ГлавнаяМетодическая копилкаФизикаУрок “Способы уменьшения и увеличения давления”.

Урок “Способы уменьшения и увеличения давления”.

-
Цель: выяснить способы уменьшения и увеличения давления твердых тел, научиться решать задачи с использованием формулы давления твердых тел

Задачи:

Образовательные: систематизация знаний по теме “Давление”; формировать умение находить давление в разных случаях; сравнивать давление в разных практических ситуациях; обосновывать необходимость увеличения или уменьшения давления; повторить основные формулы темы с помощью решения задач; обеспечить усвоение формулы для расчёта давления твёрдого тела;

Развивающие: совершенствовать навыки самостоятельной работы, активизировать мышление школьников, умение самостоятельно формулировать выводы, развивать речь.

Воспитательные: развитие чувства взаимопонимания и взаимопомощи в процессе совместного решения задач; развитие навыка работы в паре, развивать мотивацию изучения физики, используя разнообразные приёмы деятельности, сообщая интересные сведения.

Используемые учебники  и дидактические материалы:

1. "Физика 7" -А. В. Перышкин,

2. карточки с тестами и задачами,

3. На доске записаны значения для перевода физических единиц в систему СИ, и записаны значения физических единиц из устных задач, а также значения из интересных фактов.

 

Структура урока:

1. Организационный этап – 2 минуты

2. Контрольно – оценочный этап – 7 минут

3. Мотивационный этап – 8 минут

4. Организационно – деятельностный этап – 10 минут

5. Этап закрепления – 13 минут

6. Домашнее задание – 3 минуты

7. Итог урока – 2 минуты

Ход урока.

Организационный этап.

1. Приветствие;

2. Проверка отсутствующих;

3. Несколько слов о предстоящем уроке (постановка задачи).

2. Контрольно – оценочный этап.

Сейчас вы проверите себя, как вы поняли тему «Давление твёрдого тела». Учащимся раздаются листочки с тестом. Для этого вы выполните тест, в котором требуется вставить недостающие слова или выбрать правильный ответ. На тест даётся 4 минуты.

Тест. Ответь на вопросы:

1. Физическая величина равная отношению силы, действующей перпендикулярно к поверхности, к площади этой поверхности называется …

2. Если увеличить площадь поверхности, при неизменной силе, то давление …

3. Чтобы уменьшить давление на почву у автомобилей, тракторов, комбайнов делают…

4. Чтобы уменьшить усилие при разрезании, нужно… давление, для этого необходимо … площадь лезвия, т.е. ...

5. Чтобы оказать помощь человеку, проваливающемуся под лед, нужно к нему подползать, чтобы … давление на лед.

6. Единицей измерения давления является.....

а) кг/м3; б) м/с; в) Н; г) Па.

 

7. В каком положении (рис. 1) брусок ока­зывает наибольшее давление на стол?

а) 1; б) 2; в) 3; г) давление во всех случаях одинаково.

 

Тест проверяется сразу после его выполнения, совместно с учащимися. Каждый ученик оценивает себя, выставляя себе оценку. Листочки с тестом передаются учителю.

3.Мотивационный этап.

На предыдущем занятие мы с вами изучали теорию на тему давление твёрдых тел. Где же можно применить свои знания?

Зимой, где действует ледовая переправа, ставят знаки о допустимой нагрузке по этой ледовой дороге.

Сообщения о ледовой дороге.
Максимальная нагрузка:
Для колёсного транспорта – 8 т;
Для гусеничного транспорта – 12 т.

- Почему допустимая нагрузка для колёсного транспорта меньше, чем для гусеничного?

Мне ответ серьёзный дайте,
Кто сейчас сказать готов,
Почему следы в асфальте
Лишь от женских каблуков?
Отвечайте же скорее:
Что, девчата тяжелее?

Зачитываются интересные факты связанные с давлением.

1. ... давление гусеничного трактора массой 6,7 тонны на почву составляет 47000 Па

2. ... втыкая пальцем иглу или булавку в ткань, мы создаем давление около 100 000 000 Па

3. ... когда жалит оса, то она оказывает на кожу человека давление 30 000 000 000 Па

4. В Африке хирурги народности банту зашивают раны с помощью муравьев. Прижимают
края раны друг к другу, а затем на пораненное место помещают несколько муравьев определенного вида. Муравьи кусают кожу пациента, после чего медики  отрезают грудь и заднюю часть муравья, а рана остается плотно закрытой, словно на нее наложили скобки.

