".
Дж. Пойа выделяет четыре ступени в процессе решения и группирует вопросы и советы по каждой ступени в виде таблицы. Желательно такую таблицу иметь в классе. Как решать задачи (сокращенный вариант таблицы)
1. Понять предложенную задачу. Что неизвестно? Что дано? В чем состоит условии?
2. Найти путь от неизвестного к данным, если нужно, рассмотреть промежуточные задачи («анализ»). Преобразовать неизвестные элементы. Попытаться ввести новые неизвестные, более близкие к искомым неизвестным. Решить только часть задачи.
3. Реализовать найденную идею решения («синтез»).
4. Решение проверить и оценить критически. Правдоподобен ли результат? Нельзя ли сделать проверку? Нет ли другого пути, ведущего к полученному результату? Какие результаты еще можно получить на том же пути?
            В содержании ЕГЭ по химии входят различные типы задач (см. кодификатор и спецификацию). Учащимся наряду с методикой решения требуются опорные знания, которые в зависимости от индивидуальных особенностей ученика, представляю в виде различных образов: визуальных, аудиальных, знаковых и модельных. Индивидуальные особенности учащихся состоят в различной способности к восприятию информации по разным информационным каналам, а также в различном умении переводить информацию из одного образа в другой. Для преодоления этих трудностей в процессе обучения необходимо, чтобы учащиеся изучаемые явления видели, слышали, осуществляли с ними практические и мыслительные операции, что на нашем курсе мы успешно осуществляем.
          Подготовка к ЕГЭ требует большой совместной работы   педагога и ученика. Для успешной сдачи экзамена надо уметь решать задачи. 
 
 
Список литературы:
1. Ахметов М.А. Стратегия успешной подготовки к решению расчетных задач ЕГЭ по химии / М.А.Ахметов. - Ульяновск: УИПКПРО. 2009-64с.
2. Иванцова В.И., Иванцов В.М.          Методологическое сопровождение деятельности педагогов в системе повышения квалификации.     Красноярск, 2005
3. Пойа Д. Как решать задачу. Под редакцией Ю.М.Гайдука. Пособие для учителей. Государственное учебно-педагогическое издательство Министерства просвещения РСФСР, Москва 1959-206с.
 
 
 
Рейтинг: +4 Голосов: 4 8008 просмотров
Комментарии (1)
Шкопкин О.В. # 15 апреля 2012 в 20:01 0
Ну вот, чувствуется уровень. Жду продолжения. Я думаю эта работа полезна для всех.