4. Организационно – деятельностный этап.

Настало время теорию применить на практике: научиться на практике вычислять давление твёрдого тела на опору. Запишите тему урока. “Способы уменьшения и увеличения давления”.Запишем  в тетради формулу давления твёрдого тела. Учащиеся диктуют формулу учителю p=F/S, учитель записывает её на доске.

Пишем на доске: F-сила давления, 1 Н.

S – площадь опоры, 1 м2 , 1 м2 = 10000 см2

р – давление , 1Па.( 1Н/м2)

Переведем давление, силу, площадь из внесистемных единиц в систему СИ.

Учащиеся решают устно.

5 кПа = 5000 Па

4 мПа = 0,004 Па

2,3 гПа = 230 Па

25 к Н = 25000Н

100см2 = 0,01 м2

4500см2 = 0,45м2

 

Задаём вопрос учащимся

– Какие разные виды задач мы можем поставить, используя соотношение между давлением, площадью, и силой давления?

Ответы учеников записываем на доске

1. Найти давление  по формуле р=F/S

2. Найти силу давления F=р∙S

3. Найти площадь опоры S=F/р

Решаем устные задачи на каждый вид задач.

1. Гусеничный трактор ДТ – 75М весом 60 кН имеет опорную площадь обеих гусениц 2 м2. Определите давление этого трактора на почву. (30000 Па)

2. Цапля, стоя на одной ноге, оказывает на почву давление ЗО000Па. Опорная площадь ноги цапли равна 0,015м2. Определите силу с которой цапля давит на почву. Определите массу цапли. (45кг)

3. Давление, производимое хоккеистом на лед равно 10000Па. Вычислите площадь конька, если масса стоящего на коньках хоккеиста вместе с коньками и костюмом равна 30 кг.

Динамическая пауза
А сейчас мы проведем еще одно наблюдение. Встаньте прямо, расправили плечи, подняли руки, опустили.  Поднялись на носки Опять выпрямились. Встали на правую ногу. На левую. Сели.

Ответьте на вопрос

- Когда вы оказывали на пол самое маленькое давление, когда самое большое?

- Изменилось ли ваше давление когда вы подняли руки?

5. Этап закрепления.

Работаем в группах – поворачиваемся образовываем группу из четырёх человек   и придумывает задачу, записываем условие задачи в тетради.

1 ряд – определить давление, зная силу давления и площадь опоры.

2 ряд – найти силу давления, зная давление и площадь опоры.

3 ряд – найти площадь опоры, зная давление и силу давления.

Несколько учащихся зачитывают свои задачи. Решаем задачи устно.

 

Теперь решим задачу в тетради. Вспомним, как оформляются  задачи по физике.

1) Длина стола 1,2 м, ширина 75 см. Стол имеет 4 ножки с площадью основания 9 см2 каждая. Масса стола 18 кг. Какое давление на пол производит стол? Чем у будет равно давление, если перевернуть стол ножками вверх? Ответ: 50 кПа; 200 Па.

Учащимся даётся время для решения задачи. К доске вызывается ученик для решения этой задачи. Каждый учащийся проверяет правильность оформления и решения задачи.

6.Домашнее задание

1. Решить придуманную на уроке задачу.

2. Домашнее экспериментальное задание.

Выбрать из предложенных заданий одно, выполнить на отдельном листе бумаги.

1.Определите давление собственного тела на пол. Массу тела измерьте с помощью напольных весов, а площадь подошвы ботинка (туфли) – с помощью миллиметровой или клетчатой бумаги.

2. Определите давление табурета на пол. Массу табурета измерьте с помощью бытовых весов, а площадь ножки табурета – с помощью миллиметровой линейки.

3. Определите давление на снег, когда вы стоите на лыжах. Площадь поверхности лыж измерьте с помощью сантиметровой ленты, а массу лаж и собственного тела – с помощью напольных весов.

7..Итог урока

 -Что повторили на уроке?

- Какие виды задач на давление выделили?

- Чему научились?

 

Рейтинг: +1 Голосов: 1 9300 просмотров
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!